«Удалённая государственность» 03.03.2018 15:09
Заметки на полях прочитанного (Перевезенцев С.В., Страхов А.Б., ТРАДИЦИИ НАРОДОВЛАСТИЯ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ X–XIII вв.)
«Удалённая государственность»
----------------------------------------------------------------------------------
«В лѣт̑ 1096 … Ѡлег же въıиде и-Стародуба и приде Смолиньску и не прияша ѥго Смолнѧне и иде к Рѧзаню …
… Мстислав же приде Мурому и створи миръ с Мүромци и поя своя люди Ростовци и Суждалци и поиде к Рѧзаню по Волзѣ. Ѡлег же въıбѣже из Рѧзанѧ, а Мстиславъ пришед̑, створи миръ с Рѧзанци и поя люди своя, яже бѣ заточилъ Ѡлегъ…»
Из Повести временных лет
----------------------------------------------------------------------------------
«В лѣт̑ 1132. Престависѧ Мстиславъ сн҃ь Володимерь мс̑ца април̑ въ дı҃ дн҃ь. И сѣде по немь брат̑ ѥго Ярополкъ кнѧжа Къıєвѣ, людьє бо Къıяне послаша по нь.
В лѣт̑ 1138. … Тоє же зимъı въıгнаша Новгородци Ѡлговича из Новагорода, а Гюргевича пояша Ростислава кнѧжитъ оу себе …
В лѣт̑ 1176 … Михалко же приѣха Володимерю со братмъ своимъ Всеволодмъ во врата граду ст҃оє Бц҃и, яже бѣ ѿялъ Ярополкъ, и бъıс̑ радос̑ велика в Володимери градѣ, видѧще оу собе великого кнѧзѧ всея Ростовьскъıя земли. Мъı же да подивим̑сѧ чюду новому и великому и преславному мт҃ре Бж҃ья, како заступи град̑ свои ѿ великих̑ бѣдъ и гражанъı своя оукрѣплѧѥть, не вложи бо имъ Бъ҃ страха и не оубояшасѧ кнѧзѧ два, имуще въ власти сеи, ни болѧръ ихъ, прѣщенья ни во что же положиша за 7 недѣль. Безо кнѧзѧ будуще в Володимери градѣ толико възложьше всю свою надежю и оупованьє к ст҃ѣи Бц҃ѣ и на свою правду. Новгородци бо изначала и Смолнѧне, и Къıяне, и Полочане, и всѧ власти, якож̑ на дому, на вѣча сходѧтсѧ, на что же старѣишии сдумають, на томь же пригороди стануть. А здѣ городъ старъıи Ростовъ и Суждаль и вси болѧре хотѧще свою правду поставити, не хотѧху створити правдъı Бж҃ья: «Но како нам̑ любо, рекоша, також̑ створим̑. Володимерь є пригородъ нашь», – противѧщесѧ Бу҃ и ст҃ѣи Бц҃ѣ и правдѣ Бж҃ьѣ, слушающе злъıх̑ члв҃къ развратниковъ, не хотѧщих̑ намъ добра завистью, граду сему и живущим̑ в немь …»
Из Суздальской летописи
----------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Но земская власть не могла простираться на обширные территории,…
----------------------------------------------------------------------------------
Я: Действительно, при низких показателях информационной проницаемости вечевое правление теряло какую-либо практическую эффективность и смысл, «полисы» не могли быть в тех условиях бесконечно большими. А сравнительно крупные размеры славянских земель объясняются низкой плотностью населения, существованием незаселенных пространств, но самое главное хозяйственно-практической самостоятельностью, автономностью сотен, когда на совести головного веча, города лежали главным образом вопросы внешней политики, совместной обороны и войны. Примечательны в этой связи уникальные летописные свидетельства о съездах Псковских и Ладожских «депутаций» в Новгороде для решения каких-то важных общеземских вопросов.
----------------------------------------------------------------------------------
Цитата: …не могла решить проблему объединения необозримых пространств восточнославянских земель. Соединить земли восточнославянских племенных союзов могла только внешняя сила, внешняя власть. Такими объединителями в IX–X вв. оказались русы-варяги.
----------------------------------------------------------------------------------
Я: Такую проблему видимо не ставили перед собой сами Славяне. Во-первых, Русь создала свою землю слившись с рядом местных общин (есть уникальные «припоминания» о войнах Варягов-Руси с соседями Полян – Уличами и Древлянами, «обижавшими» Полян). Во-вторых, её отличали новые для Восточной Европы виды хозяйственной деятельности, успех которых зависел от размеров ресурсов (скора, воск, мёд и челядь). И вот ради их увеличения Русь «примучивала» данью соседние земли. Кроме того конкретные физико-географические условия Днепровского бассейна (да и в целом Восточной Европы) даже теоретически должны были стимулировать коллективистские, эгалитарные тенденции социально-производственной организации, что вполне подтвержедатся и содержанием древнейших известий о Руси. Русь была видимо вынуждена лавировать между потребностью в «дани» и необходимостью практической опоры на пактиотов, «союзников», отчего видимо моноксилы у пактиотов покупались, а не отбирались бесплатно, а в Черноморском бассейне Русь вероятно была известна как народ, преодолевающий знаменитые Днепровские пороги (Ruzzi Forsderen liudi?), столь опасные для плавателей по свидетельству современников из-за присутствия в регионе кочевых орд. Русь родилась из «военно-торговой компании» по добыче шёлка-паволока (отсюда сагическая Силькисиф «Шёлковая дева», наследница местного рода «конунгов» в Киеве, в Гунноланде и жена Норвежца Орвара Одда) и других ценностей в Царьграде, хотя впрочем ей по-видимому изначально и попутно были присущи далеко идущие генезо-государственные устремления (начиная с посольства Свеев-Руси в Константинополь и Ингельгейм). Это не была компания сложившегося заморского государства на чужой территории, это был своего рода «род казачества», а именно в плане характерных форм социальной и трудовой организации, но не в качестве маргинальных групп уже существующего общества, метрополии (государственность Руси почти не уступала в хронологии становления Норвегии или тем более Швеции). Государственно-генетический взрыв Руси был обязан её целенаправленной ориентировке на отношения с Византией, тогда как скажем возникновение потока арабского серебра такого мощного эффекта обеспечить видимо было не в состоянии.
Кроме затаённого в славянском имени «Русской земли» германоязычного значения, приближающегося видимо скорее всего к «области (территории) корабельного («морского») закона (права)» (некий «Русский закон» фигурирует в летописи при заключении мира между Русью и Греками в статьях за 907, 912 и 945 года, в текстах договоров) о «цивилизаторских» устремлениях Руси говорят и уникальные статьи из Русско-греческих договоров, свидетельствующие о первенстве! Руси во всей Средневековой Европе в сфере формирования современных положений морского права, защиты частной собственности в контексте международного права и вообще антипиратского законодательства.
----------------------------------------------------------------------------------
Цитата: …древлянские князья берегут и спасают родную землю («наши князи добри суть, иже роспасли суть Деревьскую землю») [25, с. 104].
----------------------------------------------------------------------------------
Я: Роспасати – «устраивать», от «пасти». Не зря же очевидно «незаконное» в представлениях своего времени поведение князя Игоря было охарактеризовано в устной традиции как «волчье».
Вообще русская летопись содержит немалый дидактический заряд, особенно поучительный для князей, в том смысле как им должно было бы вести себя среди людеи, например, в полюдье. Может и есть, не знаю по невежеству своему, отыщется ли ещё в европейской средневековой литературе столь же яркий прецедент расправы «налогоплательщиков» с «королем», «превысившим свои полномочия»? И это будет не последняя гибель князей на страницах русской летописи от рук недовольных или разъярённых «граждан», людеи.
----------------------------------------------------------------------------------
Цитата: …где было много богатых крупных городов с влиятельными городскими общинами (Киев, Переяслав, Чернигов и др.), вече играли заметную роль, однако постоянные войны с соседями-кочевниками заставляли вече мириться с достаточно сильной княжеской властью, осуществлявшей функцию защиты этих земель.
----------------------------------------------------------------------------------
Я: Никогда она не была сильной, она была традиционной, почти религиозной, кроме прочего – высшего третейского судейства (потому что сакрального?). Наверное, княжение на таких громадных территориях, по отсутствии централизованного и бюрократического аппарата, подотчётного одному лидеру, или же иерархии западноевропейского феодального вассалитета, и не могло выглядеть иначе, оно могло больше походить на «царствование», чем на «правление», хотя можно полагать, что общественно-практическое значение княжьего суда, там, где он дотягивался, могло быть насущным (кстати, древнерусская литература употребляла иногда бывало в отношении русских князей слова каганъ, самовластецъ, царь, самодръжецъ или даже самодержици! и даже самодержьцем всеѧ Роуси! однажды называет первого Галицко-Волынского (общего, с 1199 года) князя Романа Мстиславича местная летопись, но правда приснопамѧтным, то есть уже по смерти (гибели в бою) этого великаго кнѧзѧ, который как-то в 1187 году говорил в Белгороде тестю Рюрику Ростиславичу – ведоут мѧ Галичане к собѣ на кнѧжение (подобного рода редкие эпитеты в пору древнерусского языка будут указывать на «единственность, неповторимость и самостоятельность» «держателей», а развитие в языке тематики «самодержавия, автократии» от того же корня самодерж- и по тому же адресу начнётся пожалуй со слова самодержьство от 1458 года (а корень монарх- будет разрастаться с XVII века))).
При князьях X века не было и не могло быть в принципе «дружин» отделимых от самой общины, общества, собственного «племени» князя, княжеский двор (слуги и рабы) ещё не имел сколько-нибудь значимой и общественной роли. Ближайшую дружину князя составляли бояре (восточнославянские мужи или князья?) – патрициат земли, главного города земли, затем прочие члены общества – мужи, люди («правоспособные домохозяева, граждане») и отроки (по военно-дружинному пасынки (пасербы?)). Название отроков (знаменитый парень Кожемяка), младших, неженатых членов общины, к тому же переносилось и на личное окружение князя, его личных слуг. Когда Рюриковичей стало энное количество, они перестали помещаться в «малой Русской земле» (да и не зачем), возникла сама по себе и необходимость личного и солидного сопровождения князя, двор стал пополнятся ротниками, работниками, рядовичами, разной социальной принадлежности, но в основном невысокой. Суть боярского статуса шла от принадлежности и корней в конкретной общине-земле, боярская дружина города и становилась то самой «дружиной князя», избранного на княжение в данном городе, князь стремился инкорпорироваться, стать людям, вечу своим.
Именно войны с соседями-кочевниками послужили сравнительной архаизации, консервации традиционного европейского коллективизма у восточных Славян и в Руси, а вот удалённость Новгорода, Северо-запада от таких опасностей, наоборот, способствовала, относительной безусловно, аристократизации и централизации управления в Новгороде, тенденции слабой урбанизованности в демографической организации пространства в двадцати новгородских сотнях. Русской земле просто не повезло с её «Эгейским морем», которого у неё просто не было (как оно было у Японцев), а в принципе равноправие членов общества на поле боя всегда действовало эффективнее «армии Персов», что наглядно продемонстрировали Эллины в лобовых с нею столкновениях (даже Французы продемонстрировали тоже самое в Бородино).
----------------------------------------------------------------------------------
Цитата: На северо-западе, в Новгороде Великом, где не было подобной внешнеполитической опасности, наоборот, намного сильнее княжеской оказалась власть вече и местного боярства.
----------------------------------------------------------------------------------
Я: Знаменитый яркий республиканизм Новгорода обеспечивался громадными богатыми данническими угодьями на севере и ситуацией того порядка, что Новгород не раз буквально наводил порядок в когда субъективно, когда объективно как бы «старшем» городе на древнем «Пути из Варяг в Греки», на Русском пути, с опорой на который Русь росла как крупная полития за пределами своей Русской земли в Среднем Приднепровье, «старшем» городе, которому при Владимире, допустим, Новгород посылал дань, от которой тесной привязанности (именно Новгород, при всей своей в то же время культурно-исторической автономности в сравнении с остальными восточнославянскими русскими землями был дольше и сильнее по своим объективно-географическим и традиционно-историческим причинам привязан к Киеву и великому княжению, чем прочие восточнославянские русские земли, чаще проще уходившие в «свободное плавание», выходя из-под опеки Киевской политии X-XI веков) чуть было не избавил Новгород знаменитый в будущем русский князь Ярослав (не известно, что бы стало с новгородской «русскостью», как бы успешно она развивалась). Можно назвать это «удалённым синойкизмом» или «удалённой государственностью», неизбежно предоставлявшей «младшему» в такой паре городу, «пригороду» широчайшие перспективы для развития самостоятельности, автономии.
----------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Иначе говоря, в разных русских землях механизмы функционирования вечевой власти были не похожи друг на друга.
----------------------------------------------------------------------------------
Я: Они были одинаковы, а и иначе и быть не могло. Юго-западные русские земли теоретически не могли в социальном смысле не взаимодействовать с польскими и затем угорскими, или не взаимовлиять друг на друга, и всё, что мы знаем, говорит о формировании сильной боярской касты крупных местных городов, видимо о задатках успешного развития магнаризма.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам