@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Украинные лотры 5 04.03.2018 12:38 – 11.11.2019 09:44

Ответы на вопросы

Украинные лотры

4 https://daud-laiba.livejournal.com/216530.html

5

1 Февраля 2018

--------------------------------------------------------------------------------

«Ѿ Царя і Великωго Княѕя Федора Івановича всеа Рүсии, на Донъ Донскимъ атаманомъ Верховымъ и Ни­зовымъ… і выбъ ихъ встречали үрядно, прежнемү обычею, и приняли ихъ чесно и проводили ихъ ѿ Аѕова до нашие Үкраины… и Түрсково чеүша и нашего посланника к Үкраине ωднолично проводили сω вся­кою честью… Царь или Царевичи поидүтъ на наши Үкраины и сними Аѕωвские люди, и выбъ конные всѣ подъ нихъ шли на перевоѕы и на шляхи на Донецъ на Сѣверскои… А гдѣ соидетеся на Донцѣ с нашими людми, с Пүтивльскими и ѕ Запорож­скими Черкасы, которые придүть по нашемү үказү подъ Царя на Донецъ, а ве­лено Черкасωмъ Запорож­скимъ Гетманү Хриштопү Косицкомү і всѣмъ атаманомъ и Черкасомъ быть на Донцѣ на шляхѣхъ и ѕа Царемъ идти и к нашимъ Үкраи­намъ…»

Из грамоты от 20 Марта 1593 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«Лета 7102-го… Тово же лета с Покрова от Польские украины ве­лел государь ходить на поле за Крымскими людьми воеводам своим…

Тово же году Ноября в день велел государь быти в украинных го­родех другим воеводам…

А большим бояром и воеводом государь велел быти на берегу по полком, как прямые вести будут про приход на государевы украины Крымсково царя…

…велел государь быть воеводам своим по полком в украинных го­родех для приходу Крымских людей…

А схожие воеводы были по украинным городом: в Новосили…

Тово же году по украинным же городом воеводы были…

И государь послал по тем вестям с Москвы воевод своих по городом на Рязанские и на Шацкие украины.

…велел государь стояти воеводам князю Василью Голицыну на поле, где будет пригоже, и беречь тово и проведывать, где будет на которые государевы украины те воинские люди Крымские и Нагайские при­дут…

…что воинские люди придут на государевы украины, а воеводы будут под людьми в сходе…

Тово же лета Июля в 1 день послал государь засек делать на укра­ину на четре статьи…

Тово же году Августа в 20 день велел государь итти воеводам своим от Немецкие украины по городом…

Лета 7103-го году Октября в 26 день велел государь быти на осень воеводам в украинных городех по полком…

…а с вестьми отсылати в украиные города… а велели бы вестовщи­ком бежать с вестьми прямо к вам на Ливны или куды ближе в украин­ные города… да только будут у них языки, и они б с теми языки по­слали к вам на Ливны или в украинные города… чтоб Крымской царь или царевичи и большие и малые люди на наши украины безвесно не пришли… тотчас с вестьми бежали прямо на Ливны или в украинные города, куда ближе, чтоб им поспеть на Ливны или в украинные го­рода с вестью задолго до приходу Крымсково царя и царевичей и воин­ских людей; а к головам с вестью отсылати же, а посылати бы с вестьми, проведывая многижды, чтоб в украинных городех про Крым­сково царя и про царевичей и про воинских людей весть была задолго до их приходу… чтоб теми ми месты Крымской царь или царевичи или воинские люди на наши украины безвесно не пришли. …и всех пони­зовых городов, и Мещерские многие казаки и стрельцы с вогненым боем; а на берегу в Серпухове, и на Коломне, и по всему берегу стоят большие бояре и воеводы многие со многими людьми, и стрельцы мно­гие, и казаки Донские и Вольские и Яицкие, и Терские атаманы, и казаки, и Черкасы, и Немцы, и Литва… чтоб наши украины Крым­ской царь и царевичи и большие и малые воинские люди безвесно не пришли и нашим бы украинам в том порухи не было. …а хотя и малые люди придут или прокрадутца на наши украины, или Черкасы учнут по полю ходить, станицы и сторожи громить, а головы тово не убере­гут, и тем головам быти от нас казненым смертью. А будет пойдут на наши украины большие люди, и те бы головы с вестьми отсылали на Ливны и в украинные городы, куда ближе, и вы бы те вести писали к нам да и к воеводам нашим в украинные города; а проведав про больших люди подлинно, а те бы головы промышляли, приходили на воинских людей и чтоб где на перевозах или на крепостях языков до­быти, да нечто добудут языков, и оне бы к вам тово языка на Ливны по­слали или в украинной город, куда ближе; а вы бы тово языка к нам прислали, чтоб про тех про больших людей на украине весть была ра­нее задолго их приходу. И как большие люди пойдут, и те бы головы со всеми людьми шли к вам на Ливны или куда ближе в украинные го­рода к воеводам… чтоб однолично Крымской царь и царевичи и воин­ские люди большие и малые на наши украины безвесно не пришли и нашим бы украинам в том порухи не было… чтоб Крымской царь и ца­ревичи и воинские люди на наши украины безвесно не пришли… чтоб Крымской царь и царевичи и воинские люди на наши украины без­весно не пришли и нашим бы украинам какой порухи не было… да и на Тулу бы есте и во все украинные городы и на берег к бояром и во­еводом нашим вести всякие присылали же, чтоб на Туле и по всем украинам и на берегу…

Тово же году Апреля в 13 день велел государь быти на своей госу­дареве службе воеводам по полком по росписи в украинных городех для приходу Крымских людей…

Да схожие воеводы по украинным городом были…

А как придут на государевы украины Крымские воинские люди…

Лета 7104-го году Сентября в 17 день велел государь царь и вели­кий князь Федор Иванович всеа Русии на украине быти на осень вое­водам своим для приходу Крымских людей по полком…

А по украинным городом схожие головы тогда были…

А как придут Крымские воинские люди на государеву украину, и тогды воеводы были в сходе по полком…

Тово же году Апреля в 1 день послал государь в украинские го­рода за Оку реку воевод своих для приходу Крымских людей по пол­ком…

Схожие воеводы по украинным городом…»

Из Разрядной книги.

--------------------------------------------------------------------------------

«Żołnierze, a najwięcej piechota węgierska i ukraincy, będąc na nich roziątrzeni, nie tylko swe rzeczy, ale у ich własne im powydzierali у pobili ich do kilkudziesiąt, czego się obronie żadnym sposobem między ludźmi roziuszonemi nie mogło, choc z wszelką pracą у staraniem z panami rotmistrzami zabiegałem temu.

Жолнеры, а особенно Венгерская пехота и украинцы, будучи разъ­яренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъ­яренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами рот­мистрами и пытался сделать это всеми силами и способами».

Из рапорта коронного гетмана С.Жолкевского от 10 Июля 1596 года.

--------------------------------------------------------------------------------

«Лета 7105-го… Тово же году сентября в 19 день велел государь быть в осень после больших воевод на Украине воеводам по полком…

А в сходе из украинных городов быть воеводам и головам…

Тово же году Майя в 1 день послал государь воевод своих в укра­инные городы для Крымских людей приходу…

Да в украинских же городех были схожие воеводы…

А в украинные городы послал государь давать своево государева жалованья…

…на Тулу послал государь и всем украинным городом давать Ми­хайла Михайловича Кривова Салтыкова…

Тово же году посланы дворяне на украину для того, что казаки на Волге громили Нагай, и они то по украинным городом сыскивали.

А на Тулу послана роспись государева к воеводе к Степану Олек­сандровичю Волоскому, которым воеводам быти из украинных горо­дов в сходе в Тульской в большой полк к нему, Степану Олександро­вичю Волоскому, и которым воеводам быти в сходе в передовой и в сторожовой полк украинской.

На Туле в большой полк в сходе быти из украинских городов с во­еводою с Степаном Олександровичем Волоским в приход Крымских лю­дей…»

Из Разрядной книги.

--------------------------------------------------------------------------------

«…и на наши Үкраинные мѣста, въ Пермскүю землю воиною мно­гижда приходилъ еси…»

Из жалованной грамоты царя Фёдора Ивановича Сибирскому царю Кучуму, 1597 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…папа и патріархъ великаго града Александріи… православнымъ благочестивымъ братствамъ, иже въ Росіи обрѣтающимся…

…яже типарному художеству подайте и Гречески и Русски, аще мнится благо быти – и Латински, да будетъ мало нѣкое утѣшеніе во еже отъ сопротивныхъ обуреваніи православнымъ…»

Из послания Александрийского патриарха Мелетия к западно-Рус­ским братствам, от 24 Августа 1597 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«Благочестивому господару Василію, княжати Острозскому, и всѣмъ православнымъ Христіаномъ Малое Россіи

…яко нѣсть избавляяй Русь отъ невѣрія папы Римского. …

…занеже поеретичѣхомъ вси обиталници Малой Россіи

простою же нашею пѣснію Русскою поюще, Бога благодарѣте. …нынѣ христіане Малыя Россіи всѣпоеретичѣли… якъ Словенскій языкъ предъ Богомъ честнѣйшій есть и отъ Еллинскаго и Латинскаго…

…тогда узрите игрушку короля вѣры папы Римкого, хто владѣетъ надъ православными дурною Русю и въ неволи будучими Греками. …

А нынѣ межи Ляхи князіе Рускіе всѣ поеретичили… а простоту Рускую отбѣгли? …

… Але Руси не терпитъ, але змѣнниковъ Рускихъ искореняетъ! …

Не то ли ты дѣтинное мудрованіе страждежи, Русине, бывшій благо­честивый Христіанинъ прежде и цѣломудрецъ, Малое Русіи, мовлю, съ Ляхи… кождый отмѣнный своимъ голосомъ зовомый языкъ, а именовите: Кгреци, Арапи, Сѣвераны, Сербы, Болгаре, Словяне, Арабанаши, Мул­тяне, Богданци, Москва и наша Русь не зовутся инако, толко Христіанинъ. …

Видиши ли, дѣтино Рускій… Видиши ли, дѣтино Рускій… Не чудуйжеся, дѣтино Рускій

… Теперъ въ насъ тая дурная Русь житія чистого ищетъ… Къ папѣ Рымскому бѣжемо, и съ того сорома ся выкрутимо и на Русь

…да потребите и попалите колыски и шибеницѣ, на день ихъ чине­ные по Волыню и Подолю

Из послания Ивана Вишенского, Афонского монаха, 1590-е гг.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Можно обратить внимание как Москва уроженца Львовщины от­зер­каливает Подольскую землю Афанасия Никитина.

============================================

«Тобѣ, въ земли зовемой Полской мешкаючому всякого возраста, стану и преложенства народу Рускому, Литовскому и Лядскому

… На пановъ же вашихъ Руского рода

Iоанъ инокъ зъ Вышнѣ, отъ Святыя Аөонскія Горы, прочюхъ отъ Ляд­ской землѣ, сирѣчь Малой Русіи, како напали на васъ зло – ереси…»

Из послания Ивана Вишенского, Афонского монаха, 1590-е гг.

--------------------------------------------------------------------------------

«Велможнымъ ихъ милости паномъ арцибискупу Михаилу, биску­помъ: Потѣю, Кирилу, Леонтію, Деонисію и Григорку…

…отъ Руского народа

…такжебы и въ Руси быти мѣло. …по простой приповѣдце нашей братіи Росси, яко мовятъ…

… Видите ли чого ради Русь хулите, а Латину хвалите, яко Русь дурная… яко да звычаемъ Римскимъ надъ Рускими овцами владните… якъ хотѣли есте по-Рымски надъ Русю владѣти…

Рускій благочестивый народе

…а правилца Русскіе уничтожаете и поругиваете… ижъ тые ма­ленкіе правилца Русскіе до великаго пекла васъ угнали… ижъ для тыхъ маленкихъ правилецъ Русскихъ вы утечи отъ Христа… пра­вилца Рускіе

…яко не дочекаете того николи по Руси…»

Из послания Ивана Вишенского, Афонского монаха, 1590-е гг.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Быть может это старейшие «Россы» в Русском языке? И снова – с Афона в Элладе, как и «Росия изначальная»! К тому же они очень по­хожи на Rossi «Русских» А.Контарини.

===========================================

«Iоанна мниха извѣщеніе краткое о Латинскихъ прелестехъ, о за­блужденіи…

…ты же простый, неученный и смиренный Русине

…власть мірская градская и повсюду не дадѣте Руси ни едино про­странство въ жизни ихъ, въ судѣхъ по Руси не поборяйте… въ купляхъ, торгахъ, ремеслахъ Русинъ съ папежникомъ волности единой да не имать, въ цехахъ ремесницкихъ Русину быти не достоитъ, доколѣ ся не попапежитъ; на власти войтовства и бурмистрапства и прочихъ строи­телствъ отъ Руского народа да ся не поставляютъ, доколѣ ся у папежа не увѣруютъ. Аще же симъ Руси не досадите…»

Из сочинения Ивана Вишенского, Афонского монаха, 1590-е гг.

--------------------------------------------------------------------------------

Я: Простая наша песня Русская, дурною Русю, простота Русская, Рус­ские овцы, простой неучёный Русин – чтобы так говорить о себе, надо быть фундаментально Рус­ским человеком, представителем немоло­дой Европейской «нации».

Обращает на себя внимание и предельная архаичность националь­ной номенклатуры в юго-западной Руси: Русь, Русский народ, Русин.

===========================================

«…которые яко Руского такъ и Рымского набоженства Католикъ въ почтивости великой мѣти мусить, а ни напотомъ по тотъ часъ, яко Ру­синъ Рымляниномъ, такъ и Рымлянинъ Русиномъ гордити и сторони­тесе…

…ижъ вся немаль Русь наша на тебе оглядаютсе, якъ великая съ того школа будеть…

… А мало не тоежъ ся теперь и въ Руси дѣетъ…»

Из послания Владимиро-Волынского и Брестского епископа Ипатия Потея князю Константину Острожскому, 3 Июня 1598 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…до тыхъ селъ Рускихъ… якожъ дей и дворянинъ господарской панъ Янъ Кощыцъ теперъ въ тыхъ часехъ будучы въ сесь край Рускій посланый…»

Из заявления униатского митрополита Ипатия Потея против Кие­вопечерских монахов, от 14 Октября 1599 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…на поповъ Рускихъ

…дяконъ реліи Рускоевсея Росіи, и передъ капитулу Рускую поповъ Рускихъсуду духовного Руского…»

Из декрета короля Сигизмунда III об изгнании двух Русских священ­ников, осуждённых в тяжбе с униятской епархией, от 9 Августа 1605 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«…князя Володымера, который Рускую землю окрестилъ… тую сто­лицу митрополью Кіевскую, Галицкую и всея Русилюдъ народу Російского…»

Из Протестации Виленского братства против униятского митрополита Ипатия Потея, от 26 Января 1608 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«А вѣдьже воеводами на городахъ украинныхъ и ближнихъ ваша братья, люди Московскiе были, а при нихъ въ ихъ повелѣнью люди слу­живые и стрѣльцы…»

Из ответных статей Литовских и Польских королевских послов Мос­ковским думным боярам на посольском съезде в Москве, 1608 год.

--------------------------------------------------------------------------------

«… И дворянѣ і дѣти боярские всѣхъ городовъ, і гости, и торговые і всякиѣ люди, і стрелцы і каѕаки, і посадские і всѣхъ чиновъ люди всего Московского Государьства, поговоря межъ собя і слыша Үкраинныхъ го­родовъ ото всякихъ людеі, что Үкраинныхъ городовъ всякиѣ люді Госу­даря Царя і Великого Княѕя Василья Івановича всеа Русиі на Москов­скомъ Государствѣ не любятъ, и к немү Государю не обращаютца і слу­жити ему не хотятъ, і кровь Крестьянская межъусобная льетца мно­гоѣ время, і въсталъ отецъ на сына і сынъ на отца, братъ на брата, друг на друга, і видя всякиѣ люди Московскомү Государствү такое конечноѣ раѕоренье, били челомъ емү Государю всею ѕемлею всякие люди, чтоб Государь Государство отставилъ для межъусобные брани…»

Из окружной грамоты, от 24 Июля 1610 г.

--------------------------------------------------------------------------------

«На Татарскихъ Үкраинахъ толко надобно бүдет держати ωбоих Гос­ударствъ ратныхъ людеи…»

Из договорной записи коронного гетмана Жолкевского и Русских бояр, Подмосковье, Август 1610 года.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам