@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Украинные лотры 8 04.03.2018 12:40 – 11.11.2019 11:39

Ответы на вопросы

Украинные лотры

7 https://daud-laiba.livejournal.com/220776.html

8

12 Февраля 2018

--------------------------------------------------------------------------------

«Всему преславному православному Христіанскому Малорос­сійскому народу, обояго духовного и мірскаго чина людямъ, старшинѣ и черни, братьѣ нашей милой, по городамъ и по селамъ на той сторонѣ Днѣпра живущимъ… но и самая ваша милость, братья наша милая, при­знать то имѣете, что въ явной слѣпотѣ и обманѣ видимой пребываете, когда Руское имя на себѣ отъ предковъ своихъ нося, не къ тому Мо­нарху, котораго блаженныя памяти святый и Равноапостольный Російскій предокъ до вѣры Христіанскія Греческія и весь народъ нашъ Росийский привелъ, прибѣгаете, но отступивъ от единовѣрнаго православного Монарха дѣдичнаго Російскаго, Русью будучи, укло­няетесь до иновѣрныя именемъ и вѣрою несоглашающіяся обороны Ляцкія. Вспомните ваша милость, братья наша милая, себе надавное присловье Ляцкое, которое прежде всего и нынѣ часто обыкли Ляхи, поругаючись изъ вѣры нашея православныя, говорить: донелѣ свѣтъ свѣтомъ, дотолѣ Ляхъ Русину братомъ быти не можетъ… а оставя дав­ные предковъ казацкихъ и всего народа Рускаго съ Ляхами за­воды, припомните себе ваша милость… что народу нашему Рускому великое поруганіе отъ Ляховъ и отъ Уніятовъ было… отъ блаженныя памяти Російскихъ Князей маетностьми призрѣны… И нынѣ тое всее на потомъ будучія бѣды ясные знаки отъ Ляховъ вамъ братьѣ нашей дѣются: ни­который Ляхъ изъ Польши на Украйну подашей и живно­сти съ собой не привезъ… вамъ всѣмъ и всему народу Російскому та­кову пагубу наносятъ, и чего Выговскій съ Татары и съ Ляхами на Украйнѣ не до­губилъ, тотъ нынѣ послѣдокъ народа нашего Російскаго превратный те­перь погибельною думою своею Короля и Ляховъ с Та­тары на Украйну призвавъ, выкоренить постановилъ. …приклонитесь къ дѣдич­ному своему Монарху единовѣрному Російскому… слава народу нашему Російскому безсмертная съ того будетъ, что межъ иными всѣми, подъ солнцемъ будучими, Монархи и нашъ славный отъ вѣковъ Російскій народъ… при праведныхъ еди­новѣрнаго Монарха нашего искони вѣчнаго Російскаго молитвахъ… недаймо поганцамъ и иновѣр­цамъ земли Російскія матери нашея ра­зорити… отступивъ отъ Татаръ и отъ Ляховъ, дѣдичныхъ Рускихъ вра­говъ…»

Из Универсала гетмана Войска Запорожского Ивана Брюховецкого к старшинам и Малороссiйскому народу правобережной стороны Днепра, от 18 Октября 1663 года.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: При большом, культурно-историческом масштабе обзора как-то сама собой и ненароком всплывает сопричастность «(Поднепровской) Укра­ины» с Ляховыми и Татарами.

Сколь живописный пример естественного семантического равенства Церковнославянского Российского восточно-Славянскому Русскому, ра­венства после 1917 года ликвидированного.

============================================

«…его царского пресвѣтлого величества, Малоросійскихъ горо­довъ Переяславской стороны жители… что Кіевъ и всѣ Мало­російскіе городы

… Да Малоросійскихъ же де городовъ жители на Москвѣ живутъ по году…

Малыя Росіи жителей единовѣрныхъ православныхъ Христіянъ… и сохраняя Малоросiйскихъ городовъ жителей во всякихъ свобо­дахъ.

…свою царскую стародавную дѣдичную отчину градъ Кіевъ осмот­рить… и свою государскую Украйну Малоросійскіе городы и вер­ного войска Запорожского ратныхъ людей и всѣхъ жителей и многочисленные народы своимъ государскимъ пришествіемъ увеси­лить…»

Из посылки стрелецкого головы Ивана Лопатина в Нежин, Январь 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…что казаки хотятъ Рускихъ Московских людей побить до смерти, и войту и бурмистромъ говорятъ: мы де васъ, оцѣпя за шею, бу­демъ водить и отдадимъ де васъ Запорожскимъ казакомъ, бутти де съ нами, а если не будете, и вамъ де и воеводѣ и Рускимъ людемъ жить всего до масленой недѣли. …»

Из расспросных речей подьячего Оврамки Токарева, Январь 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…что Татаровя хотятъ переходить на сю сторону Днѣпра подъ твои великого государя Малоросійскіе городы войною въ нынѣшнихъ скорыхъ дняхъ. …а ханъ де Крымской со всѣми своими ордами идетъ Муравскимъ шляхомъ подъ твои великого государя украйные го­роды войною. …»

Из донесения воеводы, начало 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…и сказывалъ тот мужикъ тайно, что Запорожскіе пѣхотные ка­заки и всѣ Малоросіяне одноконечно хотятъ въ Малоросійскіхъ го­родѣхъ воеводъ и всѣхъ великого государя ратных людей выру­бить… будто вышли Татаровя, а Татарского де выходу нѣтъ, а высыла­ютъ для вспоможенья, что Московскихъ людей вырубить.»

Из донесения воеводы, начало 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«… Нынѣ многіе въ войскѣ Рускіе казаки и Хохлачи говорятъ, что имъ на Волгу ити будетъ воровать, а на Дону де жить имъ не у чего…»

Из докладной, январь 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…и казаковъ отдалъ Рускимъ людемъ со всѣми поборами… а Тур­скому царю и Крымскому хану оборонять ихъ и стоять съ ними и ходить заодно великого государя въ украйные Московскіе городы войною. … Да на той же радѣ положили, что въ Малоросійскіхъ де городѣхъ ве­ликого государя воеводъ и ратныхъ людей побить. …а съ другою поло­виною пойдетъ самъ великого государя въ Московскіе украинные го­роды войною… чтобы онъ Янъ въ Кіевъ и въ Малоросійскіе городы, гдѣ великого государя ратные Московскіе люди есть, отнюдь не ходилъ. …которые въ Малоросійскіхъ городѣхъ. …»

Из расспросных речей шляхтича Яна Сеножацкого, от 28 Января 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…которые на оборону въ Малоросійскіхъ городѣхъ отъ Бусур­манъ… и при всѣхъ властяхъ Великіе Росіи, и при боярѣхъ нашихъ и примножествѣ народа всѣмъ вслухъ чтена… и отъ Кіева до Запороговъ и до старыхъ городовъ до Путивля, Украйна съ Смоленскомъ и со всею Сѣверскою землею успокоена крѣпкимъ перемирьемъ… И не явно ли то, когда въ войну многіе убытки принявъ, Украйны мы не от­ступились… и чтобъ о томъ явное челобитье отъ всѣхъ Малоросійскіхъ жителей къ намъ великому государю донесено…

Из царской грамоты гетману Брюховицкому, от 6 Февраля 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…не щадив и малых деток, мужеской и женской полъ всѣхъ жите­лей породы Украинскіе и Литовскіе высѣкли и выгубелили мучи­тельско…»

Из воззвания Брюховецкого к Донским казакам, от 26 Апреля 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: И что характерно, когда люди абсолютно уверены в том, что они Русские, они могут назваться любой породы, хоть Литовской “се­веро-Ру­синской”, хоть даже Украинской “юго-восточной Русинской”, но в Аме­рике после отмены крепостного права в России всё равно по­явится Русь, а не что-нибудь ещё другое. А когда «коровы» думают, что украина это “родина” (или “в родину”?) и она была всегда…

===========================================

1. «Списокъ съ Бѣлоруского писма

Иванъ Брюховецкій, гетманъ съ вѣрнымъ войскомъ Запорож­скимъ. Господину сотнику вѣрного войска Запорожского Новгород­скому атаману и товарыщемъ и поспольству тамошнему… но съ об­щего всей старшины войска Запорожского совѣта то учинилось, что отъ руки и пріязни Московской отлучилися есмы. …что съ обоихъ сто­ронъ, то есть съ Московской и Полской, Украйну отчизну нашу милую разоряти, пустошити, и ни во что всѣхъ великихъ и малыхъ на ней жителей выгубивъ оборотити… отъ которые на насъ умысленной по­гибили мы съ войскомъ Запорожскимъ уходячи, похотели съ своею братіею давною любовь, отъ которой мы за непріятелскою войною раз­лучены были, обновити, и въ братолюбный союзъ вновь пріити, нежели убо съ Москвою внутренними, истинно злобою полными врагами нашими пребывати, которыхъ однако не похотѣли есмы изъ городовъ Украинскихъ саблею изгнати… но онѣ Москали сами закрытую въ себѣ злость объявили на убытокъ народу нашему… прилѣжно прошу и имя­немъ цѣлого войска Запорожского упоминаю, чтобъ есте такожъ от­чизнѣ своей Украйнѣ цѣлости желати… а отъ той отъ Московской намъ уготовленой погибели уходячи… около своихъ непріятелей до Московыхъ, се есть Москолей, болши съ ними дружбы не имѣючи… и уже по совѣтѣ нашемъ съ ними часть орды мимо Остапъя въ Москов­щизну идти намѣривають…

2. «Списокъ съ Бѣлоруского писма

…что Москали съ нами хитро поступаютъ, а съ Ляхами помирясь, съ обоихъ рукъ, се есть свое Московское и Ляцкое, насъ войско За­порожское и весь народъ христіянскій Украинскій выгубляти, и Украйну отчизну нашу съ основаніе разоряти постановили… присягли по нуждѣ отъ нихъ Москалей… но за загодною всее старшины и черни войска Запорожского радою, оныхъ съ крѣпостей Украин­скихъ гоняти умыслили есмы… чтобъ мы о такомъ Московскомъ и Ляцкомъ намъ и Украйнѣ неприбыльномъ намѣреніи вѣдаючи… а са­михъ себя и весь народъ Украинскій до вѣдомого упадку о себѣ не радѣючи приводити имѣли… уже за милостію Божіею изъ знатныхъ крѣпостей Украинскихъ непріятелей Маскалей нашимъ промыс­ломъ… понеже слобожане подъ рукою Московскою будучи, познавъ и увидя хитрую Московскую неправду, что имъ слобожаномъ равную съ нами уготовили пагубу, их Московскимъ защищеніемъ возгнушавъ, къ намъ войску Запорожскому склонитися… около цѣлости Украйны отчизныУкрайна отчизна наша милая изнищена и изобилное люд­ское житіе разорилось? …зломыслящихъ намъ непріятелей Москолей добывати…

Из писем гетмана Брюховецкого жителям Новгорода-Северского, от 10-11 Февраля 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Ну вот наконец и «голос региональной, малой родины, отчизны» уровня За­порожья, Полесья, Волыни, Киевщины, Северщины, Москов­щины, боль­шие, этнические определения здесь уже не нужны. И в са­мом деле, не будут же природные Русские, Русинове называть своих Московских внутренних вра­гов Русскими! Как раз напротив, они стре­мятся преуменьшить всё Московско-Русское государство/Росийское цар­ство до “Москвы” (хо­рошо рифмуется с Литвой) и даже Москалей, при­равнять его к моло­жавой Украине, едва с XVI-го века прорастав­шей на лесостепных пу­стошах, после исчезновения постоян­ства Золотой Орды. Потому ж она и украина, она, а не её Московский неприятель, что мо­ложавая. О Ма­лой Рос(с)ии/Русии писали с конца XVI-го века люди по­началу другой профессиональной принадлежности, в Констан­тинополе, во Львове, на Афоне, в Киеве, но тоже не на пустом месте.

Народ Украинский – такой же «народ», как и «народ Волынский», «народ Галицкий», или то что обозначалось словами поспольство, жи­тели, обитатели, мешканцы (сравните с Русским народом из статьи Раз­рядной книги за 7092-ой год). Но конечно с явной претензией на неза­висимость, обособленную «общественность и гражданственность». Од­нако техниче­ская предпосылка «быстрого изготовления народов и наций» появится только в XX-ом, индустриальном веке, в пору всеоб­щего начального и бесплатного школьного образования. В XVII-ом же веке (ну и позже ко­нечно) повсюду на многовековой Руси кроме неё са­мой больше никого не было, никаких иных национальностей акромя Русской. Отсюда Толковый словарь живаго велико­рускаго языка (подра­зумевающий существование руских, но не великих языков), Американ­ская Русь, Руский Народный Союз или Рускi во Львове до окончатель­ного наступления Советской власти – нужны были специальные сред­ства и усилия, чтобы стереть подобную тысяче­летнюю «историческую естественность» (сама по себе многовековая литератур­ная опрощенная форма Руск-, безоговорочно превалирующая во всех уголках Русского мира в ХIV-XVII-ом веках, слу­жит самоговорящим и наилучшим «авто­графом» исторического «Русского народа»).

Интересно, что Украинские Малорусцы кажется не употребляли на своём Русском (Литовском или лояльнее Белорусском в Московском по­нимании) языке Латино­язычного по природе происхождения понятия «Московия», популярного у “национал-украинцев” конца II-го тысяче­летия–начала ныняшнего. Опять же, южная Русь не могла обвинять, пе­нять ей или смеяться над Москвой, северной Русью по поводу того, что та “Русская”, как это уве­ренно и с апломбом делают теперь “национал-украинцы” (хотя после 1991 года Рус­ских официально нигде не осталось (но “национал-укра­инцы” думают, что после 1238 года – видимо так «подаётся историче­ский материал» в «национал-пограничных» школь­ных учебниках)), по­скольку та южная Русь XVII-го века сама была им­манентно “Рус(с)кой”. Ни одного Рус­(с)кого или Ро­сийского определения в текстах двух пи­сем нет – ведь кон­фликт в данном случае внутренний, внутри-Русский, ни од­ной из сто­рон-участниц того конфликта в прин­ципе не могла прийти в голову мысль, не могло за­родиться и тени со­мнения в чьей-либо “Рус­ско­сти”, ни своей соб­ствен­ной, ни своих непри­ятелей, поскольку вовсе не сложилось ещё условий для возник­новения самого вопроса «кто или насколько Рус­ский?», то есть о выхолощенных административно-инду­стриальных “нацио­нал-по­граничниках” Кравчука и нации россиян Ель­цина здесь речи нет и в помине.

============================================

«Списокъ съ Бѣлоруского писма

… Господину сотнику Калантаевскому, атаману городовому… не предавъ вѣрныхъ своихъ православныхъ христіянъ, въ Украйнѣ Малой Росіи пребывающихъ… понеже Маскали съ Ляхами на комисіи на томъ постановили и узаконили, а такъ на комисіи, какъ на Москвѣ съ по­слами Ляцкими бывшими… чтобъ Украйну отчину милую и всѣхъ христіянъ, въ слобоцкихъ городѣхъ живущихъ, ровнымъ обычаемъ, подъ мечь предати и меншихъ дѣтокъ не щадя… чтобъ на тѣхъ украинскихъ и поселенныхъ мѣстѣхъ дикіе поля были… отъ Кіевскихъ Моска­лей въ разоренье приведены съ убыткомъ и кровопролитіемъ… и чтобъ они Москали не ускорили своему злому намѣренію… съ войскомъ За­по­рожскимъ велѣли есмы были изъ Гадича въ свою выходити землю, они Москали на Украйну и на поселенные городы злаго своего намѣренія замыслъ изнурили… отъ Москвы отставъ, съ нами и съ вѣр­нымъ вой­скомъ Запорожскимъ едино разумѣли…»

Из письма гетмана Брюховецкого жителям Колонтаева и др., от 10-11 Февраля 1668 г.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Вообще выход за пределы области Днепровского Левобережья (наиболее украинной части Украины Речи Посполитой) на «между­на­родную арену» (хотя здесь Калантаев, Охтырка и Сумы вполне ещё «в пределах видимости») как бы вынуждает (машинально) при­бавлять к Укра­ине какое-ни­будь настоящее, подлинное название (сравните «офи­циальную» форму Украина Малорос(с)ійская у С.Величко), не проверяе­мое слова­рем обыч­ных апеллятивов, коих, кстати, в XVII веке составить для Русского языка ещё не успели, отчего онимизация слова украина в среде далеко не слишком книжной и закрепощённой «публики» (ска­жем, Разрядную книгу они не читали, а её ещё не публи­ко­вали в то время) и стала в принципе возможной (ска­жем, к име­нам Во­лыни, Се­вера такая прибавка не требуется). Книжная публика, тем не менее, та­кую грань естественно проводила и в Рос­сiйской Им­пе­рiи Укра­ина стать официальным наиме­нованием, разуме­ется, никогда бы не смогла (Малая Рос(с)iя-Мало­рос(с)iя с её узаконе­ния Московским дво­ром в начале 1654 года была тут единственным обя­зательным опре­де­ляющим термином), при Романо­вых откровенные ку­гуты (с культур­ным гори­зонтом упираю­щимся в географические границы украины / уезда / губернии) во суще­ственные властные органы не приходили, су­ществовало класси­ческое гимназическое образование, обязательное для власть предер­жащих. Ку­гутизм же власти, пришедшей на смену Им­перiи, был тем бо­лее обяза­телен в связи с тем, что в XIX-ом веке уже появились и сло­вари, и изда­ния ис­торических письменных ис­точников, где нарицатель­ность апелля­тива украина зияла со всей своей обескураживающей наго­той.

Впро­чем, в данном письме в соедине­нии с Малой Росией Украина и смотрится как-то бук­вально “украиной” Малой Росии, и хоть она и от­чина (боль­шая действи­тельно получилась область, в те времена, когда уходили года на пре­одоление расстояния от Москвы до Байкала), но синтаксис украинских мест уравнивает их с нарицательностью поселен­ных, вторя “украине Малой Росии”. Весьма кстати вспомнились автору и Дикое Поле, и вправду простиравшееся именно в этих краях в XV-ом, да ещё и в XVI-ом веке, как бы подтвер­ждая совсем недавешний срок жизни украинных мест, лишь за век XVII-ый успевших стать «украин­-скими». В сравнении с двумя предыдущими письмами тут в значениях тех же са­мых терминов происходит явное сме­щение акцентов, выводя­щее за пределы и «дня настоящего», и «узко-реги­ональной географии».

Ну и наконец, подытоживая, обращаем внимание на Московскую приказную “министерскую” преамбулу, сопровождающую каждый доку­мент Малорус­ского происхождения: списокъ съ Бѣлорус(с)кого писма.

===========================================


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам