@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Украинные лотры 6 04.03.2018 12:39 – 11.11.2019 09:30

Ответы на вопросы

Украинные лотры

5 https://daud-laiba.livejournal.com/218270.html

6

8 Февраля 2018

«…и на томъ господа, мы сослався съ Калуженскими, съ Тульскими, и съ Михайловскими, и всѣхъ Сиверскихъ и Украиныхъ городовъ со вся­кими людьми давно крестъ цѣловали, что намъ за Московское Государ­ство съ ними и со всею землею стояти вмѣстѣ заодинъ… а здѣсь, гос­пода, въ Украинныхъ городѣхъ пороху оскудѣло. И на Коломнѣ, гос­пода, воруетъ Василій Сукинъ, потому что онъ былъ подъ Смоленскомъ у Ко­роля и крестъ Королю цѣловалъ…»

Из грамоты от Прокопия Ляпунова в Нижний Новгород из Рязани, от 31 Января 1611 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…и вамъ, и Нижегородскимъ, и Рязанскимъ, и Казанскимъ, и Шац­ким, и Украинныхъ городовъ людемъ быть на Коломну; а Калужнымъ и Тульскимъ людемъ и всѣхъ Сиверскихъ городовъ людемъ быть въ сходъ въ Серпуховъ».

Из грамоты от П.Ляпунова во Владимир, Февраль 1611 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«Пишутъ, господа, к намъ изъ городовъ изъ Нижнево Новогорода, и изъ Володимеря, и изъ Мурома, и изъ Суздоля, и с Резани и из Украи­ныхъ Сѣверскихъ городовъ Прокофеи Ляпуновъ… а пошли они, со­слався з городы з Галичемъ, и с Вологдою, и с Ярославлемъ, и с Романо­вымъ, и со всѣми Поморскими и с Подмосковными городы, Москов­скою болшею дорогою на Ростов, да на Переяславль Залѣскои; а схо­дитца имъ с По­низовскими городы, и з Суздалемъ, и с Володимеремъ, и с Му­ромомъ, и с Резанскими с Украиными городы».

Из грамоты в Казань из Костромы о походе П.Ляпунова, от 19 Марта 1611 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…и с вами многие Нагаиские воинские люди пришли в ѕемлю Мос­ковсково Государьства на Реѕанские и на иные Үкраинные мѣста, и ѕемлю Московского Государства воюете, людей побиваете і в полонъ емлете, и села и деревни ваши воинские люди жгүтъ… а досталнымъ ратнымъ людемъ велѣтибъ вамъ изъ Реѕанскихъ мѣстъ и иѕо всѣхъ Үкра­инныхъ мѣстъ однолично вытти».

Из грамоты князей Трубецкого и Заруцкого к Ногайским Агам, Июль 1611 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«Въ Путивль… И слыша нашъ совѣтъ Казанского Государства всякіе люди, съ нами учинились единомысленно, и Заволжскіе и Поморскіе и Замосковные городы учинились съ нами во единомъ же твердомъ совѣтѣ; да и изъ Украйныхъ изо многихъ городовъ, послыша нашъ совѣтъ, къ намъ пріѣхали многіе дворяне и дѣти боярскіе… да и у васъ въ Украйныхъ городѣхъ, по той же вражьей прелести, многіе люди тому вору и Маринѣ и сыну ея крестъ цѣловали. … И къ вамъ де они и во всѣ Украинскіе городы о томъ писали же, что они про того вора сыс­кали и отъ него отстали, и крестнымъ цѣлованіемъ межъ себя укрѣппи­лись, что имъ тому вору не служити, и иного никакого вора не затѣвать, а выби­рати на Московское Государство Государя, соединяся всѣмъ Мос­ков­скимъ Государствомъ».

Из окружной грамоты князя Д.Пожарского, Июнь 1612 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«Послeдова же царь Борис в нeких нравeх царю Ивану Василье­вичю, еже бы наполнити на край предeл земли своея воинственым чи­ном, дабы против сопостат крeпцы были Украиныя городы, паче же Поль­скиа и Сeверскиа. И егда кто от злодeйствующих осужден будет к смерти, и аще убeжит в тe грады Польскиа и Сeверскиа, то тамо да из­будет смерти своея. … А иже на конех обыкше и к воинскому дeлу ис­кусни, сии к великому грeху уклоняхуся; во грады бо вышереченныя украиныя отхождаху. …

… Сицеваа же бeда протягшися болe двою лeт во всeх украйнах от предeл востока Польских градов, иже х Крыму, и Рязанскаа, и Си­вера и Смоленскаа земля, и Пустаа Ржова, и Луки, и Великий Новъград, и Псков и Иваньгород. … Разумнии же от них ланите теплыми слезами омывающе и друг другу глаголюще: «Внимаим о себe, братие, что сии Русаки друг другу содeвают; нам же что будет от них?» – и бeсов злeйшии наричюще таковех. И вправду убо: еже убо Поляки не могущие от жалости или ужасти сродному естеству своему содеяти что зло, то Русаки, ругающиеся, им содеваху; смилосердовавших же ся врагов еретиков худяками и жонками нарицаху.

… Мы убо яко на покаяние ко Господу Богу не обратихомся, братиа же нашя Сиверскиа земли жителие и Польских градов, яко ненака­зани суще от отец страху Божию и воспитани в безумии и навыкше от многих еретиков, по Украйнe живущих, их злым нравом и обычаем, и с ними вкупe ратующе нас. … И жену свою, прежде бывшую за князем Алек­сан­дром Ивановичем Шуйским, покинул; и со отцем своим и с Нагай­скими Татары много зла содeя по всeм Украйным градом. …»

Из «Истории» Авраамия Палицына.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Польские в данном случае – “степные”. Палицын разом приводит точную локализацию всей Московской Украйны, Русских украйных (на то время) горо­дов: степь (Поле), Среднее Заочье и Подесенье с Посе­мьем (Север).

Особенностью знаменитого сочинения Авраамия Палицына является присутствие как бы всего «спектра Русской эндонимии», волею истори­ческих судеб характеризующейся нетривиальным разнообразием. Со­вершенно чёткая личная позиция в области самоидентификации у Па­лицына, выражающаяся в последовательном употреблении в качестве прямого названия своей страны имени Росия, Грецизма по происхожде­нию (позиция прежде всего церковника (пропагандировать в Славян­ском языке нео-Антиконизм Росия (Х век) больше было некому: *Росью* Русь не могла быть категорически, а росы по-Славянски – “утренние ту­маны”) и во-вторых представителя сво­его поко­ления, младшего, допу­стим, поко­лению князя-воеводы А.Курбского, го­ворившего в своё время в практически только о Руской земле), ни­сколько не мешает и памяти о Руской земле, и даже выраже­нию о всей Руской державе, а столь ред­чайшие до XVIII-го века в Рус­ской литера­туре и исключительно книж­ные по проис­хождению Росияне буквально симмет­рично дважды отра­жают у Пали­цына тоже довольно редких в письмен­ности, но совершенно «простонарод­ных», обиходных Русаков. Стоит заметить, что при может быть почти одинаково редкой встречаемости в письменно­сти Русаки явно были на слуху разговорной речи, чем не могли видимо похвастать по природе литературно вообще заимствованные Росияне, причём Рус­ские (их пред­ставитель­ские классы) могли бы быть знакомы даже с Ро­манообразной письмен­ной формой (Италоязычное Rossiani у И.Барбаро (не исклю­чено по­служив­шее настоящим источником Цер­ков­нославян­ских Росиан Максима Грека (во всяком случае, очевидны и мо­менты культурной общности Греков и Итальянцев на то время, и бли­зость Греко-Итальян­ских диас­пор на Руси, и образо­ванность самого Ми­хаила Триволиса, обучавше­гося в Италии))) своего экзонима, кажется даже облегчавшей своеоб­разное «Славянское толко­вание антиконизма» – «рассеянные» (срав­ните разговорное, просто-Русское Расея, Ра­сиск-).

============================================

«…для чего въ народѣ Рускомъ неумѣетность иновѣр… такъ наро­дови Польскому, Литовскому, яко и Рускому пануемъ однаково… иноковъ Рускихъиноковъ Рускихъ… гдѣ бы се тымъ инокомъ найспособнѣй видѣло, фундовать и въ тыхъ шко­лахъ учыти всихъ наукъ, водлугъ преможеня ихъ, языкомъ Кгрец­кимъ, Латинскимъ, Сло­веньскимъ, Польскимъ и Рускимъ позво­лили есмо… иноковъ Рус­кихъиноковъ Рускихъ…»

Из королевской грамоты Виленскому Троицкому униатскому мона­стырю, от 19 Октября 1615 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«… Особливо Унѣя, за милостивымъ вашого найяснеѣйшого королев­ского величества позволенемъ, теперъ зъ Русѣ чрезъ святѣйшого Ѳео­фана, патріарху Іерусалимского, знесенная, абы впредъ въ той же Русѣ никогда не отновлялася и своихъ роговъ не возносила. …»

Из письма гетмана Войска Запорожского Петра Колашевича Сагай­дачного к Польскому королю Сигизмунду III и его сыну Владиславу, Март 1622 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«Да к вам же на Дон приходят и с вами вместе Турского города и сёла и Крымские улусы громят Запорожские Черкасы. Да вы ж де в прошлом году взяли старой Крым и людей повысекли, и за то де на царя приходили всем Крымом, чтоб он послал воевати наши украйны…»

Из грамоты царя Михаила Федоровича Донскому Войску, от 22 Ок­тября 1625 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«… И нынѣбъ онъ объявилъ, какъ ему и на которыя мѣста въ Нѣмецкія Государства ѣхати, и гдѣ ратных людей наняти чает, и что имъ от тѣхъ мѣстъ, гдѣ ихъ наймешь, до Рускихъ Украинъ на подъемъ на вся­кіе протори дати и по чему впередъ на мѣсяцъ давати, и на которые мѣста имъ въ Московское Государство придти, и сколь скоро чаетъ онъ, ратныхъ людей нанявъ, въ Московское Государство привести?»

Из до­говора с подполковником Генрихом фан Дамом, уроженцем Гольштен­ской земли, об условиях его приёма на службу к Московскому государю, от 18 Января 1631 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«И был де он, Гришка, в полану в Литовских городех в Черкасех и в Переясловле, а после де, государь, тово ходил он в Запороги з Запорож­скими козаки. …Ляхи, собрався, опять пришли в Литовские в порубеж­ные и украинные городки: под Девицу, под Иасовку, в Быково, в Кры­лов.

…ляхи и Запороские козаки, которые к ним переехали, приходили под украинной Черкаской городок под Нежин и к городу приступили и на том де, государь приступе Нежинцы, служивые всякие люди и ме­щане, убили Ляхов, и Запороских козаков, и Немец тысячи с полторы и больши».

Из отписки Севского воеводы С.Стрешнева в Разрядный приказ, от 4 Июня 1631 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…приехал в Путивль на твое государево имя Литвин. В роспросе сказался Запорожской казак Ивашка Павлов… гетман де Черкаской Ондрей Деденько ныне живет в городе Черкасех, а збору де Черкасом при нем нет, а расказанья де ему, гетману, по ся мест не было, чтобы войску куда итить и на которую украину. …

…хотят Лятцкую веру учинить во всех Белоруских городех

Из отписки Путивльских воевод в Разрядный приказ, от 5 Ноября 1632 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«А сказати им велеть, чтоб ехали с торгом в твои государевы пору­бежные городы, а Калуга город непорубежной, и им ездить в Калугу не пригоже. А торговали бы они товары своими, опричь вина, в твоих госу­даревых порубежных городех, которые от их Украины, а вина б никуды не привозили».

Из отписки Калужского воеводы Ф.Чулкова в Посольский приказ, Сентябрь 1635 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«… А народъ Польскій и Литовскій (о чомъ вже и преже отъ коро­левского величества писано), а звлаща, украинных городовъ воеводы и старосты къ Руському письму не звычайны: бо украинные городы даваны людемъ рыцарскимъ, которые хоть въ воиньскихъ дѣлѣхъ зи­алися и умѣли, а письма Руського не учились. …штобы отъ воеводъ и старостовъ королевскихъ украинныхъ и отъ ихъ намѣстниковъ, письма Руського неумѣетныхъ, въ порубежныхъ въ ссылочныхъ дѣлѣхъ, пишучи (што въ сусѣдствѣ, близко себе живучи, и часто быти муситъ), въ тыхъ новоприбавленныхъ титлѣхъ помѣшка не учинилась…»

Из ответных статей Польско-Литовских радных панов Московским по­сланникам, от 25 Мая 1637 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…ино черезъ то королевскимъ великимъ посломъ, невѣдомымъ ру­бежовъ и на той Кiевской и Черниговской украйнѣ николи небыва­лымъ, омана сталася. А каштелянъ Каменецкiй, теперешнiй Кiевскiй, хо­тяжъ на той украйнѣ бывалъ: але, коли вы про рубежъ Путымлю съ Кiевомъ и съ Черниговомъ замолчали, и онъ рубежей невѣдомъ, и не чаялъ, штобы мѣло быти розмежованье межи Путымлемъ съ княже­ствомъ Кiевскимъ и Черниговскимъ».

Из листа Литовско-Польских королевских радных панов Московским царским посланникам, после Мая 1637 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«Отъ Царя и Великого Князя Михаила Ѳеодоровича всея Русiи на Донъ, въ нижнiе и въ верхнiе юрты, атаманамъ и казакамъ и всему Дон­скому войску. …что Крымскiе воинскiе люди и большаго Нагая мурзы съ своими людьми пошли въ Русь многiе люди подъ наши украинные го­роды войною… и слыша вы про походъ воинскихъ людей въ Русь на наши украйны войною, поговоря межъ собою…»

Из грамоты царя Михаила Федоровича Донским казакам с укоризной за взятие Азова, 20 Сентября 1637 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«… И после того разорения в том граде Азове живяху поганские люди и изхожаху во Всеросийское государьство и в украйные го­роды, паче же и в Литву, и во многие земли…

… И тут же пришли прибылые люди королевские земликазаки Запорожские. …

А которыя Азовския люди по последнему пути зимнему пошли ис того града Азова в Росийское государьство Московския державы в украину для разорения православного Христианства, и в те поры шли те люди с Руси с полоном в свои домы. И их с караулов великого Дон­ского Войска казаки подметиша и Руской полон у них отбиша, а их всех под мечь подклониша.

…»

Из «Повести об Азовском взятии».

--------------------------------------------------------------------------------

«…и есть ли у них в Азове и на Дону ведомо про умышленье Тур­ского салтана и Крымского царя, и что их умышленье, и не чаять ли приходу их вскоре на государевы украины. … И вновь к ним из госу­да­ревых украинных городов в Азов и на Дон Руские охочие люди прибы­вают ли, также и Запорозские Черкасы к ним вновь приходят ли; и сколько после Азовского взятья вновь Руских людей и Черкас прибыло…

…и ныне к ним в Азов Запорозские Черкасы идут безпрестанно мно­гие люди. А Руских де людей из государевых украинных горо­дов к ним в Азов и на Дон не прибыло нисколько, потому что было время зим­нее и для дальнего пути степью приходить было к ним не­мочно. …

… А на государевы де украины Крымского царя приходу войною вскоре чаять ли, про то те выходцы сказали им – не ведают».

Из расспросных речей Донского войскового атамана М.Татарина и Донских казаков в Посольском приказе, от 4 Апреля 1638 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«Да по твоему ж государеву указу приезжают из Литовские земли Литовские люди в твои государевы порубежные городы в Пу­тивль, и в Рылеск, и в Севеск, и в-ыныя украинные городы. И в тех, государь, украинных городех по твоему государеву указу для обере­ганья ото всякого дурна для приезду Литовских людей устроены гос­тиные дворы».

Из отписки Белгородского воеводы А.Тургенева в Посольский при­каз, от 19 Апреля 1638 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«А как твой государев указ прислан, велено моего полку Черкасом быть в твоих государевых украинех городех в Пу­тивле, и на Корочи, и на Ливнах и на Ельце. А мне, холопу твоему, ве­лено быть на житье, ото­брав с собою лутчих людей, на новом городе на Усерде… что я их вы­вел в твою государскую область в Руские го­роды».

Из челобитной Запорожского старшины В.Иванкиева, от 18 Июля 1639 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом холопи твои нововыежжие Черкасы, отаман Якунька Дмит­риев сын Иваницкий с товарыщи 35 человек.

… Милосердый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, нам служить свою государеву украинскую службу вместе с нашею братею, с но­вовыежжими Черкасы на Валуйке».

Из челобитной, Июль 1639 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…хотя бы он, великий государь наш, на вас на всех Босурман велел быть войною одной своей украине, которые люди живут в украин­ских городех по валу от рубежа Крымского и Нагайского, и тут бы собралось его государевых Руских людей с одной той украины болши легиона тысящь. Да и такия ево государевы люди Руския украиньцы, что они жестоки на вас будут и алчны, яки львы яростные и неукротимые, и хотят поясти вашу живую плоть Босурман­скую. … А в городех во всех украинских под страхом смертным, а ца­ревым пове­лением, держат их воеводы государевы

… На небеси над нашими полки Бусурманскими шла великая м страшная туча от Русии, от вашего царства Московскаго. …»

Из «Повести об Азовском осадном сидении».

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Так хорошо прописанная «военно-административная служеб­ность» украинцев XVII-го века. И вроде бы по­нятие формально совер­шенно «тех­нико-географическое» – но какая сильная у него «соци­ально-профессио­нальная» коннотация. Не подаёт оно и признаков «ре­гиона­лизма», укра­инцы могут быть Русскими людьми, а могут и иными. И опять же никто сам, от себя лично в XVII-ом веке, кроме Украинцо­вых, подобным обра­зом не пред­ставился. И понятно, что никто из оче­видцев в то время и не догадывается, что когда-то од­нажды слово сде­лают «этно-национальным».

Надо наверно указать и на то, что в данном случае мы имеем дело с ортодоксально «народной» точкой зрения, оценкой социальных статусов (буквально социальные низы, изгои Русского государства), что видимо несказанно повышает историческую значимость и полезность цитируе­мого источника.

К слову о Русии, надо заметить, что если «иносказательные» Ро­сийск- и Росияне были избыточными и крайне редкими терминами при Царстве (и уже даже в Российской Империи, с тех пор как там сформи­ровалась сеть университетов и научная школа), по понятной историко-семантической причине, то слова Русийск-, Русияне, а также Русия вне титула Москов­ских монархов встречались ещё реже, ввиду очевидной внешне-фонологической избыточности ко всему Русскому и к Руси. Что особенно наглядно для Русии, неизбежно-постоянной в каж­дом государ­ственном акте до 1654 года в титулах царей (но и Русь тут можно обна­ружить ещё и в XVII-ом веке), а после ещё встречавшейся и в титулах церковных иерархов. Тогда как Росия и следом за ней Россия как раз в процессе резко-крупномасштабного увеличения со второй по­ловины XVI-го века абсолютных границ Московской державы (до Север­ного Кавказа, Каспия и Сибирских руд и прочих недр) последовательно про­двигается литературно-творческими усилиями Русского цер­ковного клира в качестве формального, обиходного наименования Оте­чества (иногда в источниках встречаются аккультурированные Рус­ским произ­ношением Росея, Расея).

===========================================

«С Крымской стороны на Нагайскую сторону прошли Татаровя в Русь, по смете и по сакме по 200 человек и больши. А чаять их приходу под Усерд и под Воронеж и под-ыные украиные городы».

Из расспросных речей Донского атамана Т.Иванова и казаков его станицы, от 24 Мая 1646 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«…все есми вольные зарубежных Литовских городов охочие люди, все 10 человек поручились есми меж себя друг по другу в том: быти нам за нашею [порукою] на Дону в Войску и служити государеву цареву и ве­ликого князя Алексея Михайловича всеа Русии службу, и быти всегда готовым, где по государеву указу государевы воеводы, и приказные люди, и Донские отоманы нам укажут. … А будет из нас за нашими пору­ками с государевой службы бежит или государево жало­вание прово­рует, или, взем государево жалование да останетца в госу­даревых украинных городах, и на нас, на порутчиках, государя царя и вели­кого князя Алек­сея Михайловича всеа Русии пеня».

Из поручительства Черкасов, переселившихся из Гадяча, Лубна, Олешни, Миргорода, Щигрина и Боровца, от 6 Июня 1646 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии бьют челом холопи и сироты твои твоих государевых украинских пору­бежных городов торговые людишка: Путивльцы, да Рыленя, да Севска, да Брянска, и Корачева, и многих твоих государевых укра­инских горо­дов.

По твоему государеву указу посылают нас, холопей и сирот твоих, твои государевы стольники и воеводы за рубеж в Литовские городы для твоих государевых вестей и наших для промыслишков. … И как, госу­дарь, мы, холопи и сироты твои, придем в королевские городы и на пан­ские порубежные городы, и оне наши возы розвязывают…»

Из челобитной Русских купцов, 1647 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…niesczęsni bracia naci gniezda swoje, domy, a drudzycharissima pignora w nagłym niebespeczeństwie rzucając, biegą in viscera Regni. Zkąd robur ojczyzny w wojskach, podatkach, ludziach, potentiach, te wszystkie ukrainne proovincie za swoję własną szabłą wziętą, nieprzyiaciel obwoływa. …

… Już tedy kijowskie, bracławskie, czernichowskie wojewodstwa mają za swoje. Wołyniowi i Podolu grozi, tudzież ruskim ziemiom. …

…bo lubo ze krwi starożytney ruskiej idę… Zdrajca ten rozsyła wszędzie po miastach clam listy swoje, gdzie ieno kolwiek staje Rusi. … Już to nie z tą Rusią dawną

…несчастные наши братья, среди внезапной опасности бросая свои гнезда, дома и другие драгоценные предметы, бегут во внутренность государства. Все украинные провинции, откуда отечество получало мощь в войсках, податях, людях и имуществе, неприятель объявляет за­воёванными своею саблею. …

… Он и так уже воеводства Киевское, Брацлавское, Черниговское считает своими, грозит Волыни, Подолии, а также и Русским землям. …

…ибо, хотя Я происхожу от древнего Русского рода… Изменник этот рассылает свои письма везде по городам, где только ни есть Руси. … Мы теперь имеем дело не с той древней Русией…»

Из письма Брацлавского воеводы А.Киселя епископу Гнезненскому, от 31 Мая 1648 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«И я тебе объявляю, что писал ко мне князь Еремей Вишневетцкой, воевода Руской, что Крымские Татаровя в собранье на урочище у Кня­жих Буераков 40000 стоят наготове, а хотят идти царского величества на украины войною».

Из указа царя Алексея Михайловича Путивльскому воеводе Н.Плещееву, от 7 Августа 1648 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«И, приезжаючи, государь, Литовские люди в Хотомышской и в-ыные твои государевы украинные городы, хлеб и соль и мед прес­ной ис Хото­мыжского и из-ыных украинных городов в Литовскую сторону увозят».

Из отписки Хотмыжского воеводы К.Арсеньева в Посольский приказ, от 23 Марта 1649 г.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам