@artbatik

Виолетта Митина

Мастер-класс шелковый шарф ”Поющая Сирин” 06.04.2020 23:17

Изображение образа птиц, тем более птиц, обладающих мистическими силами, является довольно частым в современной изобразительной культуре. И меня затронула данная тема…

Я хочу поделиться мастер-классом по созданию шарфа в технике свободной росписи, горячего и узелкового батиков, декоративного контура с изображением мистической птицы Сирин.

Много информации можно встретить на просторах интернета о истории появления птицы Сирин, о ее мистическом значении, ее подробное описание. Часто информация противоречивая. И это тема для отдельного тщательного изучения. Ее изображение можно встретить в лубке, вышивке, кружевоплетении, набойке, зодчестве, росписях, на предметах быта, пр.

В первую очередь, чтобы не запутаться и разобраться в данном вопросе, хочется обратиться к его истории и к научным источникам. Так например, как пишет академик Б. А. Рыбаков, образ птицы-девы был распространен задолго до Гомера: в крито-микенской культуре найдены статуэтки крылатых женщин. Античных Сиринов он связывает с богиней плодородия Деметрой, которую у славян сменила Мокошь.

История появления птицы Сирин, как отмечают многие исследователи, тесным образом связана с историческими событиями. С 988 г. новой религией княжеской власти на Руси стало христианство, которое насильно насаждалось среди славян-язычников. Первым шагом к этому было уничтожение языческих богов и запрещение магических изображений на предметах быта и одежде. Взамен уничтоженных культовых символов христианская церковь обещала народу покровительство нового бога и святых, которые в то время еще были чужды славянам. Христианская церковь, проявив вероломство и насилие, встретила в ответ сопротивление русичей-язычников и вынуждена была пойти на многие уступки. Церковный календарь был составлен таким образом, что важнейшие христианские праздники по времени совпадали с языческими. Точно так же обстояло дело и с магическими знаками в виде птиц на одежде, предметах быта и украшениях. Образ птицы, начиная с глубокой древности, был настолько привычным талисманом и распространенным персонажем славян, что уничтожая эту защитную символику, христианская церковь вынуждена была дать людям новых покровителей в привычном облике. Сирин и Алконост заменили Птицу-Солнце и Уточку, при этом мифические птицы-девы стали изображаться с нимбом или сиянием над головой — признаком святости в христианской религии.

Далее, образ птицы Сирин в представлениях людей стал меняться. Первоначально, как было предложено церковью обитала птица в самом «эдемском раю»: «Глас ее в пении, зело красен, ибо возвещает будущие неземные радости. Временами спускается она и на землю. Однако, если то пение услышит живой человек, «таковой от жития может отлучиться».

Последнее свойство Сирина, по-видимому, сильно озадачило русского человека, ценившего превыше всего силу, мужество, благородство и воспевавшего их в песнях, былинах, сказках. Образ Сирина народному художнику оказался чем-то ближе, чем Алконост, поэтому именно его стал он исправлять по своему вкусу.

В результате получилось, как бы два образа Сирина. Один, менее популярный, остался похитителем человеческих душ, другой же, как бы очищенный, стал символом радости, счастья.

Примером может служить славянское крестьянское искусство, где образ Сирина стал символом радости и счастья. Исполненный одним росчерком пера, облик птицы, очень выразительный и живой, обращен прямо к зрителю. Таким же радостным, благожелательным рисуется этот образ в песнях и сказках, где Сирин частый гость.

Мне тоже очень хотелось изобразить мистическую птицу Сирин с помощью быстрого эмоционального зарисовка, росписи кистью без предварительного карандашного зарисовка, поющую, загадочную и прекрасную.

Для начала я сделала несколько зарисовок птицы Сирин акварелью по сырой бумаге. Это вместо эскизов и для тренировки руки. Почему «по-сырому»? Т.к. при росписи по ткани краситель очень растекается, что очень похоже на акварель «по-сырому».

Далее я начала работу в материале. Аккуратно натянула один край платка на временный подрамник при помощи иглы и нитей, чтобы не осталось отверстий на ткани.

Поскольку цвет ткани шарфа розовый, то выбор цветов имел ограничения, и я выбрала оттенки коричневого, темно-красного и мало-синего, чтобы немного приглушить яркость розового фона.

1. С помощью кисти воском изобразила одну птицу и по фону частично наношу маленьких «музыкальных» символов.

2. Непосредственно роспись птиц свободной росписью. Стараюсь удержать растекающуюся краску. Там, где нет цвета, просто смачиваю ткань водой чтобы не получились грубые некрасивые разводы. Там где воск цвет ткани не поменяется поэтому стараюсь нанести краску более плотно вокруг воска.

3. Далее я сняла шарф и немного внесла «хаоса» синим с помощь узелкового батика. Просто хаотично, особенно там, где не будет птиц, завязываю плотные узелки нитью. Разбавляю красноту синим цветом. Чтобы не перестараться с цветом, предварительно смачиваю шарф водой.

4. Пока шарф снят удаляю воск при помощи утюга. Проглаживаю ткань через слои старых газет до тех пор, пока на газетах остаются жирные следы от воска.

5. Натянула снова шарф и приступила к росписи золотым контуром. Данный край платка получился декорирован четырьмя птицами.

6. Перетянула другой край и сразу расписала его в технике свободной росписи.

Как результат — при росписи шарфа получилось изображение пяти птиц с женским обликом. Свободное растекание краски сделало процесс не предсказуемым и от того более «живым». Мне кажется, что все же получилось передать движение мистических птиц и их поющие лица. Все утилитарные свойства шарф сохранил, т.к. ткань осталась мягкой и приятной на ощупь.

Как оказалось, изображение птицы Сирин очень интересная тема и хотелось бы продолжить ее и дальше!

Спасибо за просмотр! Всем здоровья и творчества!

матер-класс шелковый шарф распи


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам