Украинные лотры 9 04.03.2018 12:40 – 11.11.2019 11:42
Ответы на вопросы
Украинные лотры
8 https://daud-laiba.livejournal.com/221635.html
9
15 Февраля 2018
--------------------------------------------------------------------------------
«…что въ народѣхъ Украинскихъ учинился мятежъ безъ всякіе причины… милостивый Богъ подалъ на умноженіе святыя своея хвалы и на оборону Восточные парвославные церкви всей Украйнѣ… видя паденье отъ злыхъ шатоносныхъ людей въ Малоросійскихъ народѣхъ… А чего въ Малоросійскіхъ городѣхъ народы желаютъ… о слученіи силъ и о союзѣ общемъ противъ Бусурманъ на оборону прежде Украйнѣ… А нынѣ въ Украйнѣ отъ Брюховицкого, нового отступника… когда бы что обидного Украйнѣ было… и междо Великою Росіею и королевствомъ Полскимъ, всею Рѣчью Посполитой… понеже въ союзной статьѣ положено и утверждено народомъ всѣмъ Малоросійскимъ… А что тамъ же отступные народы на свою погибелную оборону позвали въ Украйну Бусурманъ, и наши обоихъ великихъ государей великіе рати идутъ въ Украйну… И впредь въ Малоросійскихъ городѣхъ…»
Из царской грамоты, от 18 Февраля 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
«…и въ Велицѣй и въ Малой Росіи… и на вѣчное нерозорванное сдержаніе Украинскихъ народовъ нынѣшнимъ Христіянскимъ спокойнымъ миромъ въ союзѣ Христіянскомъ утвердилъ, какъ по нашему великого государя указу во многихъ грамотахъ въ Малую Росію… Малоросійскіе жители для своихъ домовыхъ строеней и спокойного житья, но и въ Запорогахъ, хотя тамъ и бездомныя люди… уже нынѣ въ Украйнѣ кровопролитные вражды… въ Росіи просіявшихъ… когда бы что обидного Украйнѣ было, и для того на первой срокъ о докончаніи вѣчного миру въ Украйнѣ при великихъ обоихъ послѣхъ государей постороннихъ посредники… и междо Великою Росіею и королевствомъ Полскимъ всею Рѣчью Посполитою… а по оной союзной статьѣ приговорятъ во всей Украйнѣ по обѣ стороны Днѣпра междо всѣми народы намъ государемъ Христіянскимъ въ монархіяхъ нашихъ имѣющимъ нерозорванной миръ…»
Из царской грамоты, от 18 Февраля 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
«…же такъ всего вѣрного войска Запорожского, яко и всего міру украинскаго Малоросійского на томъ есть умыселъ и предсявзятья, абы зо всѣхъ городовъ украинскихъ ратныхъ государевыхъ людей, поневажъ великіе людемъ кривды и несносные обиды починили выпроводити… же ты пріятель мой, при упори ставши, гарматъ и фортецеи Черниговской не отдаши и самъ съ ратными людми здоровья своего, гды волною на Русь позволяемъ мѣти дорогу, не уносишъ…»
Из письма Ивана Брюховецкого Черниговскому воеводе Андрею Толстому, Февраль 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Нащупывание самоосознания, явно пребывающего на украине, но ещё ухватывающего (XVII-ый век всё-таки) «тщету» такого местоположения. У С.Величко оно выльется в многократно названное сложносочиненное слово Украино-Малоросiйск-, помимо Украины Малоросiйской. Но, напоминаем, синомъ истиннымъ Величко был всё равно конечно Малiя Росiи, она же в XVII веке могла быть и маткой «родиной-матерью».
===========================================
«Списокъ съ листа Бѣлоруского письма…
…и токмо молю, дабы и твоя любовь мнѣ и всѣмъ Малоросійскимъ къ намъ належащимъ изволилъ быти неприменнымъ и добрымъ пріятелемъ… А что въ городѣхъ Заднѣпрскихъ зачалось… токмо оберегаю цѣлости страны Украиные и въ немъ святого православія и добра посполитого и обидъ войска Запорожского… и въ Остръ городъ на Заднѣпріѣ изъ Кіева подъѣздъ набежавъ и людей…»
Из письма гетмана Петра Дорошенка Киевскому воеводе Шереметеву, от 20 Февраля 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: «Города Украйны(е)», «страна Украина(я)».
Вот если бы действительно украина значила «страну», как утверждает «коровий язык»: «странна(я), стороння(я) страна»
===========================================
«Списокъ съ листа Бѣлоруского письма…
…дабы тотъ огнь угасилъ православный нашъ народъ Російскій… якоже кораблю Украинскому кровавыми покрыватися волнами…»
Из письма архиепископа Черниговского Лазаря Барановича, от 15 Марта 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
«А по смерти Брюховецкого, сказалъ мнѣ протопопъ Гадицкой Григорій Бутовичь, что Брюховецкій къ Турскому салтану послалъ, поддаючись въ подданство, для того, чтобъ ему Брюховецкому быти княземъ Рускимъ въ Кіевѣ; а жить бы ему въ подданствѣ Турского какъ и князь Семиградскій…»
Из рассказа Нежинского протопопа Симеона, Василия Многогрешного и бывшего нежинского полковника Матвея Гвинтовки, от 25-30 Октября 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
«…по его великого государя указу, въ сій край…
…что здѣ воеводы и бояря въ городѣхъ Украйныхъ неистерпимыя чинятъ обиды и немилосердно съ людми и жители Украинскими постопуютъ, а съ нихъ мало помочи есть такъ великого государя земли, какъ и нашей Украйнѣ… а сами изнищаючи Украинскихъ людей на кровопролитіе работаютъ и межь Христіянскимъ народомъ любовь розрыватъ.
4. Воеводы чтобы надъ нашими людми въ тѣхъ городѣхъ не были, въ которыхъ живутъ казаки, буде въ которомъ болшомъ городѣ полковникъ, въ меньшомъ сотникъ или атаманъ, а надъ всенародіемъ войтъ имѣетъ быти, по извычаю нашему Украинскому. Не для чего иного и Сѣрко, съ городами соединясь, на Украйну вдаль пошелъ, а бусурману въ наши городки православные приходъ и въ Московскую землю дорогу попустилъ…»
Из статейного списка пребывания в Гадиче шляхтича Феофила Бобровича, 21-24 Ноября 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Ругательным слово украинец конечно не было, но в отличие от такого скажем древне-Русского понятия как земец-земелец его проблема была в ином: поскольку термин украина, органично противопоставляясь «середине», то есть «точке наблюдения», в принципе обозначал “не срединную, следующую, вторую, другую, противоположную, чужую территорию”, украинец формально в общем-то является своего рода «техническим экзонимом», так удобно было бы говорить о ком-то другом, украинец-украинцы это фактически, очень сложно выраженные, но однозначные «Он» и «Они», вместо «Я» и «Мы» (синхронные и многочисленные в письме Белорусцы, несмотря на тот же самый в них «универсально-технический» суффикс -ц-, чувствовали себя в этом смысле «свободнее», ведь они же производны от фундаментального для этой цивилизации имени собственного) и эта коннотация наверно должна была читаться, скажем, в XVII веке, хотя казалось бы возникновение «области Украина», напротив, должно было притупить внутреннюю «экзонимность» украинцев и симптоматично, что появление термина в письменности отлично коррелирует со становлением исторических «больших Украин» (Московской Польской “степной”, Ржечпосполитской). Но неслучайно и то, что смысловая конструкция «Мы Украинцы» для ранних и необычайно вообще редких случаев употребления самого термина неизвестна, об украинцах говорил всегда кто-нибудь другой (в частности фамилия Украинцовы – от «прозвища»). В оправдание тех и фактически предполагаемых (с чужих слов) «Украинцев Поднепровской Украины» XVII-го века следует (ещё раз) оговориться, что это конечно же в принципе отнюдь не этноним, а типичный областной регионализм (без тех же Белорусцев обойтись уже было никак невозможно – они субэтноним), что есть сама по себе вещь в речи сравнительно редкая. Однако, тем не менее, и в тех случаях, когда она могла быть произнесена, как правило говорили про “людей Украинских”, словно как-будто бы слово украинцы неотступно держалось значения своих «административно-служебных» зародыша и области практического применения, словно бы эта область могла «дискредитировать» Волынцев, Посульцев, Рязанцев, Новгородцев, Владимирцев и многих других, отчего взамен и прибегали к описательному способу. Как бы в лучшем для Украинцев “Днепрян” случае можно допустить, что описательный метод вообще прибавлял понятию «важности». Однако в столь явно востребованных и синхронных Белорусцах, подразумевающих, кстати, с точки зрения Москвы всю Русскую территорию Речи Посполитой, очевидно важности прибавляла сама основа этнонима.
===========================================
«Списокъ съ Бѣлоруского письма… Сѣверскій гетманъ Демьянъ.
…на Украйнѣ… подлинно имѣетъ Украйна погибати… но и вся Украйна и самъ его милость господинъ Петръ Дорошенко, гетманъ войска Запорожского… Отнюдь не имѣю чѣмъ обнадежити весь Малоросійскій народъ… толко всему православному христіянству, такъ Малоросійскому, а по семъ Великоросійскому народу пагубу! …»
Из письма наказного атамана Демьяна Многогрешного, от 14 Ноября 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Краеугольное отличие “украинцев Грушевского”, “стерильных украинцев” от самых всевозможно любых украинцев и Украинцев всех предшествующих времен и народов заключается в том, что никакие «украины и середины с большой буквы» и ничто вообще раньше не отменяло и не мешало ясности и трезвости Русского исторического самосознания, и причём прямо-таки официально. Полученная при Большевиках административно-лабораторным путём «многоголовая гидра» из “просто-Украины”, “белоРуси”, “паспортных Русских («Великоруссов»)” (до их исчезновения вместе с Советскими паспортами) и “Русскоязычных россиян” не имеет ничего общего с парадигмой самовосприятия Русских людей XVII-го века, даже если они слишком часто говорили о какой-нибудь украине. В частности россiйск-ая терминология в то время полагалась иного качества, «конфессиональным» прежде всего, но абсолютным синонимом «Русскости», какого-нибудь противопоставления, вроде современного “этноса-национальности русских” (при династии Ельциных вообще запрещенного), никак не совпадающего с «нацией россиян», тогда существовать в принципе не могло, Росiя являлась “Русью на другом языке”, её полнейшим тождеством (возникали даже (ошибочные безусловно) гипотезы общего происхождения имен, как у М.Ломоносова), оправдываясь в том числе для современников некоторым культурно-диалектным расхождением наиболее отдалённых друг от друга украин Руси (отсюда Литовский, он же Белорусский язык), происходившим с XIV-XV веков, ведь каждая из этих украин ничтоже сумняшеся полагала себя Русью.
===========================================
«…посылалъ противъ царского величества войскъ и въ украйные его царского величества городы войною многіе войска Татарскіе и казацкіе…
…толко принудило его слезное прошеніе полковниковъ и всего православного народу Російского…
… А великій государь рати свои государскіе воздвигъ не для войны и Малоросійского краю разоренія, но видя вора и клятвопреступника и измѣнника Ивашка Брюховецкого…
…будучи въ Заднѣпрскихъ краяхъ…
…то есть Украйну, приводилъ… а естьли его радѣньемъ Малоросійской край учинитца подъ высокодержавною царского величества рукою будет по прежнему…
Из донесения царю киевского воеводы Петра Шереметьева, от 25 Ноября 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
«…писалъ во всѣ городы, что Татаровя хотятъ изъ Малоросійского краю всѣхъ до сущего младенца выгнать въ Крымъ…
А Великое Княжество Литовское и вся Бѣлая Русь приговорили…
…как бы его пана гетмана и Малоросійскіе Украйны и жителей всѣхъ на голову погнать въ Крымъ…
…заступилъ отъ будущіе рати подъ городами Украинскими… и пустилъ въ Великоросійскія границы…
…что въ то время Орда за границею въ Великоросійской землѣ…»
Из донесений из Киева, Декабрь 1668 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Малоросийский край уступал во встречаемости городам, но его пожалуй можно считать своеобразным «лингвистическим компромиссом» между Малой Росией и Украиной.
===========================================
«…паче же тщится на Московское Государство войною и разореніемъ… и нынешнею весною хочетъ идти подъ Кіевъ войною, и Малороссійскіе городы и сѣверскую Украйну разорить… что безъ прибылыхъ великихъ полковъ на сѣверѣ быть невозможно, чтобы тот неприятель въ Малороссійскіе городы нашія Государскія державы и сѣверскую Украйну и далѣе въ Русь безвѣстно не пришелъ и разоренія не учинилъ…»
Из окружной грамоты царя Алексея Михайловича туринскому воеводе Ивану Суздальцеву, от 18 Апреля 1673 г.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам