@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

«Русские» выдержки из сочинений А.М.Курбского 04.03.2018 13:34 – 10.11.2019 19:50

«Русские» выдержки из сочинений Андрея Курбского

Из Истории о князя великого Московского дѣлех

А от мирских сигклитовъ возбранял ему Семен, реченный Курб­ский, с роду княжатъ Смоленскихъ и Ярославскихъ. О немже и о свя­том жител­стве его не токмо тамо Руская земля вѣдома, но и Гербер­штейн, наро­чи­тый муж Цесарский и великий посол, на Москвѣ был и увѣдал, и в «Кро­ице» своей свидѣтельствуетъ, Латинским языком, в Ме­диоланѣ, в слав­ном граде будучи, написал.

А из мирских сановников препятствовал великому князю Семен, по прозванию Курбский, из рода князей Смоленских и Ярославских. О нем и святой жизни его не только там, в Русской земле, знают, но когда был в Москве, слышал и Герберштейн, знаменитый муж и великий посол им­ператора, и рассказал в своей «Хронике», которую написал на Латыни в славном городе Милане.

Но вкратце рекши, по толику спустошению Руские земли бѣ от них, не по толику, но множайше предѣлы Християнские разширишася за ма­лые лѣта. Идѣже были прежде в спустошенных краехъ Руских отзимо­вища Татарские, тамо грады и мѣста сооружишася. И не токмо кони Рускихъ сынов во Азии с текущих рѣкъ напишася — с Танаиса и Ку­алы и с протчихъ, но и грады тамо поставишася.

Но если коротко сказать, за несколько лет владения Христиан рас­пространились не только на опустошенные Русские земли, а гораздо дальше. Где прежде были в опустошенных Русских областях Татарские зимовья, построены крепости и города. Не только кони Русских сынов напились из текущих по Азии рек — из Танаиса и Куалы и других, но и крепости там воздвиглись.

И за помощию Божиею приспѣша шляхта Муромского повѣту, бо не­где ту близу станы ихъ были. И межи Рускими та шляхта зѣло храбры и мужественны мужие сущие, стародавные в родѣх Рускихъ.

Но с Божьей помощью подоспело дворянство Муромского воевод­ства, поскольку стан его располагался где-то поблизости. Между Рус­скими это дворянство отличается настоящими храбрыми и мужествен­ными му­жами, происходящими из древних Русских родов.

А яко е ставлено, и яковым обычаемъ и иные различные стѣнобит­ные хитрости творено, сие оставляю краткости ради истории, бо широце в лѣтописной Руской книзе.

А как строили ее, каким образом устроены и другие стенобитные изобретения, — все это я опущу для краткости этой истории, ибо про­странно описано это в Русской летописной книге.

И совѣтовавше ему все мудрые и разумные, иже бы ту пребыл зиму ажь до весны со всѣмъ воинством: бо запасовъ было всякихъ множество съ Руския земли кгалиями направажено, якоже и в той землѣ бесчис­ленное богатство всякихъ достатков.

И советовали ему все мудрые и разумные, чтобы со всем воинством пробыл там зиму до самой весны: ведь из Русской земли доставлено было галерами много запасов, да и в той земле было бесчисленное ко­личество продовольствия.

Онъ же стояв недѣлю и, оставя часть воинства в мѣсте и огненные стрелбы с потребу, и всѣдши в суды, ѣхал к Новугороду Нижнему, еже есть крайнѣе мѣсто великое Руское, которое лежит от Казани шезде­сят миль.

Про что человѣческаго естества, вкратце рещи, жилы пресеклъ еси и, всю крѣпость разрушити отъяти хотящи, таковую искру безбожную в сердце царя Християнскаго всѣялъ, отъ неяже во всей Святой Руской земли таков пожар лютъ возгорѣлся, о немже свидѣтелсвовати словесы мню не потреба?

Зачем рассек ты, так сказать, жилы человеческой природы и, восхо­тев разрушить и отнять всю крепость, всеял в сердце Христианского царя эту безбожную искру, от которой во всей святой Русской земле за­горелся столь жестокий пожар, что и говорить о нем словами невоз­можно?

Воистинну мало по наречению твоему и дѣло твое показася, бо наречение ти Топорковъ, а ты не топоркомъ, сирѣчь малою секѣркою, воистинну великою и широкою, и самымъ оскордомъ благородныхъ и славных мужей во Великой Руси постиналъ еси.

Действительно, почти по прозванию твоему оказалось твое дело: прозвание тебе Топорков, но ты не топорком, то есть небольшим бер­дышом, а поистине большой и широкой — настоящей секирой благород­ных и славных мужей на Руси Великой уничтожил.

Того было безпрестанне аки шесть лѣтъ после взятия мѣста Казан­скаго, иже во оной землѣ грады новопоставленные, нѣкоторые же и Рус­кой землѣ, в осадѣ были от нихъ.

И так продолжалось лет шесть без перерыва после взятия города Казани, что нововыстроенные крепости в той земле, как и некоторые в земле Русской, оказывались в осаде.

И возвративши войска от Черкаские земли, поиде на Русь дорогою, глаголемою «на Великий перевоз», от тое дороги — иже лежитъ на Изюмъ-курганъ, аки день ѣзду конем, и не вѣдяще о Християнскому вой­ску. Иоаннъ же, яко мужъразумный, имяше стражу со обоихъ боковъ зело прилѣжную и подъѣзды под шляхи. И увѣдѣвше о цареве хождению на Руску землю, и абие послал вѣсть ко царю нашему до Москвы, иже грядетъ недругъ его на него в силе тяжестей, а самъ заиде ему созади, хотяше на него ударити в то время, егда в Руской землѣ войско распу­ститъ.

Так что, возвратив войска из Черкасской земли, пошел Крымский хан на Русь дорогой, называемой «на Великий перевоз», от нее до до­роги на Изюм-курган день примерно езды конем, и не знали они о Хри­стианском войске. Иван как рассудительный человек имел с обеих сто­рон весьма прилежную охрану и разъезды на степных путях. Узнав, что хан идет на Русскую землю, он тотчас послал сообщение нашему царю в Москву, что идет на него враг с большой силой, а сам зашел ему с тыла, собираясь напасть на него тогда, когда распустит войско по Русской земле.

Писари же наши Руския, имже князь великий зѣло вѣритъ, а изби­ра­етъ ихъ не от шляхецкаго роду, ни от благородна, но паче от попови­чевъ, или от простаго всенародства…

А наши Русские писари, которым великий князь очень верит и выби­рает их не из дворянского рода, не из благородных, но больше из попо­вичей или из простонародья…

И то во всѣ украины написали, проповѣдающе. Царь же перекоп­ский, до самых Рускихъ предѣловъ прешедши, ни о чемъ же не вѣдяше, но такъ был Богъ далъ, иже ни единаго человѣка не возможе нигдѣ обрѣсти.

И во все окраины написали, растолковывая это. А Крымский хан, дойдя до самых Русских пределов, не знал ни о чем, и так дал было Бог, что не мог нигде найти ни одного человека.

…яко всемъ есть вѣдомо, иже Немецкое мѣсто, глаголемое Нарви и Руское Иван-град об едину реку стоятъ, а оба два града и мѣста нема­лые, паче же той Руский многонароден.

всем известно, что немецкий город по названию Нарва и Русский Ивангород стоят на одной реке, и обе крепости, и оба города довольно большие, особенно же многочисленно население Русского города.

…а ихъ милость Нѣмцы, велѣможные и гордые, сами себѣ новое имя изобретши, нарекшеся Евангилики, в началѣ еще дня того ужрав­шися и упившися, над надежду всѣхъ из великих дѣлъ стреляти на мѣсто Рус­кое начали.

…в тот день их милость Немцы, могущественные и гордые, приду­мавшие сами себе новое имя, назвавшись Евангелистами, — еще с утра напившись и нажравшись, начали против всякого чаяния стрелять из больших пушек по Русскому городу.

…в коморах оныхъ, идѣже купцы Руские у них некогда обитали, воз­рѣвше на нее господинъ дому с некоторыми новопришедшими немцы, начаша ругатися, глаголюще: «Сей болванъ поставленъ былъ купцов ради Руских, а намъ уже нынѣ не потребенъ…

…найдя и увидев в тех комнатах, где когда-то жили у них Русские купцы, икону пречистой Богородицы, у которой изображено на руках дитя ее по плоти прежде всех времен Господь наш, Иисус Христос, хо­зяин дома с некоторыми гостями-Немцами начали поносить ее, говоря: «Этот идол был поставлен для Русских купцов, а нам в нем теперь нет нужды…

И к тому тое земы пошелъ былъ царь Перекопский со всею ордою на князя великого, бо дана была с Москвы от татар вѣсть, аки бы князь ве­ликими со всѣми силами своими на Лифлянты к мѣсту Ризе пошелъ. Егда же пришел до украины аки за полтара днища, тогда взялъ на поле, на ловех рыбных и бобровых, казаков нашихъ и довѣдался, иже князь ве­ликий на Москвѣ есть и войско от Лифлянские земли возратилося здраво, взявше Немецкое мѣсто великое Дерптъ и других о двадесятъ градовъ. Он же не повоевал, оттуды возвратился к Ордѣ со всѣми си­лами своими, со великою тщетою и срамом…

Кроме того, в ту же зиму выступил было против великого князя Крымский хан со всею Ордой, потому что послано ему было из Москвы от Татар известие, что будто великий князь со всеми своими войсками пошел в Лифляндию к городу Риге. Но, не дойдя еще до окраинных пределов на полтора дневных перехода, захватил он в степи на рыбной ловле и бобровых ловах наших казаков и узнал от них, что великий князь находится в Москве, а войска возвратились из Лифляндии благо­получно, взяв большой Немецкий город Дерпт и почти двадцать других городов. Не начав военных действий, возвратился он со всеми своими силами к Орде с позором и большим уроном…

Тогда, глаголю, царь всюду прославляем был и земля Руская доб­рою славою цвѣла, и грады предтвердыя Аламанския разбивахуся, и предѣлы Християнския разширяхуся, и на диких полях древлѣ плененыя грады от Батыя безбожнаго и паки воздвизахуся, и сопротивники ца­ревы и врази креста Христова падаху, а другии покаряхуся…

Тогда, говорю я, всюду прославляем был царь, а Русская земля рас­цветала доброй славой, тогда твердые крепости Германские сдавались, а пределы Христиан расширялись, захваченные некогда безбожным Ба­тыем крепости в степи снова воздвигались, а противники царя и враги креста Христова одни пали, а другие покорялись…

…тогда Господь нашъ здѣ живущихъ вездѣ покрывалъ ото враговъ нашихъ и помогалъ намъ во всем яко от Руских княжатъ, находящихъ на землю сию, такъ и от Литовскихъ.

…тогда Господь наш всегда защищал здешних жителей от врагов и помогал во всем как от Русских князей, нападающих на эту землю, так и от Литовских.

Услышавше же сие, Силиверстъ и Алексѣй начаша молити, ово епи­столиями посылающе, ово чрез митрополита Руского, да будетъ оче­вистное глаголанные с ними.

Узнав про это, Сильвестр и Алексей стали просить — то направляя послания, то через Русского митрополита, — чтобы допустили их на оч­ное собеседование.

О злые и всякие презлости и лукавства исполнения, своего отече­ства губители, — паче же рещи — всего Святорускаго царства!

О вы, злодеи, исполненные всякой злобы и коварства, губители сво­его отечества, а лучше сказать — всего царства Святорусского!

Се, декрет знамените произведенъ от вселукаваго сонмища ласка­телѣй, грядущим родом на срамоту вечныя памяти и уничежения Рус­кому языку, понеже у нихъ в земли уродилися таковые лукавые, през­лые, ехеднины отроды! Уже у матери свое чрево прогрызли, сирѣчь земли Святоруские, яже породила ихъ и воспитала, воистину на свою беду и спостошенье!

Вот как замечательно изготовлен декрет коварным сонмом льстецов на вечной памяти позор для грядущих поколений и на унижение Рус­ского народа, потому что в его земле родились эти коварные, злобные отродья ехидны! Прогрызли они чрево у матери своей, святой Русской земли, что породила и воспитала их поистине на беду свою и запусте­ние!

Твоего же величества произобилие злости, иже не токмо друговъ, но и всея Святоруские земли с кромѣшники твоими спустошения, домо­вых грабитель и убийца сыновъ!

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю Рус­скую, разграбитель домов и убийца сыновей! 

Скоро по Алексѣеве смерти и по Селивестрове изгнанию воскури­лось гонение великое и пожар лютости в землѣ Руской возгорѣлся, и гонение воистинну таковое неслыхонное, не токмо в Руской землѣ ни­когда же бывало, ани у древних поганских царей. …

Бо тѣ княжата Суздолские влекомы от роду великого Владимера, и была на них власть старшая Руская между всеми княжаты боле дву сот лет. И владѣлъ от нихъ единъ Андрѣй, княжа Суздолское, Волгою-рекою аже до моря Каспиского. От негоже, памята ми ся, и великая княжата Тверские изыдоша, яко лутче о семь знаменует в лѣтописной книге Рус­кой.

А эти князья Суздальские происходят по роду от Владимира Вели­кого, более двухсот лет принадлежало им старшинство между всеми Русскими князьями. Один из них, князь Андрей Суздальский, владел ре­кой Волгой до самого Каспийского моря. От него, насколько я помню, произошли великие князья Тверские, но точнее об этом говорится в Рус­ской летописной книге.

… даже еще в неволи были княжата Руские у Ординского царя и от его руки власти приимовали…

…были тогда князья Русские в рабстве у Ордынского хана и власть по­лучали из его рук…

Потомъ убиены славный между княжаты Рускими Михаилъ Воро­тын­ской и Микита, княжа Одоевской…

Негли тая точию: егда по сожжению великого славного мѣста Мос­ковского многонародного от Перекопского царя и по спустошению уми­леномъ и жалостномъ ко слышанию Руские земли от бѣзбожныхъ варъваровъ, аки год единъ спустя той же царь Перекопский, хотяще уже до конца спустошити землю оную и самого того князя великого выгнати из царства его, и поиде яко левъ-кровоядецъ, рыкаетъ, розиня лютую пащену на пожрение Християнъ со всеми силами своими Бусурман­скими.

Пожалуй, только эта: когда по сожжении великого, славного и мно­голюдного города Москвы Крымским ханом и по печальном и грустном, когда слышишь, опустошении Русской земли безбожными варварами примерно через год этот же Крымский хан пошел как хищный лев с ры­чанием и разинутой свирепой пастью на пожрание Христиан со всей своей Басурманской силой…

Аки лѣто едино потом спустя, оного побѣдоносца и обранителя сво­его и всеа Руские земли изымати и связанна привести и предъ собою поставити повелѣл.

Спустя примерно год велел он схватить, связать, привести и поста­вить перед собой этого победоносца и защитника своего и всей земли Русской.

Един таковы прелюты и кровопийца, и погубитель отечества, иже не токмо в Руской землѣ такова чюда и дива не слыхано, но воистину ни­гдѣже никогдаже, мню, зане и Нерона презлаго превзыде лютостию и различными нисповедимыми сквернами.

Один такой жестокий кровопийца и губитель отечества, что не только в Русской земле о таком чуде и диве не слыхали, но думаю, что поистине нигде и никогда, потому что и злобного Нерона превзошел он жестокостью и разными несказанными мерзостями.

…яже еще вышли от Немцъ вкупѣ с Рюриком, прародитель Руских княжат

…что прибыли от Немцев вместе с Рюриком, пращуром Русских кня­зей…

…и губителя своего и Святоруские земли.

…и губителя своего и святой земли Русской.

Служаще много лѣт, аже до осмидесяти лѣт, верне и трудолѣпнѣ зѣло империи Святоруской.

Служил он много лет — годов до восьмидесяти — весьма верно и трудолюбиво Святорусской империи.

…абие внезапу нападаша от того прелютаго зверя и Святоруские земли губителя…

…вдруг внезапно от этого свирепого зверя и губителя святой Русской земли…

В тѣх же лѣтехъ или мало пред тѣм погубил зацного землянина имя­немъ Никиту, по наречению Казаринова, и с сыном единородным Фео­дором, во цвѣтущемъ возврастѣ сущего, служащаго много лѣт верне им­перии Святоруской.

В те же годы или несколько раньше умертвил он благорожденного жителя по имени Никиту, по прозванию Казаринова, долгие годы верно служившего Святорусской империи, с единственным сыном Федором, бывшим во цвете лет.

О страданию священнаго мученика Филиппа, архиепископа Рускаго

По умертви митрополита Московского Афонасия, или по исше­ствию его волею от престола, возведенъ бысть Филиппъ, с Соловецкова ост­рова игуменъ на архиепископский престолъ Руские митрополыы.

По смерти ли митрополита Московского Афанасия, по добровольном ли оставлении им престола на архиепископский престол Русской митро­полии был возведен Филипп, игумен с Соловецкого острова.

Посылаетъ по своей тамо Руской землѣ ласкателей своихъ сквер­ных, тамо и овамо рещуще и обтичюще, аки волцы-разтерзатели от пре­лютѣйшаго зверя послани, ищуще и набывающе на святого епископа измѣтных вещей, лжесвидѣтелей же многими дарми и с великихъ вла­стей обѣщанми гдѣ бы обрести могли, тамо и овамо обзирающе, со при­лѣжанием изыскуютъ.

Рассылает он по тамошним своим Русским пределам скверных своих прихлебателей: рыщут и пробегают они тут и там, как кровожадные волки, посланные свирепейшим зверем, ищут они и добывают подлож­ные сведения против святого епископа, старательно разыскивают, зыр­кая тут и там, где только найти можно лжесвидетелей за большие по­дарки и поддержку высшей власти.

На святителя дерзающе, не посылаетъ до потриарха Констянти­наполского, под егожь судом Руские митрополиты, аще бы были оклеве­тани от кого в чемъ, нигдеже инде, точию пред нимъ достойны о собе отвѣт дати. А ни спрошаетъ от престола патриаршеского егзарха во ис­пытание епископъское. И воистину, бесясь на святаго архиепископа, негли забывъ еси повесть свежую или не зѣло давную, устнама твоима часто произносимую, о святомъ Петрѣ сущую, Рускомъ митрополитѣ, на приключшуюся ему лжеклевету отверскихъ епископа прегордаго? То­гда, услышавше, вси велицы княжата Руские не дерзнули разсмотряти между епископов или судити священиковъ. Бо абие послали ко патри­арху Ко­стянтинополскому о ексарха, да росмотрит или расъсудитъ о семъ, яко пространѣйшие пишетъ в лѣтописней книзе Руской о семь.

Восставая против святителя, он не посылает, однако, к Константино­польскому патриарху, перед судом которого Русские митрополиты, если бы оказались кем в чем обвинены, — только перед ним обязаны давать о себе показания. Он не просит у патриаршего престола наместника, чтобы допросить епископа. И действительно, бесясь на святого архи­епископа, забыл ты разве свежую или недавнюю историю, которую сам часто рассказывал, о святом Петре, митрополите Русском, как был на него ложный донос от заносчивого тверского епископа? Ни один из Рус­ских князей, узнав об этом, не осмелился чинить разбор между еписко­пами, то есть судить священников. Ведь они тотчас послали к Констан­тинопольскому патриарху за наместником, чтобы он разобрался и рас­судил это, как подробно об этом написано в Русской летописной книге.

И прежде, даже оному Филиппу на митрополию еще не возведенну, умоленъ былъ от князя великого епископ Казански именемъ Германъ, да будетъ архиепископомъ Руские митрополии.

Но раньше еще, чем этот Филипп был возведен на митрополию, ве­ликий князь упросил епископа Казанского, по имени Герман, быть архи­епископом Русской митрополии.

Вмѣсто нарочитых, доброю совестию украшеных мужей, собралъ себѣ со всея тамошния Руские земли человеков скверныхъ и всякими злостми исполненыхъ.

На место выдающихся и украшенных доброй совестью мужей собрал он со всех своих Русских земель людей скверных, наполненных всяким злом.

Митрополитъ же Росиский за повелѣнием царевым повелѣл оных ру­гателей вездѣ имати, хотяще истязати ихъ о расколѣхъ ихъ, имиже цер­ковь возмущали, и гдѣ елико аще обретенно их, вездѣ иманно и при­во­жено до мѣста главного Московского, паче же от пустынь Заволскихъ, бо и там прозябоша оная ругания.

По царскому распоряжению митрополит Росийский велел хватать повсюду таких хулителей, желая извлечь их из их ересей, которыми смущали они церковь, и где только ни находили их, повсюду хватали и приводили в главный город Москву, особо из Заволжских пустыней, по­тому что и там проросли эти хулы.

Гоняще бо на того епископа богатые и миролюбивые, такъ и оные вселукавые и любытяжателные мниси, иже бы не токмо не былъ в Рус­кой землѣ онъ мужъ, но иже бы и имя его не именовалось.

Преследовали его как богатые и любящие мирское епископы, так и эти лукавые и корыстолюбивые монахи, чтобы не только не было в Рус­ской земле этого человека, но даже бы и имя его не называлось.

Яко слышах от нѣкоторыхъ, тако и написахъ, въ странстве будучи и долгимъ растояниемъ отлученны и тунѣ отогнанъ ото оные земли люби­маго отечества моего.

Что слышал я от людей, то и написал, находясь на чужбине, громад­ным пространством разлученный и без вины изгнанный из той земли любимого моего отечества.

Забыл еси прежде тебя царей царствовавшихъ, и в Новомъ, и в Вет­хомъ завете, паче же прародителѣй твоихъ, княжат Рускихъ святыхъ, ходящихъ по Христову ускому пути, сирѣчь мѣрне и воздержне живу­щихъ, но абаче царствующихъ блаженнѣ, яко и ты самъ в покаянию был немало лѣтъ и добре царствовалъ.

Забыл ты о царях Нового и Ветхого завета, царствовавших раньше тебя, да и о предках твоих, святых князьях Русских, шедших тесным пу­тем Христа, то есть живших в умеренности и воздержании, а царство­вавших при этом добродетельно, как и сам ты царствовал хорошо, пока немало лет пребывал в покаянии.

Реку ти паки: поправши заповеди Христа своего и отвергшися зако­наположения Евангелского, егда не явствено обѣщался Дияволу и анге­ломъ его, собравши воинъство полковъ дияволскихъ и учинившии над ними стратилаты окояных своихъ лоскателѣй, и ведый волю Царя Небесного, произвел дѣломъ всю волю Сатанинскую, показующе лю­тость неслыханную, никогдаже бывшую в Руси, над церковью живаго Бога?

Снова добавлю я: поправ заповеди Христа своего и отвергнув зако­ноположения Евангелия, разве не открыто посвятил он себя Дьяволу и слугам его, когда собрал воинство дьявольских полков и назначил над ними полководцами несчастных своих прихлебателей, когда, зная волю Царя Небесного, на деле исполнил во всем волю Сатаны, проявив над церковью Бога живого неслыханную свирепость, не бывавшую никогда на Руси?

--------------------------------------------------------------------------------

Второе ПОСЛАНИЕ СТАРЦУ ВАССИАНУ

И вся земля наша Руская от края до края, яко пшеница чиста, вѣрою Божиею обрѣтается.

И вся наша Русская земля от края и до края, словно чистой пшени­цей, наполнена верой в Бога.

A по крещении Руские земли и в нашъ языкъ приведенны, a по мо­настырем, чаю, по многимъ есть в казнах ихъ.

После крещения Руси эти книги были переведены и на наш язык, и думаю, что их можно найти в сокровищницах многих монастырей.

--------------------------------------------------------------------------------

Послание Марку Сарыхозину

А того ради прозбу и моление братцкое к вашей милости простираю: союза ради любовнаго Христа нашего, такоже и раба его, старца твоего, а моего отца, святаго преподобного Артемия, — яви любовь ко едино­племянной Росии, ко всему Словенскому языку!

А отсюда и моя братская просьба к тебе: во имя любовного единения нашего Христа и его раба, а твоего старца и моего духовного отца, свя­того преподобного Артемия, — прояви свою любовь к единокровной Ро­сии, ко всему Славянскому народу!

--------------------------------------------------------------------------------

Второе послание Кузьме Мамоничу

Кол оле, уже, благодати ради Божия, подана намъ книга в помощь от Святыя горы, яко самою рукою Божию принесена, простоты ради и глу­бокаго неискуства церковников Рускихъ церквей, а не глаголу о лено­сти для и обжерства епископов наших.

Сколько времени уже прошло, как дана нам, по благодати Божьей, — по причине глубокого невежества церковников Русской церкви, уже не говоря о лени и обжорстве наших епископов, — словно рукой самого Господа принесенная нам в помощь со Святой горы книга…

--------------------------------------------------------------------------------

ПИСЬМО АНДРЕЯ ЯРОСЛАВСКОГО К КОНСТАНТИНУ ОСТРОЖСКОМУ, НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ НЕКОЕГО ВАРВАРА, СЧИТАЮЩЕГО СЕБЯ МУД­РЫМ И ПОНОСЯЩЕГО НОВЫЙ ПЕРЕВОД СЛОВ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

А естьли бы вашей милости не полюбилась, то бы ваша милость тот папер спалити казал, або попу якому в церковь Рускую отдалъ.

Уж лучше бы ваша милость приказал сжечь это писание, если оно вашей милости не понравилось, или отдал бы его какому-нибудь попу в Русскую церковь.

--------------------------------------------------------------------------------

Предисловие к «Диалектике» Иоанна Дамаскина

Яко самъ Азъ отъ нихъ слышахъ, еще будуще во оной Русской землѣ, яже подъ державою Московскаго царя есть…

Пребывая еще в той Русской земле, что под властью Московского царя, Я не раз слышал…

--------------------------------------------------------------------------------

Третье послание Курбского Ивану Грозному

…и яковые язвы, от Бога пущенные, глады, глаголю, и стрѣлы по­вѣтренные, и последи мечь варварский, мститель закона Божия, и пре­славутаго града Москвы внезапное сожжение, и всея Руские земли спу­стошение, и что наигоршаго и срамотънѣйшаго — царьские души опро­вержение и в бѣгство плечь царьских, прежде храбрых бывших, обра­щение; яко нѣцыи здѣ намъ повѣдают, аки бы, хороняся тогда от татар по лѣсомъ, со кромѣшники твоими, вмале гладом не погиб еси!

…и какие язвы были Богом посланы — говорю я о голоде и стрелах поветрия <мора>, а напоследок и о мече варварском, отомстителе за поругание закона Божьего, и внезапное сожжение главного града Москвы, и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позор­нее, — царской души падение, и позорное бегство войск царских, прежде бывших храбрыми; как некие здесь нам говорят — будто бы то­гда, хоронясь от Татар по лесам, с кромешниками своими, едва и ты от голода не погиб!

А потом, аки по лѣте едином, неприятель твой главный, царь Пере­копский, присылал, яко кролеви моляся, так и нас просячи, иже бы по­шел есми с ним на тую часть Руские земли, яже под державою твоею.

А потом, около года спустя, главный враг твой — царь Перекопский, присылал к королю, упрашивая его, а также и меня, чтобы пошли с ним на ту часть земли Русской, что под властью твоей.

Гетмани же Лятцкие и Литовские еще а ни начинали готоватися со­против тебѣ, а твои окаянные воеводишка, а праведнѣйше рекше ка­лики, ис-под крестов твоих влачими в чимбурехъ, здѣ, на вели­ком сойме, идеже различные народы бывают, ото всѣх подсмеваеми и нару­гаеми, окаянныи, на прескверное и вѣчное твое постыдѣние и всея Свя­торусския земли, и на посрамощение народов — сынов Руских.

Гетманы Польские и Литовские еще и не начинали готовиться к по­ходу на тебя, а твои окаянные воеводишки, а правильнее сказать, ка­лики, из-под сени этих крестов твоих выволакивались связанные, а здесь, на великом сейме, на котором бывает множество народа, подвер­гались всеобщим насмешкам и надругательствам, окаянные, к вечному и немалому позору твоему и всей Святорусской земли, и на поношение народу — сынам Русским.

А в той же епистолии припамянено, иже на мой листъ уже отписано, но и Аз давно уже на широковещательный листъ твой отписах ти, да не возмогох послати непохвальнаго ради обыкновения земель тѣх, иже за­творил еси царство Руское, сиречь свободное естество человѣче­ское, аки во аде твердыни, и кто бы из земли твоей поѣхал, по про­року, до чюжих земель, яко Исусъ Сирахов глаголет, ты называешь того измѣн­ником, а естли изымают на предѣле, и ты казнишъ различ­ными смертми.

А в том же послании напоминаешь, что на мое письмо уже отвечено, но и Я давно уже на широковещательный лист твой написал ответ, но не смог послать из-за постыдного обычая тех земель, ибо затворил ты цар­ство Русское, свободное естество человеческое, словно в адовой твер­дыне, и если кто из твоей земли поехал, следуя пророку, в чужие земли, как говорит Иисус Сирахов, ты такого называешь изменником, а если схватят его на границе, то тем или иным способом предаешь его смерти.

Аки по лѣте едином или дву писания перваго моего к тобѣ, видѣх збывшѣеся от Бога, по дѣлом твоим и по начинанию рук твоих, пре­скверную и зѣло паче мѣры срамотную побѣду над тобою и над во­ин­ством твоим, яко погубил еси славу блаженные памяти великих кня­жат Руских, прародителей твоих и наших, в Великой Руси царствую­щих блаженне и преславне. И мало того, яко не постыдился еси и не ус­рам­ился от Господа наказания и обличения, яко и во перших еписто­лиях воспомянухом ти, сиречь казней неправедных различных беззако­ния ради твоего, еже в Руси никогдаже бывали и отечества твоего пре­славнаго града Москвы сожжения от безбожных Измаильтян.

Что ответим Христу нашему на суде и чем оправдаемся? Год спустя или два после первого послания моего к тебе увидел Я, как воздал тебе Бог по делам твоим и по содеянному руками твоими, постыдное и сверх всякой меры позорное поражение твое и войска твоего, погубил ты славу блаженной памяти великих князей Русских, предков твоих и наших, благочестиво и славно царствовавших в Великой Руси. И мало того что не устыдили и не посрамили тебя Божественные кары и обли­чения, о которых Я напомнил тебе в прежних письмах, казни различные за твое беззаконие, каких на Руси никогда не бывало, и сожжение без­божными Измаильтянами преславной столицы отечества твоего Москвы.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам