«Зависимая середина» 03.03.2018 15:28
Ответы на вопросы
«Зависимая середина»
--------------------------------------------------------------------------------
146-го [1638] марта в 16 день пришли в Куреск на государево царево и великого князя Михаила Федоровича всея Русии имя из литовские земли [«Литва-ВКЛиР/Речь Посполитая»], из Гадицкого городища [Гáдяч], литовские люди [«граждане Литвы-ВКЛиР/Речи Посполитой»] – белорусцы мещане: Ивашко Денисов сын Лафа, Останко Васильев сын Грочонок, Левка Михайлов сын Хижнеченков …
А которые де черкасы тысячи с четыре християнские веры отступили, а превратились в латынскую и в папежскую веру и пристали к поляком, и тех де черкас поляки посылали в Запороги к черкасом же, чтоб запорожских черкас, которые от християнские веры отступити, и в латынской и в папежской вере быти, и к поляком пристать не похотят, побити всех. А будет де те черкасы латынские и папежские веры запорожских черкас побити не осилеют, и в Запороги де на тех запорожских казаков хотят идти сами поляки, чтоб черкас и казаков руские веры побити всех. Да и во всех де литовских городех руские веры всяких литовских людей и их жон и детей, которые от християнские веры не отступают и в латынскую и в папежскую веру не провращаютци, поляки и черкасы, которые пристали к поляком, побивают розными казньми. И оне де, Ивашко Лафа с товарищи, с жонами и детьми, не похотят от крестиянские веры отступити и в латынской и папежской вере быти, пришли и з женами, и з детьми на государево царево и великого князя Михаила Федоровича всея Русии имя…
Докладная из Разрядного приказа.
--------------------------------------------------------------------------------
А челобитчики, которые присланы к нам из Белагорода от черкасково гетмана от Яцка Остренина, и от полковников, и от сотников, и от черкас, и ото всего черкасково войска, и от мещан – полковники Василий Боговцов, Онофрей Попов, белоруской поп Михайло Гаврилов, и сотники, и рядовые черкасы – били челом и подали челобитную белоруским письмом за рукою Яцка Остренина …
Из грамоты Разрядного приказа тульскому воеводе И.Черкасскому, от 10 августа 1638 года.
--------------------------------------------------------------------------------
Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом холопи твои нововыежжие черкасы, отаман Якунька Дмитриев сын Иваницкий с товарыщи 35 человек.
… Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам служить свою государеву украинскую службу вместе с нашею братею, с нововыежжими черкасы на Валуйке.
Челобитная, июнь 1639 года.
--------------------------------------------------------------------------------
Owo zgoła wszystka Ukraina Zadnieprska, Kijówska i Bracławska powstała… (Восстала целиком Заднепровская Украина, Киевская и Брацлавская…)
Из реляции П.Ласка, посланца брацлавского воеводы, июнь-июль 1648 года.
--------------------------------------------------------------------------------
Заголовок интернет-заметки (Максим Мирович): В эти дни Украина стала независимой.
1 декабря 1991 года прошел референдум о независимости Украины, по итогам которого Украина окончательно стала независимым государством …
Я: «Независимая украина» – это ровно то же самое что «Зависимая середина». Надо попробовать второй вариант. Может лучше пойдёт.
Вообще слова типа «провинция», «периферия», «граница», «украина», «уезд» неизбежно стимулируют психологические комплексы. И уж тем более, если подчиненную, второстепенную административную единицу или пространственную категорию оставить без имени собственного, без названия (горячий патриот Малiя Росiи («Малой Руси» в переводе с языка эпохи русского барокко), по его же словам, Самойло Величко в своей «Летописи» отдаёт заметное должное обороту Украина Малоросiйская, где понятие «украина» даже если писать его с большой буквы (как принято для «империи», «королевства», «федерации» и прочего в официальных наименованиях, подобно южнославянской «краине», где на Балканах около дюжины таких Краин, но как-то поименованных) является термином общественной типологии, а основное «название» приходится на определение Малоросiйская («Малорусская»); при этом не стоит забывать, что Малая Росия (до середины XVII века понятие «Малая Русь» в ряде случаев могло подразумевать «всю Посполитскую Русь») у Величко заметно шире в географии Малоросийской Украины, имевшей совершенно чёткие границы с другими историческими землями и воеводствами (о чём летопись и сообщает), и собственно это границы исторического Киевского воеводства, объединенного с Черниговским и Брацлавским). Отсюда незаурядное стремление к независимости у обитателей такой категории, больше, чем обычно. Заурядность, ущербность или ущимленность определения провоцирует незаурядную тягу к свободе. Поэтому таких слов как украина всё же лучше избегать. Уж лучше пусть «зависимая», но середина (тут уместно провести аналогию с превращением в имя собственное названия «Речи Посполитой», прошедшего путь (на русском языке) от записи прописью до записи с заглавных букв обоих слов, названия, что будучи точной славяноязычной (польской) калькой-переводом латинизма res publica (буквально «общее дело», но историческим ресурсам русского языка адекватнее грекоязычный эквивалент латинской республики – δημοκρατία «народовластие»), стало именем собственным в силу своей несомненной уникальности, и названия к тому же вполне подпадающего под категорию «середины»). Однако безусловно трудно избежать «украины», долго находясь в зависимости.
Согласно Баварскому географу родиной Славян была некая страна Черива – то ли в родстве с «красным» (в пространственном плане «красный» ассоциировался с нутром, серединой, сердцем), то ли с «серединой», то ли с «большим пространством», то ли с «человеком» (возможно речь идёт о «земле»). Ну а общеизвестное имя Славян (древнеславянское Славене-Слави) – вообще редкий случай (но есть ещё такие) человеческой ауторефлексии (непринуждённого «философствования») в этнонимике (от названия реки или озера были бы «Славляне», как жители Славенского конца в Новгороде). Для древних вообще была характерна антропоцентричность, а «общество» было или «людьми, народом», или «землей» (например, египетское Та-кемет «черная земля», то есть «земля долины Нила»), а на какой-то продвинутой стадии абстракций возникала какая-нибудь культурная символика (египетское Та-мери «земля мотыги», древнерусские Чёрные клобуки (союз из Берендеев, Торков, Печенегов, Турпеев и Ковуев)). Так работает психология независимости и эгоцентризма, свободных людей.
У несвободных же людей всегда есть выбор – назваться или именем собственных предков, или как учил хозяин, или сосед, или середина, или ещё кто-нибудь, более продвинутый.
Заголовок интернет-заметки (walera11): Что должна сделать России, чтобы выйти из международной изоляции?..
«Украина для нас русская земля! И все население там русское!» - хамовато заявил сегодня Жириновский.
Я: Перестать мечтать. Русских и в России нет, во всяком случае официально точно нет, по паспорту (российские) и как угодно фактически, объективно, по закону, в этом материальном мире, в этой стране (Россия же, РФ) – россияне.
Вообще у династии Ельциных такие люди как Жириновский наверно на хорошем счету, убеждать в глаза россиян, да ещё и «национал-украинцев» попутно, что они «Русские», вопреки, наперекор настойчиво насаждаемой объективной действительности (политическим, официальным заголовкам, печатям, штампам, этикеткам, штрих-кодам), россиянизации, украинизации – дорогого стоит.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам