Образцы нравственности 26.02.2016 12:46
Заметки на полях истории
Образцы нравственности
Как и положено моральным уродам, столетиями на пролет варящимся как бы ещё в дочеловеческом «первозданном социальном бульоне» без правил, россияне и другие «украино-якуты» обычно склонны объяснять любые свои поступки какими-нибудь моральными соображениями, так, как это было принято, например, в первобытном обществе, где потребности в писаном праве ещё действительно не существовало, поскольку абсолютно малы были размеры способных прокормить себя человеческих общин. Однако размеры «общин» в России с той поры заметно выросли, а писаное право и поныне то ли не писано, то ли не читано, то ли не воспринимается адекватно (как и вообще любые импортные культурные тексты – Библия, Капитал). Жить, как в первобытности, сообразно общей неписаной морали, когда она не воплощена, как замечал по этому поводу Эммануил Кант, во всеобщем законодательстве (права человека и т.п.), современное цивилизованное общество (то есть западное) по техническим причинам уже не может – время давно вышло. Соответственно моральные соображения представителей российского населения неизбежно оказываются очень персонализированы (в народе они ещё называются понятиями, ну а более справедливыми будут те из них, у которых естественно мышца сильнее), но конечно же, как и во всех прочих случаях (других типах общества), детерминируются экономическими причинами (в первобытном обществе – это была необходимость выживания коллектива в суровом противостоянии с природой, поэтому скажем, в свое время Русская Правда уделяет особое внимание изгоям – категории социально незащищенных граждан, то есть оказавшихся вне общины), даже если может быть экономическая мотивировка при этом кем-то не осознается. Природа товарной, рыночной экономики такова, что функционировать без права она никак не в состоянии – абсолютный, тотальный рынок не возможен без абсолютных прав человека (для негров, женщин, индейцев, инвалидов, курящих), без абсолютной демократии. Характерное же пренебрежение, игнорирование правил, законов (примечательные западные понятия о беззаконии, игре без правил, тирании, диктатуре свидетельствуют о наличии там представлений о законности) или пользование ими как средствами контрацепции – очевидный признак торжества грабежа, воровства в экономических отношениях (при великих царях, категориальных деспотах, не дающих российской цивилизации распасться, периодически «мелкопоместный» грабеж перевешивается нуждами государственной, политарной экономики). Кому, грубо говоря, будет нужен мастер, если его легче и привычнее обокрасть, и без рынка в мастерстве и качестве не будет никакого смысла и надобности. Как и положено всякому экономическому явлению, торжество рынка, невозможное без равноправия, экономически стимулирует, предопределяет формирование своих особых социально-политических форм и других надстроечных, духовных явлений, в частности обеспечивает обществу потребность в честности, этике, в которых, в свою очередь, нерыночное, экономически и социально плановое, регламентированное, иерархическое, например, политраное общество или «общество», лишенное каких-либо ограничений в чем-либо вообще, просто не испытывают естественной потребности.
Всегда примечательные для России гибель, суицид и эмиграция художников, ученых служат хорошим «лакмусовым» проявлением экономической сути её социальности. То есть, отнюдь не численность поэтов и писателей-моралистов определяет нравственную атмосферу общества. Кроме того, как раз таки принятое в стране изобилие памятников в бронзе и чугуне поэтам (которые больше, чем поэты) и прочим «толстовцам» служит зримой компенсацией отсутствия прописанной в законе и отложенной в общественном сознании какой-либо морали, призвано наглядно напоминать населению, как выглядит нравственность.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам