Изобретение истории 02.03.2018 15:47
Заметки на полях прочитанного (Сергей Перевезенцев, Изобретение истории)
Изобретение истории
1
Правда всегда одна
---------------------------------------------------------------------
Стр.207
Огромную роль играет государственная политика в области истории…
=====================================
Я: Она её играет там, где она есть или была, со времен фараонов – в странах политарного строя, по обыкновению являвшихся и являющихся теократиями (даже неоязыческими, как СССР, третий Рейх). В неполитарных условиях историю помнит народ и общественно осмысливает общественная наука.
=====================================
Стр.208
…борьба за историю…
=====================================
Я: За историю «борются» там, где её не знают, где она не известна и может легко подменяться сказками вышестоящего начальства (Прошлое России удивительно, настоящее более чем великолепно, будущее выше всего, что может себе представить самое пылкое воображение). Там, где люди происходят аж от Яхве, Англов, Франков бороться просто не за что, нет такой проблемы.
=====================================
…без единства в том, что касается исторических вопросов, трудно объединиться и в том, что касается современности и самое главное – будущего …
=====================================
Я: А это невозможно сделать без единства «языка», языка понятий, вырабатываемого (европейской, аристотелевской) наукой. Однако на деле политарное (тоталитарное и почти всегда, даже в ближайшие к нам времена, теократическое) общество успешно возникло и существовало безо всякого понятия об этом «языке», посредством сочетания «языка дубинки» и веры в святость «начальника», а в виде сотен репрессированных ученых и идеологической деспотии над (заимствованной с Запада ко второй половине XVIII века) наукой политаризм регулярно выказывает резкое неприятие всякого рода высокоумья, вольнодумства, свободомыслия (имманентно присущих процессу достижения научной истины) и прочая, даже в диаметрально далеких от какой-либо «политики» научных дисциплинах (в общем среднем с позиции политарного строя европейская наука – это всегда как бы досадное приложение, «ложка дёгтя» к производству столь полезных пушек и ракет), если с точки зрения «языка нагайки» эти дисциплины каким-либо якобы образом мешают функционированию политаризма (обычной «восточной» деспотии).
=====================================
… Следовательно, для существования русского народа и Российского государства большое, если не решающее, значение имеет единое историческое сознание.
=====================================
Я: Особенно в виду того немаловажного обстоятельства, что первые свои к ряду несколько веков Русский народ осознавал себя живущим в Русской земле. Поэтому «единиться» с Россией ему всегда (последние 300-400 лет) приходилось через силу. Но теперь кажется сила окончательно победила и Русский народ остался наконец в учебниках по истории России.
=====================================
Стр.209
…одним из кардинальных качеств русского национального сознания является не "родство по крови", а "родство по истории" …
=====================================
Я: Да нет, уж скорее это можно назвать «родством по общине», или «родством по делу». Лучше оставить понятие «истории», как это принято, письменной культуре.
=====================================
Стр.210
… И вполне реальное ощущение человеком причастности собственной судьбы к чему-то большому, значимому, великому, причастности современных поколений к исторической судьбе своего народа, понимание ими собственной исторической и нравственной ответственности за свою землю и свой народ перед прошлыми и будущими поколениями.
=====================================
Я: Чудеса да и только. И куда же, при таких достоинствах, делась тогда Русская земля? Сумь на месте, Польска на месте, Теутская земля на месте – может у них нету нравственной ответственности?
=====================================
… Именно в силу своей чувственной природы историческая память часто противоречит научному историческому знанию, ведь для нее далеко не всегда важны точные даты и места событий, реальные имена участников этих событий и даже реальность самих исторических личностей. Более того, историческая память народа существует преимущественно в мифологизированном виде и иной быть не может, ибо миф - обыденное и совершенно нормальное состояние исторической памяти народа.
=====================================
Я: Да ну что вы такое говорите, это уже та историческая память, которая она же мифологическая. Другое дело, что она может быть общественной, как у Хантов и Манси. А может быть придворной, канцелярской, откуда на конюшне и появляются «князья Священной Римской Империи», Прусы Августовичи и другие товарищи.
=====================================
Стр.211
К примеру, в исторической памяти русского народа очень популярен Владимир Красное Солнышко. Но ведь это персонаж русских былин…
=====================================
Я: Да, сохранился кое-где на периферии 400-летнего Российского государства. Теперь же все о нём (хоть что-нибудь) знают благодаря школьной программе.
=====================================
…локальные предания, не имеющие аналогов. В русской исторической памяти, наверное, самым ярким локальным преданием можно считать "Слово о полку Игореве" (XII в.). В этом памятнике, с одной стороны, отразилась древнейшая южнорусская историческая и религиозная мифология…
=====================================
Я: То немногое, что прошло через сито военных и церковно-цензурных пожаров.
=====================================
На определенном этапе существования народа, чаще всего в период создания государства, возникает необходимость в структурировании исторической памяти и создании концепции истории, отвечающей государственным интересам (в первую очередь интересам правящего рода). Постепенно из разных вариантов преданий в ходе их целенаправленной редактуры складывается официальная государственная интерпретация истории, которая начинает оказывать решающее влияние на формирование исторического сознания народа.
=====================================
Я: Это только в России и на её украинах или где-то ещё подобное происходит?
=====================================
В истории России было несколько официальных интерпретаций отечественной истории …
=====================================
Я: Это нормально для страны, меняющей названия с приходом каждой новой фамилии династии политарных собственников: Рюриковичи-Палеологи (Русия), Годуновы и Смутное время, Романовы-Юрьевы (Русия и Росия, Рос(с)ийское государство, царство), Романовы-Немцы (Россия, Российская Империя), Большевики (РСФСР-СССР), Ельцины (Российская Федерация).
=====================================
Стр.211-212
… В первые века существования Древнерусского государства (конец IX-XI вв.) в историческом сознании населения различных регионов сосуществовали разные представления о том, "откуда пошла Русская земля и кто на Руси стал первым княжить?". На северо-востоке, в Новгороде, придерживались версии о призвании варягов Рюрика с братией, а на юге, в Киеве, считали "отцом-основателем" некоего Кия со своим семейством. Этот спор ярко отражен в "Повести временных лет" - первой русской летописи, где присутствуют обе версии …
=====================================
Я: Ну и зачем же так бессовестно врать, изобретать историю? Никакого спора в Повести нет, это очень цельное произведение одного автора, ставящего в заглавии научно-исторические вопросы и на них постепенно отвечающего:
Се повѣсти времѧньнъıх лѣт. Ѿкуду єсть пошла Руская земѧ. Кто въ Києвѣ нача первѣє кнѧжит и ѿкуду Руская землѧ стала єсть. (книга Лаврентия)
«Каково происхождение Русской земли? Кто первым начал княжить в Киеве и как Русская земля сформировалась?»
Се же соуть имена кнѧземъ Києвьскым, кнѧжившим в Києвѣ до избитьѧ Батыєва.
В поганьствѣ боудоущиим первѣє начѧста кнѧжити в Києвѣ Дирдъ и Асколдъ одино кнѧженїє …
Лѣт̑писеч̑ Рускии. Съ Бм҃ъ починаємь. Ѡч҃е блгс̑в
Повѣсть временныхъ лѣт̑ [Нестера в Хлебниковском списке XVI века] черноризца Федосьєва манастырѧ Печерьскаго Ѿкуду єсть пошла Руская землѧ стала єсть и хто в неи почалъ пѣрвѣє кнѧжит̑. (Ипатьевский список)
Итак, судя по обоим спискам «первым княжить стал» не «на Руси», а «в Киеве»!!!, что конечно же не одно и то же, хотя в Ипатьевском списке (настоящий) заголовок Повести (Откуду… и так далее) несколько скомкан и Русская земля действительно в нём приравнена Киеву, что очевидно является уже некоторой модернизацией исходного текста.
Автор Повести был Русином и Полянином и явно качественно выделял своих соотечественников и их предков из общей массы восточного Славянства, так что нет ничего удивительного в том, что он посвящает Киеву, происхождению его названия и социальному происхождению эпонимного героя Кыян особо пристальное внимание, не забыв кроме того, будучи членом гражданского общества, общины, указать и на иные точки зрения на тот счет.
=====================================
Стр. 212
… Но были несогласные и с этими двумя преданиями. Так, одни "несогласные", среди которых был, например, первый русский митрополит Иларион (XI в.), автор знаменитого "Слова о Законе и Благодати", первым русским князем считали князя Игоря Старого …
=====================================
Я: Да нет же, ничего такого Ларион не считал, во всяком случае не говорил, с чего вы взяли такую глупость? Он лишь упомянул отца и «деда» (стильно-фигурально) Владимира, как это принято по-славянски, по-русски, без погружения в генеалогии библейско-германского типа, говорил о насущном, о крещении Русской земли («Русского общества, Русской общины»). Из того что он не упомянул какого-нибудь прадеда ещё не следует, что он его не знал, хотя вполне и очень вероятно действительно мог и не знать, как и сами Рюриковичи могли не помнить. Тут сказывается специфика восточнославянской социальности, когда князья погибали семьями, с оружием в руках, как простые воины, оставляя, допустим, какого-нибудь одного наследника-малолетка (ведь превратился же «наших домов надежный защитник» в «братьев» Рюрика, «рассаженных» в легенде на восточном и западном рубежах ранней Новгородчины (может быть не случайно, что Белое озеро и Изборск выстраиваются с Новгородом почти в одну линию?)). На поколение Игоря может приходиться и некий ощутимый рубеж славянизации Руси, видимо уже как-то доминирующего славяноязычия (судя по именам князей-язычников). Но ведь тогда откуда, с чего бы, из каких источников, при таких суровых обстоятельствах, Ларион стал бы утверждать что-либо противоречащее Повести ВЛ? Но главное, он и не утверждал.
=====================================
Другие, в том числе неизвестный нам автор "Слова о полку Игореве", родоначальником русов называли некого Трояна, то ли языческого бога, то ли мифического предка, а саму Русскую землю именовали "землей Трояна".
=====================================
Я: Ученый не может себе позволить конструировать или скорее в данном случае интерпретировать, то есть сочинять на основании лишь упомянутого или упомянутых имен одного источника столь глобально идущие в разрез с прямыми указаниями всех других источников выводы, это, мягко выражаясь, недобросовестно.
Ну, во-первых, он не называл родоначальником Руси Трояна, ибо в противном случае о таком «чарующем факте» давно бы верещали всякого рода антинорманисты разной степени невежественности, вплоть до самых «образованных», а «норманисты» всего мира были бы окончательно и бесповоротно «развенчаны», причем наверно самостоятельно, своими же руками, что называется, повесились (почему дилетанты вообще всегда так любят технический, научный (употребляется в переводах иноязычных известий о ранней Руси) термин эпохи барокко «Рус(с)ы»? – видимо это от незнания основ истории русского языка). Во-вторых, фольклорный (языческий) персонаж Троян может быть абсолютно кем и чем угодно (вплоть до связи с античным «Троянским» эпическим циклом? (он проник и в скандинавскую мифологию)), хоть императором Рима (по исторической аналогии с Карлом (король), Диоклетианом (Дуклян)), но тогда тем более какое-либо серьёзное отношение к исторической Русской земле (первый русско-византийский договор 912 года маркирует, так сказать, «конец её преддверия», «торжественный финал» периода самых первых шагов формирования (839, 860 год и др.)) он может иметь только в недрах чьей-то буйной фантазии (и от отождествления двух земель Я бы предостерёг – фольклорный персонаж известен по южнославянским материалам (имя Боян известно по древнерусской эпиграфике, но у южных Славян бытует до сих пор), речь идёт о «синем море у Дона»). Точно так же как и былинный казак Илья Муромец (образ явно восходящий к исторической почве X-XI веков) к реальному историческому русскому казачеству, самое начало формирования которого никак не прослеживается ранее XV столетия.
(Как всё-таки тяжело бороться с изобретениями истории (беззастенчиво игнорирующими работу поколений «отечественных» ученых, проделанную с тех пор как 200 лет (на 1813-26 года приходится издание 4-х томов Собрания государственных грамот и договоров, а в феврале 1818 выходят в продажу 8 томов Истории ГР) тут существует, не смотря ни на что, историческая наука), а на территории бывшей Российской империи/СССР их валом, как червей в трупе.)
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам