Немного о белилах... 19.05.2020 22:47 – 22.05.2020 23:09
Решил показать Вам друзья и сравнить советские белила Ленинградского завода разных эпох, конкретно на этом тесте и обзоре белила цинковые, а так же их сравнение с российскими, и некоторыми образцами иностранных производителей.
Я думаю эта информация, будет интересна абсолютно всем любителям масляной живописи.
Белила готовят из цинка, получаемого электролитическим способом. По составу представляют собой окись цинка ZnO. Связующим веществом, как правило служит смесь орехового и льняного масел. Но здесь у разных производителей есть свои традиции, применяется и сафлоровое масло, и чисто льняное, либо пентаэфиры невысыхающих масел. Китайцы могут применить вобще интересную жижу, неизвестного состава, лучше уточнить в Китае. :)
По тону холодные. Являются полупрозрачной краской. Начало промышленного производства относится к 1849 году, когда они и были впервые применены в живописи. Русские художники времен Боровиковского, Левицкого,
Брюллова, таким образом, были совершенно не знакомы с этой краской.
Итак, начнем с краски 50-х годов прошлого столетия Ленинградского завода .
Откручиваем свинцовую крышку, которая была закручена более 60 лет назад, еще на заводе т.к. белила новые. Совет- при откручивании, если вдруг столкнетесь - лучше всего погреть крышку обычным феном, до очень горячего состояния, иначе при попытке открутить можно разорвать саму тубу. Просто так не открутите.
Краска засохла где то на миллиметр, убираем, чуть выдавливает подгустевшую, буквально сантиметр, и далее нас ждет вполне нормальная консистенция, чуть густовата, и немного тянется нитями. Но вполне можно писать, и даже нужно :)
Цвет слегка желтит, из данного обзора это самый "не белый" цвет, никаких комков не обнаружено. Вполне возможно что желтизна обусловлена действующим ГОСТом, который потом в 60-е будет заменен. Понятно, что когда они были новыми, скорее всего никакой желтизны не было. Но проверить это мы не сможем.
Далее у нас идет представитель 60-х, а именно белила 1969 года, с интересной надписью "нежелтеющие"
Крышка уже заменена на пластиковую из существующего в тот момент бакелита. Надежная.
Идеальная консистенция, белизна. Никакого отслоения связующего, ни в этом, ни в десятке других таких же туб мне отыскать не удалось. А запах - не передать. Это запах ваших новых шедевров! :) Надпись не подвела. Для теста использовался аналогичный тюбик "нежелтеющих" белил, только уже вскрытый.
Сравнение с белилами 50-х ...
Следующие исчезнувший вид под названием "свинцово-цинковые" производство их отменили в связи с высокой токсичностью свинца. По выражению проф. Д.И. Киплика свинцовые белила как бы созданы для масла. А смесь 2:1 или 1:1 свинцовых и цинковых по мнению профессора, является идеальным для масляных белил.
Отличная консистенция, укрывистость. Никаких комков.
Следующий экземпляр интересен наличием трех звезд светостойкости. ГОСТ 11826-66 г.
А вот уже 70-е годы, интересные белила с надписью "к" Знак качества СССР. Если кто знает, что означает сия "К" просьба написать. Официальный представитель завода ответил, что это "комбинированные", на вопрос комбинированные чего с чем, ответа я не получил. Вначале 70-х был принят гост 5.819-71, а в 77 году был принят новый последний ГОСТ 11826-77. Разницы с предыдущим ГОСТом, а также с ГОСТ 11826-66 я не заметил, судя по состоянию красок.
Вот уже пошли представители 80-х а именно 1981 год. Знак качества СССР. Изменений масса, крышка ПВХ, и это уже не масляная, а пентамасляная краска, отличается она заменой связующего на пентаэритритовый эфир жирных кислот подсолнечного или хлопкового масла. Так же в 80-е выпускались цинковые белила ДКМ, смысл примерно тот же, дегидрированное касторовое масло использовалось в качестве связующего. Это изобретение из СССР. По замыслу оно обладает лучшими характеристиками по белизне. Гост 11826-77
Смотрим что внутри...
Ну как то не очень заметно, что связующее обладает чем то уникальным, желтая жижа вытекла... хотя белила довольно белые, возможно такой попался. другие тубы из этой партии были без жижи. Да и естественно свой срок годности в 3 года, они пролежали, но в нашем тесте, это не важная характеристика :) Консистенция отличная и отсутствие комков. Запах приятный.
А вот другой дизайн, это 1989 год. Крышка более массивная более твердый ПВХ
Это уже другая туба из алюминия, окрашена краской, год также 1989, что внутри показывать не буду т.к. содержимое аналогично рассмотренному варианту ниже
А вот образец, своеобразный арьергард нашего обзора по качеству. 1989 год. Худшие белила из рассмотренных здесь. Видимо результат курса страны на "Перестройку"
Новинка этих туб, так же, как и предыдущей - запаяны под крышкой, что несомненно продляло жизнь краске. так как нет совсем контакта с воздухом. Сама резьба на тубе сделана коряво, такое ощущение, что механизм нарезающий эту резьбу на заводе, давно не меняли.
Краска с какими то мелкими комьями, неприятный запах. Цвет сопоставим с белилами 50-х, может чуть белее. Ну на фото видно все это безобразие...
Вобщем искусственно и искусно сотворенный кризис в СССР все более отчетлив. Качество уже совсем не то...
А это уже представитель России, новой страны ... ну что поглядим. Это 2004 год. Краска гуще, чем вся остальная на обзоре, не смотря на казалось бы небольшой срок хранения. Можно свалить на условия хранения, они мне не известны. Крышка хлипковата, видна экономия на пластике, но не будем придираться...
Обращает внимание короткая резьба под крышку, что не есть хорошо... напоминает западные образцы, и не мудрено, производственная линия скорее всего импортная. Сама резьба четкая. В остальном нареканий нет. Все в идеале. Прекрасная белизна, отсутствие комков.
Последнюю формацию тубы рассматривать смысла не вижу. Вы все итак ее прекрасно знаете. Крышка, туба -все такое же.
Переходим к заморским краскам.
Французская компания Lefranc&Bourgeois, красками этой фирмы любил писать Константин Коровин.
надежная крышка, из толстого пластика, идеальная консистенция, белизна, пластичность.
Фирма Royal Talens Нидерланды. серия - REMBRANDT . высшее качество : Extra Fine абсолютно соответствует.
Краска замешана только на льняном масле. так же вопросов нет. все идеально. и запах льна - шикарно :)
Классом ниже краска так же от Royal Talens, серия "Van Gogh". Впервые выпущена в 1963 году. Так же вопросов нет. все в идеале. Единственное совсем чуть пожиже сама паста...
Замешана на сафлоровом масле. только нет такого приятного запаха.
Ну вот и пожалуй все, что я хотел показать Вам, дорогие друзья. :)
Можно подвести итог своеобразному небольшому тесту цинковых белил разных эпох и некоторых стран.
Несомненно, что с принятием нового ГОСТа в 60-х годах, а их там было два в начале и в 66 году, качество белил выросло, сам контроль производства был на высоте, а течение времени только показало их высочайшую надежность. Вероятно в это внесла свою роль и свинцовая туба с оловянным покрытием.
Хранение этих белил было при температуре не более +15 градусов. То есть эта температура позволила им дожить до наших дней в прекрасном состоянии. Вполне хорошее качество завод показывал и позднее в 70 и 80 годы. Но вот с приходом перестройки, качество пошло вниз.
Иностранные производители ожидаемо на высоте, мне особенно понравился "лефран" и "рембрандт". Все таки вековые традиции и культура производства, а так же конкурентная среда развития фирм - играют огромную роль. Константин Коровин знал толк в красках!
Но справедливости ради нужно отметить, что Ленинградский завод художественных красок в определенные эпохи, а позднее питерский (мастер-класс) производит вполне отличные белила, если соотнести -цена-качество.
Рад, что кому то этот пост будет полезен и интересен, на очереди сравнение советских хроматических красок разных лет от 52 года - ультрамарина, крапп-лака, волконскоита, охр, кадмия, кобальтов, окиси хрома и др.! А так же их сравнение с западными и российскими аналогами!
КОММЕНТАРИИ: 17 Ответы
+++
👍
ХУДФОНДовские краски из 80-х до сих пор сохранили свою консистенцию, что в тубах, что в банках, лишь внешне состарились...
Вы имеете в виду подольские?
Да, про подольские, сделала снимок банок, 1978, краски рабочие, вязкость отличная... Загрузить здесь не получается у меня, к сожалению
Золотое время, все по ГОСТу. У меня не было для сравнения подольских того времени. Возможно появится "Красный художник" 62 и 75 года "Мосбытхим" (современная ГАММА) сделаю обзор позже, как и планировал.
Было бы интересно!
Время натурального и качественного продукта ушло в небытие... Чего уж там говорить про краски, когда дамы силиконовые навязываются молодёжи как эталон прекрасного)
Согласен с Вами, Валерий
Ну что же Вы так потрудились с столь детальным разбором отличий белого от "действительно белого", ежели многие художники не умеют отличить лося от лосося?
Все же я думаю не все равнодушны к материалам, с какими работают, а тем более интересно узнать в ретроспективе, материал подобран уникальный, не в смысле того, что никто не видел старых туб, а в смысле все в одном месте и все живое. Ну а кому не отличить лося от лосося – вряд ли читают подобное.
Дак и не читают, или читают, но не понимают, как это применить на практике. К моему сожалению. Я о большинстве, не о всех. А сам я поддерживаю данный Ваш пост. И критикую не его, а тех, кто не читает. Скорее – нетривиально намекаю на важность прочтения для многих начинающих, и не только начинающих.
Спасибо!!! Будет продолжение, где то через неделю, жду последние редкие образцы, уже о хроматических красках разных периодов времени Ленинградского завода, современного Питера, немного затронем завод "Красный художник" а так же западные аналоги, в том числе дорогие представители импорта из ныне существующих в массовом сегменте Так же начнем с 50-х.... :) Надеюсь будет интересно! ;)
Андрей, будет интересно, пишите!
Отличный пост, очень интересно увидеть реальные образцы этих красок! Я знаю, из чего их делали в разные годы.
50-е годы. Связующее – смесь термически уплотненного и отбеленного льняных масел, немного смолы мастикс, стабилизатор – пчелиный воск, в небольшом количестве. Льняное масло наиболее склонно к пожелтению, тем более термически уплотненное тем способом, который применялся тогда на ЛЗХК.
1969, нежелтеющие. Связующее – пентаэритритовый эфир жирных кислот подсолнечного масла, очень немного 30% мастичного лака в скипидаре, самая малость кобальтового сиккатива. Они ничем не были стабилизированы благодаря пентаэфиру, у него консистенция отличается от обычных масел. Идея была такая: подсолнечное масло мало желтеет, но плохо сохнет. Оно состоит из трех молекул жирных кислот, прикрепленных к одной молекуле глицерина. Эти жирные кислоты отделяли и приделывали уже 4 молекулы кислот к одной молекуле пентаэритрита. За счет этого краска начинала высыхать едва ли не лучше, чем на льняном масле, и при этом очень мало желтела. У неё повышенная липкость, так что можно ей было писать по высохшим слоям без ретушного лака.
Свинцово-цинковые по рецепту 1964 года. Содержат равные весовые части цинковых и свинцовых белил. Связующее – льняной stand oil пополам с отбеленным ореховым маслом. Немного смолы мастикс. Стабилизированы небольшим количеством стеарата алюминия. Желтели они сильно.
Белила цинковые "К" 1970-х – с повышенной адгезией. "К" в названии значит "Кто бы мог подумать?! ". Цинковые белила вообще очень ломкие и образуют плохие плёнки, так что стояла задача сделать их несколько лучше держащимися на холсте и более гибкими. С 1964 по 1974 они состояли из пигмента, эпоксидной смолы ЭД-5, пентаэфира жирных кислот подсолнечного масла и капельки кобальтового сиккатива. С 1974 они делались без эпоксидной смолы, но с добавкой мастичного лака.
Белила цинковые на ДКМ – дегидрогенизированном касторовом масле по смыслу не то же самое, что белила на пентаэфирах. Касторовое масло само по себе не сохнет. Но если его довольно жёстко обработать химически, то можно получить продукт, похожий на маковое или сафлоровое масло по качеству высыхания и склонности к пожелтению. К сожалению, на практике они иногда оставались липкими и до конца никогда не высыхали. В них добавляли аэросил, чтобы они были приятной консестенции. Технология изобретена была вовсе не у нас, а в Германии. Интересно, что при другой обработке касторовое масло становится особым воском. Этот воск добавляют в краски, например, Old Holland – именно он придаёт их краскам приятную и необычную консистенцию.
Спасибо за интересные факты и дельное дополнение к моему рассказу. Вы случайно не знаете, что за пигмент использовался в виридоновой зеленой в СССР, информации нигде практически нет. В современной МК идет PG8 и немного желтенькой, то есть составной цвет.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам