Комментарии к ПВЛ по Лаврентьевскому списку 14.02.2016 04:49
Заметки на полях прочитанного (ПВЛ по Лаврентьевскому списку)
Комментарии к ПВЛ по Лаврентьевскому списку
1
Се повести времяньных лет: откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть.
Как очевидный для него признак цивилизованности автор ПВЛ полагает наличие в социуме княжеской власти, судейской по своей общественной функции. При чем возможно даже отдает ей предпочтение, что наверное объяснялось бы по крайней мере его социальным положением, стереотипами субкультуры христианского монаха. К тому же сочинение кажется преследует определенные дидактические цели, являясь во многом сборником примеров образцового и недостойного княжеского поведения.
Кроме того, Повесть ВЛ является непревзойденным по масштабу в славянском мире и для своего времени «этно-историческим исследованием», охватывающим помимо собственного узко-земского этиологического вопроса также и «панславянскую» тематику. Такая широта взгляда (географически от Англичан до Югры) и историческая глубина (достигающая Угров-Огуров, Обров-Аваров) вряд ли были бы достигнуты без известного сочетания восточноевропейских историко-экологических условий, предопределявших свойства восточнославянской и древнерусской социальности, которая, во-первых, фактически не оставила Руси выбора в выборе письменности и веры (именно так, в тесной взаимосвязи двух феноменов), то есть обеспечила возможность изъясняться в письменной форме на родном языке (которой теме, «славянской грамоте», в Повести также будет уделено особое внимание), а также послужила несравнимому для подобного рода сочинений качеству «народности», «фольклоности» памятника (и это несмотря на клирикальный, монашеский ранг самого автора).
… Индикия … Нирокурия … Сурия … Аравия … Масурия …
В летописи содержится несколько десятков онимов оформленных греко-латинским окончанием -ия (разница в распределении ударения – на окончании по-гречески и на основе по-латински), однако Русия проникнет в русские летописи в XV веке, под греко-южнославянским влиянием (поначалу не выходя за пределы грекообразных титульных формул – митрополит всея Русии, например), в процессе, когда круг ответственности и лиц действенно участвующих в передаче духовного культурного наследия будет неуклонно сужаться до великокняжеской и митрополичьей канцелярий.
… Меоти, Дереви, Гаръмати, Тавриани …
Весьма занимательно между Меотами и Сарматами выглядят Дереви.
… Илюрик, Словене …
Итак, Славян летописец помещает в Иллирию, область Римской империи между Адриатикой и Дунаем. Связано ли это с историей славянской письменности, свершавшей свои первые шаги округ балканской Моравы, историей ли Полян и других Славян, например Дулебов, вытесненных аварами откуда-то с Дуная, или всеми Славянами, в то же или в другое время, покажут будущие исследования.
… в Афетови же части седять Русь, Чюдь и вси языци …
Русь и Чудь в данном случае очевидно обобщение славянских и финно-угорских земель (вси языци), «племен» (родов), находящихся в орбите политики Киева. Таким образом, первым же упоминанием слова Русь в тексте летописец пользуется при перечислении потомков Иафета, объединяя лаконично, одним, ему родным словом, всех «восточных Славян», иже суть под рукою Киева. Уже обращалось внимание на то, что в отличие от последующих по хронологии летописей для ПВЛ в большей частоте случаев свойственно так называемое «расширительное» значение слова Русь.
Соседство Руси и Чуди в Повести прозвучит трижды, и принимая во внимание этимологическое родство, во-первых, Чуди с чужим, а во-вторых, очень вероятное первенство и лидерство упландских Свеев в контактах с «восточным Славянством» (не исключено также существенное участие в этом «диалоге» каких-либо Готов) легко заподозрить в этом сочетании признаки топоса, трактующего качество известной оппозиции «свои–чужие».
… до земли Агнянски и до Волошьски. Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь, Агняне, Галичане, Волхва, Римляне, Немци, Корлязи, Веньдици, Фрягове и прочи …
Волохи кажется похожи на обобщение, синоним романского мира вообще, в которой среде географически ближайшие к Полянам романцы – Влахи/Румыны – несли в своем имени память о раннеславянских временах, когда Славяне позаимствовали у германцев их представление о ещё античных Римлянах и галло-римлянах. Хотя вполне возможно что Волохи – это прежде всего самая заметная часть романского мира – Франки (выступают с точки зрения Руси в паре с Англичанами). Все три термина после «Англичан» составляют по происхождению более древний (античный) пласт этнонимики в сравнении с за ними последующими, но в тоже время они очевидно используются для поименования современных летописцу народов – по крайней мере под именем Галичан (практически «Хорватов») должны скрываться или «Франки, Французы», или даже испанская «Галисия», а за ней и вообще вся «Испания» (Галисия располагалась на маршруте скандинавских викингов и на «кругосветно-европейском» пути апостола Андрея), а Римляне вполне способны оказаться подопечными папского престола. А таким образом и Волхва могла бы быть приурочена к определенной территории, близкой местообитанию Румын или опять же Французов.
Есть кажется возможность членения списка на группы: (Варязи) (Свеи, Урмане, Готе) (Русь) (Агняне) (Галичане, Волхва, Римляне) (Немцы, Корлязи) (Веньдици, Фрягове).
Примечательно может быть расположение Руси после обитателей Скандинавского полуострова и перед «Англичанами», что может обнаруживать и историческую, и географическую подоплеку, ввиду к тому же отсутствия в списке Данов, если конечно Даны – приемлемый при таком масштабе рассмотрения объект. Так или иначе, вставляя Русь в списке скандинавских народов, летописец делает шаг назад во времени, к затерянной за «родом Рюрика» («семьёй/родом/народом Рюрика») точке отсчета – «Варягам-Руси» – от которых историческое повествование приведет его к «большой Руси», уже им названной.
Если Немци – вполне архаичный славянский катойконим, Веньдици производят впечатление влияния и германизма Венды-Винды, и патронимического суффикса. А рядом с ними и Корлязи уподобляются Варязям, и Фрягове Ляховым.
Нарци еже суть Словене.
То ли Поляне сохранили память о праиндоевропеизме нор-/нар- «человек», то ли в «Норцев-Нарцев» под пером переписчиков превратилось «нареченные» или что-то ещё. У балто-славян видимо были в ходу понятия вир- (и невир-невр «недоросль») и предположительно вене-т/д-ы «приходящие, женящиеся, другая фратрия». О нор-ах говорить ещё сложнее, хотя под боком у балто-славян, в Верхнем Потисье обитали Анарты (ираноязычная (?) синоним-калька балто-славянских и геродотовских Невров ?), как-будто бы того же самого корня этимологии.
Другой источник «Нарцев» уводит нас в римские провинции Норик и Паннонию, поскольку родом из последней были и Мартин Бракарский (ум. в 579 году) и Мартин Турский (336–397 года), первый из которых посвятил второму надгробную эпитафию (ок. 558 года), где среди народов приобщенных давно усопшим к христианской вере между славянами и Сарматами помещены Нара. В виду имеющихся в нашем распоряжении к настоящему времени данных пока приходится сомневаться в том, что Славяне когда-либо встречались с Мартином Турским. То есть, очевидно автор эпитафии переносил реалии собственного времени на жизнь своего предшественника и соотечественника. Неизвестно также насколько далеко на запад, то есть уже в бывшую провинцию Норик могли бы продвинутся Славяне в середине VI века и отчего получить соответствующие прозвище, которое с другой стороны могло бы выглядеть и несколько иначе, более сообразно латинскому словообразованию. В этой связи примечательно может быть соседство с Нара ираноязычных Сарматов, у которых упомянутое древнеиндоевропейское понятие «человек, мужчина, самец» было по-прежнему в ходу. В виде дополнительной гипотезы можно заметить, что свои выразительные сепаратные славяно-иранские лингвистические связи западные Славяне могли бы приобрести, пребывая в тесном общении с иранцами в бассейне Среднего Подунавья, если конечно датирование сарматским (сармато-аланским) временем известного иранского лексического компонента у западных Славян не является запоздалым.
Так или иначе, нет связующих звеньев, объяснявших бы то, каким образом название провинции Норик или иранское понятие преломились в известии летописи.
Существует правда интересное направление поисков славянской прародины, в соответствии с которым историю Славян в общих чертах можно уподобить истории Влахов/Румын, суть которой истории сводится по большому счету к тому, что немногочисленные группы скотоводов романоязычных балканцев-прарумын, практически не имея области компактного проживания на Балканах в IX-X веках просочились постепенно на север, через Дунай, осадившись в итоге в Карпатском горном бассейне. Правда такая гипотеза славянского этногенеза ещё более далека от внятности и определенности, чем в случае с Влахами/Румынами. К тому же она отнюдь не исключает того немаловажного обстоятельства, что в подавляющей своей массе Славяне, уже видимо в изменившемся несколько или существенно культурном и прочим облике, вернулись на Балканы, в горный бассейн Альп в VI-VII веках. Возможно однако это направление лишь содержит в себе некие зерна, позволяющие найти объяснения появлению определенных компонентов славянской культуры, лучше всего просматривающихся с точки зрения лингвистики или же гипертрофирует до нельзя направление приоритетных культурных контактов для ранних Славян V-VI веков, терявшихся в общей массе варваров, теснящихся у римского лимеса на Дунае во времена гуннов и позднее.
Итак, если для Ипатьевской летописи некие Норции уже буквально будут «нарекаться Славянами», для Лаврентьевской (старшей летописи) такой полной уверенности нет – здесь все же создается впечатление искажения псевдонимом Нар-ци (как Нем(ь)ци «чужеземцы (иноязычные)») смысла «нареченности» родственной этимологически хорошо известной летописи «нарочитости» (от «прославленности, известности» до «названности») – «От этих же 70-и и 2-х языков («(языков)-народов») пошел и Славянский язык («(язык)-народ», «речи народ», «речь (народ)»), от колена Иафетова, нарекаемый также Славянами».
… седоша на реце имянем Марава и прозвашася Морава, а друзии Чеси нарекошася …
Морава вполне может сойти за великоморавскую Мораву, а не Мораву на балканской Мораве, благо следом, вторыми идут Чехи, но нет ли здесь контаминации с историей о славянской грамоте. Ведь окончание рассказа о расселении замыкается упоминанием славянской грамоты.
… а се ти же Словене: Хровате Белии и Серебь и Хорутане.
Филологами обращалось внимание на семантические связи слов новый, белый и великий, противостоящих древнему, черному и малому. Очевидно речь в данном случае идет о южнославянских народах любимой летописцем Иллирии – Хорватах, Сербах и Карантанцах. Не противоречит этому и нестандартная здесь форма этнонима, как-будто с сокращением гласной – именно так (Хрвате), в собственном южнославянском аутентичном произношении, балканские Хорваты будут упоминаться в «книге Лаврентия» ещё раз.
Древнему славянскому языку и самосознанию, и древнерусскому в частности, оказывается присуща твердая тенденция на славянизацию, глубокую ассимиляцию, как бы «одомашнивание» чужой ономастики вообще и этнонимов в частности (в результате онимы словно бы составляются из привычных морфем, звукосочетаний славянской речи). Если по-старославянски (южнославянски) восточнославянская Русь идентифицировалась как Руси (как те же летописные Чеси, Поли, Ляхи), то к Сербам древнерусский книжник нашелся применить собирательное свойство восточнославизма (то есть если Русь, как и ей подобные североевропейские этнонимы, обладает неславянским прототипом, то Серебь – остается единственным славянским этнонимом той же морфологии). Также в ещё романской Каринтии-Карантании как бы почти «отражаются» соседние с ней Хорваты.
Волхом бо нашедшим на Словени на дунайские и седшем в них и насилящемь им.
Влахи/Румыны уже опаздывают с тем чтобы претендовать на роль катализатора реакции великого, или хотя бы значительного расселения всех Славян, или их существенной части. У Франков, расширявших свои владения на восток, вплоть до сосредоточия Аварского каганата таких шансов уже скорее всего побольше. Возможно их бы было и достаточно, что бы «произвести впечатление» на предков Полян или других Славян, скажем, Дулебов, раз некоторая топонимика Верхнего Поочья с окрестностями находит параллели не просто в западнославянском ареале, а в чехо-польской его части (и с некоторым тяготением к Западным Балканам). Интригующе выглядит возможность соотнесения Волохов с Римлянами, расширяющими границы империи до Дуная, в Иллирии, Норике, Паннонии, и почти сказочна способность Волохов оказаться кельтами, например, Вольками, предвосхитившими политические претензии Франков в том же направлении. И чем дальше вглубь времени, тем больше, ввиду отрывочности наших знаний, можно настроить всевозможных гипотез. Быть может и действительно историческая память славян была глубже горизонта Болгар-Огуров и Обров, когда в литературе как ни кстати впервые очевидным появляется и самое имя Славян. И быть может хотя бы какая-то культурно-генетическая часть славянского мира родом из какой-то части Подунавья, неся в себе крупицу этой историчности. Однако впрочем, эта имплицитная в тексте слитность и древних, и новых Волохов может быть отнесена и на счет общей стилистики повествования и не подразумевает за собой никакой исторической конкретики. А историческая память Полян и Славян тем временем на удивление удачно совмещается с их собственным первым описанием в литературе. Что при любом разнообразии исходных компонентов славянской культуры естественным образом сопрягается и с характером раннеславянского археологического горизонта, не находящего себе пока прочной опоры ни в одном из предшествующих, что тем более злободневно для самых «славянских» из раннеславянских культур – пражско-корчакской и суково-дзедзицкой. К тому же некоторые из тех вещей, что может быть так притягивают культуру Славян к юго-западу, вплоть до Лациума, могли попасть на север (за Дунай), куда-то в очаг формирования славянства раньше и горизонта Римлян, и даже кельтов, или даже, напротив, быть присущи северу изначально, войдя составной частью в славянский мир. Но все это лишь «координаты» крайних вероятностей, между которыми осуществлялся славянский этногенез. Наконец, надо учесть некую подвижность рамок исторической памяти Полян относительно исторической памяти всех Славян, оттого что предкам Полян могло бы теоретически хватить и величины воздействия амплитуды расселения Влахо/Румын, даже или тем более если они воспринимались прямыми потомками Волохов античности. Ведь родина всех Славян по их же словам согласно Баварскому географу, самому раннему источнику, говорящему на эту тему (из совсем немногих), да ещё с признаками автопсии, ассоциировалась вроде бы не столько с Дунаем или вообще не с ним, сколько с некой землей Ц/Ч-ер(и/ь)вян. Не безынтересны в этом плане некоторые топонимы праславянского характера в Среднем Подунавье, для которых срок оседания в хронологическом пласте державы Гуннов, увлекавших с собой к Дунаю многие варварские племена и не одних только Германцев, и последующего за ним пласта не выглядит невероятным. Археологическая картина варварской Европы (вплоть до глубинных районов оковских лесов), где археологи и историки пытаются обнаружить истоки Славян, позднеримской, гуннской и постгуннской поры производит впечатление глобальной перетасовки, когда демосоциорные организмы, совершенно оправдывая типологию своей социальности, могли перемещаться окольными путями на значительные расстояния (примечательна в этой связи гипотеза о переселении языковых предков Албанцев на Балканы из Карпатского горного бассейна в общем русле германских переселений и в авангарде славянских (ведь иначе нужен правдоподобный способ, каким им удалось сохранить свой язык на Балканах вопреки всеобщей романизации)), обитать чересполосно, испытывать депопуляцию и перерождаться, отчего нельзя быть уверенным, был ли, к примеру, даже восточнобалтский литовский язык действительно изначально «восточным», во всяком случае на том же месте, где его застала история, или уверенным в сроках появления славянской топонимики в Прибалтике, в континентальных районах Литвы и Латвии.
… и седоша по Днепру и нарекошася Поляне, а друзии Древляне зане седоша в лесех, а друзии седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася Дреговичи, инии седоша на Двине и нарекошася Полочане речки ради, иже втечеть в Двину, именем Полота, от сего прозвашася Полочане. Словене же седоша около озера Илмеря и прозвашася своим имянем и сделаша град и нарекоша и Новгород, а друзии седоша по Десне, и по Семи, по Суле и нарекоша Север. И тако разидеся словеньскии язык, темже и грамота прозвася словеньская.
Это первый из трех перечней «Словенского языка в Руси», который с одной стороны допустимо оценивать как отражение бытия крупного этнографического подразделения среди восточных славян (но на этот первый раз подразделение не предполагало участия Велынян), сопоставляемого с археологической общностью, которая вырисовывается по данным о женских украшениях, отражения давних генетических связей земель, а с другой, что может быть все-таки и более существенно, как отражения определенного расклада политической конъюнктуры где-то в течение X или XI веков, расклада, который теперь применительно, например, к ситуации XI века позволяет вести речь о так называемых «трех центрах Руси», отчего именно у летописца особо могли бы выделиться Полочане. Это словно бы какой-то особый ближний политический круг, сложившийся в процессе собирательной политики Киева, Рюриковичей, Варягов. Принцип построения списка при этом только лишь пространственно-географический, чем он в чем-то напоминает «путь из Варяг в Греки».
Наличие среди упомянутых трех первых имен соседних земель генетических связей или культурно-исторического единства подсказывается объединяющей их ландшафтно-топографической номенклатурой – поле, дерево, дрягва. Правда, в случае с Дреговичами допустимо предположить и ту или иную степень искажения аутентичного имени – либо «Дреговиты, Дреговьци», либо путем снятия кальки с другого самоназвания (типа «Другувиты») с целью логического завершения напрашивающейся топографической триады. Вообще же «уравнительность» суффикса -ич в окружающих Полян на некотором радиусе названиях производит впечатление некоего детерминатива, словно бы подчеркивающего некую степень или род удаленности носителей этих названий от Киева.
Поляном же жившим особе по горам сим, бе путь из Варяг в Греки и из грек по Днепру …
Дается фактически определение и затем описание того, что такое Аустрвег «Восточный путь» или река Рус- или Рут- у арабов. При этом путь как бы наблюдается летописцем с точки зрения днепровских гор, привязывается к Полянам (взгляд автора «поляноцентричен»), которые уже давно, век иль полтораста соотносят себя с родом Руси и Русью, как «страной, политией» созданной Варягами-Русь, в соответствии с неизменно плодотворным механизмом взаимодействия сфер этничности и социальности.
Во всяком случае, так понимается текст Ипатьевской летописи, где совершенно одинаковый зачин трех предложений (Поляном же живущим о собе …) никого не смущал. Текст ПВЛ в Ипатьевском списке вообще стал как бы более гладким, читаемым, понятным – по-видимому вследствие редактирования. Текст же Лаврентьевской все-таки может производить впечатление ломок и вставок во что-то изначальное. Хотя в Ипатьевской одинаковое начала трех предложений были приняты летописцем по умолчанию как должное – здесь оно даже стало нарочито подчеркнутым, против небольшой вариативности в Лаврентьевской.
… река Днепр бо потече из Оковьского леса … Темже и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы … втечеть в Понетьское море жерелом, еже море словеть Руское.
Какая поэзия. Из леса, где в глубоких родниковых озерцах (оков-) рождаются реки, Днепр втечёт в слывущее Руским Понот море, первое что-либо Руское в тексте. Греческих городов-колоний, подобно итальянской полусотне «Великой Греции», на Руси не было и Русь («Рос» по-гречески) сами Греки видели главным образом на Черном море, Русь, курсирующую вдоль болгарского, таврического и прочих побережий, что видимо и послужило поводом для соответствующей «известности» моря.
Третья Русь в тексте снова «большая», но уже больше «географическая» – «страна». Впрочем, демосоциорная и ещё почти нарицательная (для самих скандинавских «гребцов») Русь IX века была действительно рассыпана на большой территории (отсюда и «три арабских центра русов» (хотя их наверняка было больше (Гнездово, Полоцк, «Суздаль», Городище, Ладога?), а из называемых Арабами локализуется возможно только «Киев», поскольку даже «Славия» могла бы сказаться «славянским» обобщением)). Русь же как земля, страна, волость, «государственность» разрасталась с южной оконечности этой «рассеянности», обязана политическим переговорам с самой Византией, прочному оседанию поближе к «благам цивилизации» и «обретению» здесь «родины», образованию из «викингов» (практически «задним числом» и/или исходя из славянской точки зрения на «народ/род» Руси) полулегендарного «племени» вокруг (что было видимо важно не только для «легитимных» представлений летописца начала XII века) династии истинных конунгов («сынов и потомков Рюрика»).
Итак, с «порога» повествования Русь и «Русское» связывается с трансконтинентальными маршрутами, где Русь/русов застали впервые письменные источники Греков и Арабов, западноевропейцев.
… и приде в Словени идеже ныне Новгород … како есть обычай им и како ся мыють и хвощются …
Славянская баня и мытьё (в демонстрации Словен новгородских) символизируют залог благочестия и как бы предвосхищают ритуальное омовение крещения всех Славян.
… И иде въ Варяги и приде в Римъ и исповеда елико научи и елико виде…
Путешествие апостола Андрея удивительным образом «повторяет в прошлом» географию исторических путей викингов «вокруг Европы», замкнутых в «Эпоху Викингов» Русью в единую «цепь» на Днепровских порогах, уже в IX веке, по крайней мере в памятном 838 году.
… единому имя Кий …
Конечно Кий-Кый – это эпонимный предок, и не исключено, ложный родоначальник предкового патриархального рода, тот, генетическую преемственность к которому уже невозможно отследить в связи с сегментацией, продолжительным стабильным дроблением, родовых структур, но она формируется задним числом, хотя бы в общих чертах, в облике первооснователя, как может быть и в данном случае. Было бы заманчиво в связи с этим провести аналогию для источника имени псевдопервопредка с понятиями вокруг шеста и шестка, например, «очага» или «родового очага». Однако все же горизонтальный счет родственников Кия (два брата и сестра), отсутствие генеалогических приемников подсказывает и вероятность его происхождения в потребности построения этимологии важных исторических явлений, важнейших населенных мест, урочищ в данном случае, для Полян очевидно (Киев, Щекавица, Хоревица, Лыбедь), посредством их «антропоморфизации». Очевидно также «построение» это сложилось фольклорным образом, до летописца.
Ещё одну гипотетическую ипостась имени Кия мог бы нести в себе комплекс понятий так или иначе связанных с материальным, вещным функционированием перевоза через реку. Но все это только домыслы, которым несть числа. И начать счет можно с самого простого – отождествления кыя и поля «ограниченного, пустого и обжитого пространства, ополья, опушки», затем кыя с «выдающейся (лысой) горой, холмом» и т.д. Другая не менее привлекательная гипотеза трактует Кия через близость гидронимам типа Киево, то есть «камышовое», озеро или болото и связывает начало города с Подолом у Почайны и болоньем («низким затопляемым местом в пойме реки»), примыкающим к киевским горам с севера, упоминаемым однажды в Повести.
Ини же не сведуще рекоша, яко Кий есть перевозник был …
Очевидный признак наличия в обществе общественного мнения. У писателя ещё не было социальной, технической возможности игнорировать мнение оппонентов, даже если это мнение его не устраивало, и писать все что не заблагорассудится или совершать откровенный подлог.
… но се Кий княжащее в роде своемь.
Фраза звучит буквальным переводом германизма конунг «глава, наследник рода», послужившего некогда основой славянского князь, и как бы объясняет странную многочисленность всякого княжья у восточных Славян до середины X века.
… приде к Дунаеви и возлюби место и сруби градок мал и хотяше сести с родом своим
То есть малого городка оказывается вполне достаточно для рода возглавляемого князем.
Кроме того, нельзя ли предположить завуалированное в путешествии туда и обратно Кия на Дунай припоминание о пребывании там славянских предков Полян, благо в отличие от бассейна Днепра на Балканах немало названий Киев, Киево, Киевичи, и есть и Киевцы на Дунае. Ещё предстоит выяснить, в чем причина такого распределения – то ли Днепр слабо был задет киево-несущей миграцией, то ли имел отношение каким-то своим «боком» к славянской прародине (характерно, что на Левобережье – области киевской, раннеславянских колочинской и пеньковской культур – данная топонимическая группа вообще не представлена).
… держати почаша род их княженье в Полях, а в Деревлях свое, а Дреговичи свое, а Словени свое в Новгороде, а другое на Полоте, иже Полочане, от них же Кривичи же седять на верх Волги, а на верх Двины и на верх Днепра, их же град есть Смоленск, туда бо седять Кривичи, таже Север от них на Белеозере седять Весь, а на Ростовьском озере Меря …
И снова костяк восточнославянских родовых союзов из Полян, Древлян, Дреговичей, Словен (в Новгороде) и Полочан на Полоте, родовых союзов, вроде бы имеющих каждый у себя общее княжение.
Говоря о княжениях у родственных полянам Славян автор нарушает строгую географическую последовательность предыдущего повествования, переставляя местами оба словенские и Новгород, и Полоту, сообразно видимо уровню их политической значимости, а Север даже отодвигает вклинившийся в список большой союз во главе с кривичским Смоленском. Правда есть некоторая вероятность того, что Север здесь совсем не тот Север, что на Десне, Семи и Суле, а правильно было бы «также на север от них...»(?). Тогда весь список после словенского Новгорода может отражать широту политических притязаний города на Волхове или ту самую «северную «конфедерацию» (Словене, Кривичи, Весь, Меря), имевшую дело с Варягами. Вообще же родство Новгородцев с южным вполне генетическим конгломератом может быть целиком обязано (кроме их культурно-политической весомости в Русской политии) лишь громкому звучанию их имени собственного, как и в случае с Дулебами, связывающему историю Полян с общеславянской историей (как справедливо отмечалось историками «плохо говорить» о Словенах, хоть и ильменских, летописец вообще не мог). А далеко неродственные и не включенные в ранние политические связи Киева и Новгорода Полянам племена автор тут вообще не упоминает, несмотря на большую вероятность наличия у них собственных общеземских княжений.
Се бо токмо Словенеск язык в Руси: Поляне, Деревляне, Ноугородьци, Полочане, Дреговичи, Север, Бужане зане седоша по Бугу послеже же Велыняне.
Можно было бы подумать, что здесь больше «этнографии», чем «политики». Например, из всех Славян по левую сторону Днепра названы только Север. В Словенеск язык не попадают Кривичи, «ляшские» Радимичи и Вятичи, Хрваты. Вятичи во времена Нестора едва начали утрачивать независимость, автономность существования под протекторатом Русских и получать русских посадников. Земля Хрватов не потеряла целостности в результате русской колонизации в XI веке, что видимо говорит о численном перевесе местного субстрата над «Русским» суперст?
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам