Повторение, мать её учения 2 02.03.2018 15:52
Заметки на полях прочитанного (Дмитрий Дитяткин, Виталий Тихонов, Рец. на: С.В. Соколов. Концепции происхождения «варяжской руси» в отечественной историографии XVIII–XIX вв. в контексте европейских идей Раннего Нового времени)
Повторение, мать её учения 2
Я: С тех пор как в России затеплилась и накопилась наука (с середины XVIII по начало XIX веков, с одного настоящего университета до настоящей научной школы), методология источниковедения, критики источников, а именно со времени Н.Карамзина (с его первой настоящей глобально-концептуальной «истории отечества» и первой же «обобществленной», по настоящему замеченной читающей публикой), бороться с так называемым норманизмом стало просто невозможно, нет таких «зубов», которые бы «угрызли» этот «железобетон» (ведь есть серия прямых, буквальных исторических указаний, свидетельств IX-XII веков (типа «Русь=Норманы»), и им на самом деле совсем нечего противопоставить, против них можно только «фантазировать»). Хотя конечно понимают и осознают такое положение вещей лишь профессионалы от исторической науки, крупные спецы (знающие весь целиком спектр источниковой базы (восточные, византийские, западноевропейские, скандинавские источники и древнерусскую литературу)), ну или хотя бы сколько-нибудь умные люди, но что тоже редкость. Поэтому, с той поры академическая историческая наука у нас занимается по существу двумя вещами. Во-первых, она безуспешно доказывает подавляющему в стране быдлу абсолютно очевидные истины. А во-вторых, уточняет общую концепцию Карамзина (за два века были открыты и введены в научный оборот новые источники), вносит детали, штрихи. Но вот это она делает уже сугубо для себя, как бы в свое удовольствие, иногда даже про себя и наперекор официально-государственному историческому фэнтези (скажем, концепция гос-официоза в СССР принадлежала авторству Грекова-Тихомирова-Рыбакова и профессиональный историк не на шутку рисковал, отстаивая «норманизм», а профессиональные филологи могли в то же время открыто, письменно излагать преимущества скандинавской этимологии имени Русь (хотя не в лучшей и прекрасной этимологии, как как я уже не раз замечал, сосредоточена главная сила норманской теории, ибо в противном случае она бы не многим отличалась от своих антинорманистских противников, гипотез), или говорить о том, что знаменитая река Рось – никакая не Рось, а Ръсь, и все три имени, Русь, Рось и Ръсь, далеки друг от друга (древнеславянская Ръсь во II-ом тысячелетии нашей эры эволюционно сменилась Росью)), всплывающему каждый раз, когда у руля власти в стране оказывается очередное кодло, пустившее кровь предыдущим «господам». Ибо «наука» и по сей день остается в России чуждой и отрешенной от обыденного сознания заморской диковинкой (логика, мышление, язык Аристотеля не формируют, здесь не задают систему общественных коммуникаций, не они, здесь это делают «понятия» (например, единство, справедливость, яблоко)). И каждое такое всплытие со дна «ила» обычно сопровождается громогласной и торжественной риторикой о развенчании норманизма, но на деле всё конечно сводится к его практически буквальному обсеранию, которое, как известно, претерпевают монументы на площадях, посещаемые птицами.
Другими словами антинорманизм – есть удел, во-первых, и относительно узких дисциплинариев (археологов, например), и непрофессиональных историков (не источниковедов), и во-вторых, что ещё более характерно – несведущих дилетантов (отсюда и его «доступность» и популярность» в массовом, обывательском сознании в «полурусских»! и уже совсем нерусских! странах XX и XXI веков). Человек имеющий понятие о предмете (древнерусской литературе и её иноземных «современниках») антинорманистом быть не может.
Цитата: … Один из крупнейших знатоков историографии варяжской проблемы В.А. Мошин ещё в 1931 г. не без иронии отметил: «Было бы весьма занятно искать публицистическую, тенденциозно-патриотическую подкладку в антинорманистских трудах немца Эверса, еврея Хвольсона или беспристрастного исследователя Гедеонова»7.
Я: Ну всё же относительно. Проблема в том, что её (подкладки) в данном случае (в не-русских странах, и/или в условиях бытия политарных (тоталитарных) режимов и их «оппонентов», иногда навязчиво «отдающих предпочтение» или нор- или анти-, наступая на науку, как «медведь на ухо» (впрочем грубое (с маузером на перевес, как при Большевиках) вмешательство политарного режима именно во внутринаучные споры в эпоху царизма ещё не стало жизненным правилом или даже скорее наблюдалась постепенная тенденция к «либерализации» в отношениях власти с наукой, а ученым от власти в то время доставалось в «общеохранительном» ключе и за участие в «тайных обществах»)) просто никак не может не быть. Антинорманизм родился «политизированным» и никогда себе в этом смысле не изменял. А ещё следует обратить внимание на «неравномерность распределения» антинорманизма в мировой общественной мысли – здесь его процент сравнительно более велик. Что легко объясняется и молодостью заимствованной науки, и нарастающей со временем не-русскостью пост-Русийских стран (выдающийся самородок, теоретик физик и химик, но историк-дилетант М.Ломоносов жил уже в России, потому, по большому счету, и грезил Роксаланами (хотя и эта идея тоже пришла с Запада, из протонауки эпохи позднего Ренессанса (своеобразные «старые объедки», и по сию пору! тут популярные))).
Постскриптум: Повторюсь и ещё раз. «Норманская теория» располагает внушительным набором исторических фактов, доказательств, однако среди них есть особо впечатляющая пара из списков личных имен Русских послов и купцов в русско-греческих договорах и «русских» названий Днепровских порогов с их германской и древнесвейской этимологией (кроме германских имен в первой части списка договора 944 года есть ещё только три достоверно славянских имени – мы имеем дело в данном случае с совершенно практически «моноэтничной общиной», передавшей последующим своим славяноязычным поколениям (для поколений Святослава и его сыновей очевидно преимущественно) некоторые неслабо славянизированные в произношении германские имена – Игорь, Ольга и Олег, Улеб, Глеб, Тудор, Якун и др. – хотя впрочем большая их часть могла бы лучше соотноситься с синхронным именословом Скандинавии, нежели с именословом времен скандинавских прадедов (так в XII веке у князей Рюриковичей появляется имя Ингвар)). Так вот обладание такого веса фактологией делает «норманнскую теорию» в глазах формальной логики «непогрешимой».
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам