Славянская прародина 03.03.2018 14:35
Заметки на полях прочитанного (Г.Ф.Ковалев, «Этнонимия славянских языков. Номинация и словообразование»)
Славянская прародина
Прекрасная книга филолога, но нашлось одно существенное «но», присущее, впрочем, отечественной историографии давно и до сих пор, и в целом, повторяется многими не редко.
Стр.78-79
Цитата: Мы же полагаем, что фрагмент «Нарци еже суть Словѣне» является позднейшей вставкой, во-первых, потому, что он логически не связан с текстом; во-вторых, потому, что Нарци (норики) никогда не были славянами. Возможно, что в Норике стояли славянские военные отряды, использовавшиеся империей для обороны от других варваров. След пребывания этих славян в Норике, возможно, затем отразился в легенде. Можно также предположить, что вставка эта была сделана с расчетом «облагородить» историю своего народа, связать её с историей ведущих народов Европы.
Я:
1. Совершенно реальные обитатели будущих римских провинций Норик и Паннония, какой-нибудь венето-панноно-рето-кельтской языковой принадлежности вполне могли переселяться, допустим, под давлением процессов формирования Римской империи или расселения Германцев на северо-восток (как-то же славянский язык, будучи органичной частью «балто-славянского континуума» и древним (конца бронзового века) «родным братом» западнобалтского (Пруссы, Ятвяги, Курши), развил ремесленную, производственную терминологию однокоренную главным образом с германским и латинским языками, а этнонимическое словотворчество Славян наиболее близко иллирийскому, фракийскому (с учетом определенной фрагментарности данных по этим языкам) и кельтскому (можно сравнить это с прогрессией влияния на русский язык европейский языков, берущей старт в XV веке, поначалу в западно-русских наречиях, с той лишь разницей, что древние, доисторические связи осуществлялись только устным путём, более непосредственно)). И точно такие же казусы в том же направлении могли бы иметь место и раньше в русле формирования латенообразных культур (даже ещё, на много более заметное с точки зрения археологии явление). Но, в связи со слишком большим хронологическим разрывом и общим состоянием источников, мы не можем, не имеем право надеяться на существование соответствующих припоминаний у Славян, и настолько точных (о Норике). Если бы летописец знал что-либо более конкретное «обобщенного Дуная», то наверняка сообщил бы о том более обстоятельно, а не отделывался брошенной мельком непонятной фразой «в конце абзаца»: «…ѿ племени Афетова нарци єже суть Словѣне». И всё это при том, что «дном» исторической бесписьменной памяти Славян оказываются Огуры-протоболгары, Авары и точно такие же «обобщенные» Волохи, которых легко принять за современных летописцу «Романцев-романоязычных», например, Франков, каковыми древняя Русь их прямо и называет. Поэтому тут проще заподозрить неправильно понятый переписчиками (уже знавшими о римском Норике?) и порченный текст, пытавшийся пускай даже быть может истолковать значение имени Славян, но не более того. Отсюда происходят и разночтения списков «Повести», пытавшихся как-то переосмыслить видимо скомканный текст: «…племени же Афетова (нарицаеми иновѣрци / нарицаеміи норци) иже…». На «краеугольный камень происхождения» одна единственная порченная фраза текста ну явно не тянет.
Кроме того, впервые в тексте Славяне появятся зажатыми между названиями Иллирии и Лихнидоса-Охрида, в связи с тем, что, во-первых, в Иллирии якобы проповедовал апостол Павел и якобы там и проживали изначально Славяне, о чём автор скажет далее по тексту в статье за 898 год: «…тоу бо бѣша Словене первоє». А во-вторых, Охрид судя по всему имел самое прямое отношение к истории создания славянской азбуки и становлению славянской церкви (Лухитая? – прямо «луч света в тёмном царстве»). Таким образом, концепция Славянской доистории (в нашем понимании «доистории») в летописи на самом деле есть и она вполне категорична – Иллирия, затем Дунай, потом расселение (Славянскую доисторию летопись помещает в общую канву известной ей мировой истории и к тому же привязывает её к истории христианства, помощью апостолов Павла, Андрея и их учеников). Насколько она соответствует исторической действительности и какой действительности – другой вопрос. Но вот Норик в ней не обнаруживается.
«от племени Афетова нар[и]ц[а]е[ми] же суть Словѣне»
2. Знаменитая эпитафия, которую Мартин Бракарский посвятил своему тёзке Мартину Турскому:
Epitaphium s.Martini in basilica Dumiensi
Immanes variasque pio sub foedere Christi
Adsciscis gentes: Alamannus, Saxo, Toringus,
Pannonius, Rugus, Sclavus, Nara, Sarmata, Datus,
Ostrogotus, Francus, Burgundus, Dacus, Alanus,
Те duce nosse deum gaudent; tua signa Suevus
Admirans didicit, fidei quo tramite pergat.
– содержит текстовой участок (Sclavus Nara Sarmata), который, быть может, способен послужить аргументом в пользу ираноязычной этимологии раннеславянского имени Hurvāt-, а именно из иранского nara huvrāta- «мужи объединенные хорошим договором» (об этом Тохтасьев С.Р.) в реконструируемой таким образом фразе «Slav- nara huvrāta-», где правда видимо непонятное для него слово латиноязычный реципиент трактовал посредством хорошо ему знакомого античного этнонима «Сарматы», благо Сарматы к тому времени (VI век) сошли с исторической сцены. Иранская этимология трудно- или необъяснимого собственно славянскими средствами имени Хърватов согласуется вероятно с теми же «сепаратными западнославянско-иранскими языковыми связями» или этимологией имени одного ранне-Славянского («Склавинского») вождя Μουσώκιος-Мусокий из осетинского musaeg «хитрец», вспомним также загадочных Venadi Sarmatae Певтингеровой карты (имя Сарматов добавлено на карте ещё к пяти обозначением, в силу видимо главным образом проживания их носителей в «Сарматии» (хотя среди них определенно встречались и настоящие Сарматы: Amaxobii Sarmate, Sarmate vagi, Roxulani Sarmate), так же как несколько имен обитателей «Скифии» (греческая Скифия у Римлян сместилась восточнее, на край ойкумены) помечены именем Scythae), и чем-нибудь ещё. Имя Хрватов впервые фиксируется на письме в IX веке и времени для метатезы могло хватить, а nara – вероятно максимум, что можно было бы сделать в поддержку «Нарци-Норци», однако как видно каких-либо иных доводов в оправдание чего-либо более весомого, чем «нарицаемые», не сохранилось и не существует.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам