@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Три брата и Лыбедь 04.01.2016 16:53

Заметки на полях прочитанного (В.А. Арутюнова-Фиданян, А.С. Щавелев, «ОЧЕРК ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГЕНД ОБ ОСНОВАНИЯХ ГОРО­ДОВ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ И АРМЯНСКОЙ ИС­ТОРИИ ТАРОНА: КИЙ И КУАР»)

 

Три брата и Лыбедь

 

Представляется что скептицизм по поводу возможности попадания устных текстов из раннего Киева в Армению несколько все же преуве­личен. Где-нибудь в середине X века могло бы случиться и нечто подобное. Можно согласиться с тем, что обе легенды действительно восходят к общему источнику.

Древнерусская легенда – это результат рационального осмысления, переосмысления христианским монахом и его первохристианскими предшественниками в течение ста лет до него сказаний языческого времени. Почти безобидные для христианского слуха славянские топонимы здесь превращаются в реальных людей, таких, какие бы, например, в Эпоху Викингов действительно плавали по Днепру и Русскому морю в Царьград, перевозчиков, промышляющих у встречи трех крупных рек, и перевалочном месте сухопутных дорог возле Суводи.

Армянская легенда – результат контаминации рудиментов, обрывков языческих легенд, разнообразных представлений о язычестве также с какими-то историческими реалиями.

Предположим, Куар с братьями – воплощают в себе образы варягов (типа Рюрика с братьями) и вендов, скрывающихся за индами, то есть «славян» и «словен новгородских» по-германски. «Седоглавый (се­рый, как волк) До­ро­гой/Зверь» (Аскольд Дир), он же Гисанэ («длинноволосый») Деметр – их предшественник и в отдаленной перспективе – Волос – убиваемый Гро­мовержцем или неким «царем», который в летописи превращается в бе­зымянного византийского императора. Быть может даже возникнове­ние двух братьев или двух варягов было продиктовано если не мифоло­гией (типа Диоскуров, Деметры и Персефоны), то каким-нибудь истори­че­ским фактом типа дуумвирата.


0


КОММЕНТАРИИ: 4    Ответы

Гость (Гость)
02.12.2015 00:29   #1

Лыбидь, на мой взгляд, это воплощение Леды, переосмысленное в славянском контексте.

384tlhgsalw9rutb
02.12.2015 00:51   #2

Автор

На Ваш взгляд, каким путем Леда (персонаж греческой мифологии) воплотилась в Лыбедь.
У Лыбеди этимологические связи прежде всего с лбом "черепом" (лыбиться "скалиться"), "верхом", "верховьем", "белизной", "блеском". Собственно "лебедь" тут видимо не причем.

384tlhgsalw9rutb
03.12.2015 10:41   #3

Автор

Для удаленных, тех, кому "ощущения" заменяют мозг, вынужден повториться. Гидроним Лыбедь считается темным, неясным. Эта неясность позволила Фасмеру даже выдвинуть вполне приемлемую этимологию от женск. имени Ulfheidr. По внешним признакам наиболее близкими словами могут быть луб, лъбъ ("костная полость", "череп как корзина", подобно тому как череп "горшок"), улыбка ("оскал зубов") или луч, луна, лыко. Какая-либо связь с лебедем практически всеми лингвистами признается невероятной. По Трубачеву – отглагольное суффиксальное (-едь) (у) лыба "девушка", возможно потому что изогнутая.
У славян в силу сравнительной архаичности социального быта не было разветвленного пантеона антропоморфных "богов", тем более такого как у греков. Персонажи вроде Леды развивались из той индоевропейской основы, которая у славян мало изменилась. С греческой мифологией русские книжники (христиане) могли знакомиться по переводам с греческого (Агамемнон в ПВЛ), но их отношение к греческим богам было ещё менее "лояльным", чем у греков-христиан.

384tlhgsalw9rutb
05.12.2015 14:28   #4

Автор

Так много "чайников", набитых "грациозным" говном, мнят себя людьми. Устаешь их удалять.


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам