…и прозвашасѧ Русью 02.03.2018 16:43 – 01.03.2020 00:57
Заметки на полях прочитанного (Е.А. Шинаков, ГОСУДАРСТВОГЕНЕЗ РУСИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СЕРЕДИНЫ XI – НАЧАЛА XVII В.)
…и прозвашасѧ Русью
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: В более раннем (30- гг. XI в.) публицистическо-полемическом произведении митрополита Илариона – «Слове о Законе и Благодати», первым сохранившемся памятнике русской литературы – об этом нет ни слова. И это удивительно, ибо «Слово» посвящено как раз месту Руси в христианском мире. Подчеркивается лишь связь, преемственность Русской государственности (но не народа) с Хазарским каганатом в титулатуре Владимира – «каган».
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Что-то уж чрезчур резко! Преемственность с Иудейскими правителями?!!! Сдаётся Ларион рухнул бы от такой заявы. Скорее всего титул каган воспринимался как свой собственный аутентичный, и использовался в политических целях, как равнозначный европейскому императору (который по понятным причинам никто бы на Руси не рискнул присвоить, дабы не быть осмеянным дома или у соседей), безо всякой задней мысли о преемственности с Хазарией. Европейским читателям XI века должны были быть известны Аварские каганы. У Людовика Немецкого возник даже спор в IX веке с Константинопольским двором по поводу, кого же и впрямь можно считать каганом. И вот как раз за Хазарами, Болгарами и Норманнами (Русью) Немецкий король не признавал такого права, он знал только Авар (при том что ведь уже как много десятилетий, на рубеже VIII-IX веков, Аварский каганат, враг и соперник королевства Франков, перестал существовать). Он-то конечно ошибался в своём неведении на далёком Западе. Но Авары как минимум задают хронологический репер, спасающий Русь от «неминуемой преемственности с Хазарией» (есть даже предположение, что у восточных Славян каган потеснил (под степным, тюркским, Аварским?, Болгарским? влиянием) древнеславянского князя, тогда может даже «спровоцированного» во второй раз, в Эпоху Викингов, однокоренным скандинавским конунгом), с которой соотечественники митрополита по летописному преданию патологически конкурировали и враждовали, начиная ещё якобы с Полянской (Польской) глубины времени (процесс формирования Русской земли сопроводился кардинальным изменением направления потока арабского серебра в Северную Европу – в обход Хазарии, через степи Южного Приуралья и Восточного Прикаспия, через Булгарию). То есть вряд ли каганат считался тогда сугубо Хазарским атрибутом. Другое дело, что к концу XI века в русле во-первых социально-экономического и политического развития Русски земли, выражавшемся в «триумфальном шествии городов» (когда города получили возможность выбирать из Рюриковичей кого им любо, а выбирать никто не мог им помешать, не было такой силы), и во-вторых на виду полнейшего заката настоящих, природных, степных каганатов, титул кагана и в Руси обесценился (кто бы ни был его проводником, скандинавская Русь и потом Славянская или сами Славяне). Важны также и успехи общей христианизации, Слово-то Лариона было посвящено превосходству христианской благодати над иудейским законом, а про Хазарский каганат должны были помнить, что он конфессионально был Иудейский. Так что автор ПВЛ (Полянско-Польский «патриот») специально поясняет, что каган – это Хазарский «князь». Следует обратить внимание на то, что до возникновения в Московской Руси строя политарных социально-экономических и политических отношений, когда «царский» титул был востребован официально, все имеющиеся случаи употребления в Русской литературе любой «имперской» терминологии в адрес собственно Русских реальных исторических деятелей легко подпадают под категорию «хвалебных и панегирических» высказываний.
Опять же несколько неуместное для Русской земли разведение «государственности» и «народа». Как автор представляет себе размежевание «народа» и «власти» в древних Афинах? Быть может на примере Российской Федерации с её государственным аппаратом чиновников, политарным классом и мешающимся под его ногами нищебродом? Даже в морфологии языка существовала форма обозначения «страны, земли, «государства»» через «людей, общество» – «идти в Немци», «прийти из Немец».
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Либо о происхождении «руси» как народа еще ничего не было известно в источниках, имевшихся в распоряжении Илариона, либо то, что он знал, противоречило его концепции о величии Руси, либо он просто не ставил целью осветить этот вопрос в своем произведении исходя из целей последнего.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Ну слава богу!!!, хоть в последнюю очередь автор упомянул верный вариант. Видимо русский митрополит не посчитал нужным в произведении определенной тематики отвлекаться на что-то иное, то что все вокруг хорошо знали.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Летописные сказания о начале Руси, в отличие от ряда иностранных документов, написанных в IX – X вв. практически современниками, а то и свидетелями событий, вряд ли в строгом смысле слова могут считаться источниками.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Ну в смысле не письменными?
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: В любом случае запись была произведена через 200 лет после самих событий, и хотя только на этом основании их нельзя ставить под сомнение, однако, сами летописные сказания можно считать не столько источником, сколько началом отечественной историографии данной проблемы. Представим, что только сейчас началась бы запись народных, семейных и армейских воспоминаний, преданий, сказаний, легенд, песен, анекдотов об Отечественной войне 1812г. и их сопоставление с иностранными письменными, а также изобразительными и вещественными источниками!
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Просто глупое сравнение принципов и механизмов наследования общественной памяти в позднеродовом, позднепервобытном, предклассовом обществе с одной стороны и многомилионной общности политарного, паракапиталистического общества с другой, где знания сходного значения закладываются учителями младших классов (с зарплатой унижающей достоинство человека как такового вообще и тем более человека с хорошими личными способностями) и учебниками «рассказов по истории», написанных профессионалами какого-нибудь «третьего сорта» за скромные видимо деньги.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Кроме того, во фразе, явно заимствованной из чешских хроник о «Праге, матери городов Чешских», но перенесенной на Киев, стоит будущее время – «буди мати городов Руських» [22. Л. 9 об.]. Но Киев к моменту прихода Олега уже существовал, и давно, и уже был столицей Полян … но, значит, еще не «Русской земли», каковой его сделал только Олег.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Ну может не так что бы заимствованной. «Матерь городов» – старославянская калька грецизма «метрополия», обязательная для всех читающих Славян, а может быть и не только читающих. Другое дело что перенос «штаба» Русских колоний в Восточной Европе на Юг, в Киев и Чернигов, в значительной мере наверное переселение колонистов, Руси в Среднее Поднепровье не прошло неоцененным и незамеченным ни для самих участников «исхода», ни для его свидетелей, ни для следователей-историков.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: …в ПВЛ, то во всех ее редакциях и списках «грады» были заменены на «роды»: «и вста род на род» [31. Л.7].
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Влияние византийской терминологии – генос, этнос, лайос? Или последовательность южной, Русско-Польской? А грады (заметим, по старославянски!) напоминают собой «Гарды», что то ли славянские «гор(о)да», то ли какой-то конкретный славянский «Гор(о)д», то ли «станицы, станы» скандинавов, «немецкие слободы» Эпохи Викингов, уподобляющиеся славянским «гор(о)дам» (вместо «боргов»).
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Если в НС упоминаются только три первоначальных и, вероятно, главных города приглашающей стороны – Новгород, Белоозеро, Изборск – столицы словен, веси, части кривичей…
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Видимо не «столицы» а «пограничные пункты», «географические вехи» союза, находящиеся, что быть может важно, примерно на одной воображаемой геометрически прямой линии с Новгородом (сравните, «от Калининграда до Камчатки»).
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: В Радзивилловской и Ипатьевской летописях по-иному, чем в НС и Лаврентьевской летописи, решается вопрос о первоначальной столице Руси. «И избрашася три брата с роды своими и пояша по собе [взявши с собою – Е.Ш.] всю Русь и придоша к Словеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик… И прия Рюрик власть всю один [после смерти Трувора и Синеуса – Е.Ш.] и пришед к Ильмерю и сруби город над Волховом и прозваша и Новгород и седе ту княжа» [22. Л. 8 об.].
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Можно подумать, что Новгород «новый» по отношению к Ладоге (обращает на себя внимание омонимия славянской кальки скандинавизма Альдейгьюборг (вроде бы кальки с местного финнизма) со славизмом ладъ «мир, согласие, порядок, договор»). Тоже похоже на историографическое заключение, осмысление истории летописцем, результат «исследования», контаминации народной памяти. При всём при этом сам по себе город Новгород археологически пока датируется второй четвертью X века!, старше его Городище на Острове, датируемое серединой IX века. Его мог срубить какой-нибудь «Рюрик» или иной персонаж. Два и близко лежащих, и действительно преемственных, но разных города явно слились в чье-то памяти в один. История Городища приписывается истории Новгорода. Характерно, что и скандинавские источники не знают между ними разницы, то есть не замечают Городище. И такова была участь и других самых ранних урбанистических пунктов, годных под определение скандинавских станов в Восточной Европе.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Первое упоминание в Киевском регионе как земли росов, «Росии» есть у Константина Багрянородного, автора середины X в. Правда, наряду с киевской «Росией» упоминается и «Внешняя Росия» - Северная, новгородская Русь.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Сомнительно, что это нечто конкретно значащий термин в реалиях самой восточноевропейской действительности, если принимать во внимание его отличную античную литературную аналогичность, распространенность («Внешняя и Внутренняя земля такая-то»). Ну а из настоящих восточноевропейских реалий лучше всего он сопоставим с кругом «пактиотов Росов». Хотя это может быть и указание на удаленные, где-то севернее от Среднего Поднепровья русские станы-погосты. Вопрос сводится к тому, насколько здесь внешняя точка зрения из Константинополя может быть исчерпывающей.
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: Если автор НС или еще «Первого Киево-Печерского», а то и более раннего Новгородского свода, связывал и появление руси как народа или, скорее, уже господствующей социальной группы в Киеве только с Игорем и Олегом, до которых в Киев еще до призвания «руси» и Рюрика «приидоста два Варяга и нарекостася князема…Асколд и Дир; и беста княжаща в Киеве и владеюща Полями»[43. С.106], то в ПВЛ ситуация кардинально меняется.
Происхождение и даже некоторые деяния Аскольда и Дира проясняется подробного, и тесно связывается и с северной русью и конкретно с Рюриком.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Вряд ли летописец самостоятельно пришел к заключению такой тесной связи и синхронии, видимо кто-то ещё так помнил или домысливал. Чтение «НС» видится «логичным» и «аутентичным» в связи с тем, что связывает Русь, «народ» и его «страну», именно с конкретными людьми, родом Рюрика, Рюриковичами. Историографическая очевидность того, что Аскольд и его Варяги могли быть и были такой же Русью («викингами»), как и остальные скандинавы, здесь эта «деталь» пропускается, нивелируется перед обстоятельством сложившейся этничности и государственности Руси, прочно связываемой на заре русской литературы с Рюриком, Олегом и Игорем. То есть в НС последовательно отражена простая идея, позиция о Руси, как об одном из Варяжских родов «народов» (более редкий народъ в летописи скорее «общество»), уже находящая опору в этничности Руси в Среднем Поднепровье в X, XI, XII и последующих веках. Повествование ПВЛ охватывает более широкий круг устных «источников», складывается целый художественно-драматический сюжет, неизвестно насколько соответствующий действительности (если в «НС» Олег – «Новгородец» (Городище?) или Ладожанин, а Игорь – повзрослевший в «Новгороде» и самостоятельный (при чём, судя по летописным датам, то ли Олегов и Игорей было много, то ли они были сверх для Средневековья долгожителями, то ли под именами князей середины X века скрыты какие-то иные товарищи), то ПВЛ тщательно «сшивает памятные обрывки в единое полотно»), а сходство двух чтений фактически сводится к разно-племенному (указано в ПВЛ) происхождению «варяжских» («НС») или «русских» (ПВЛ) Аскольда и Рюрика. «В лето 852. Индикта є҃ı дн҃ь наченшю Михаилу црс̑твовати нача сѧ прозъıвати Руска землѧ. Ѡ семь бо увидѣхомъ яко при семь цр҃и приходиша Русь на Цр҃ьгородъ якоже пишетсѧ в лѣтописаньи Гречьстѣмь» – похоже на военные действия, поэтому видимо летописец предвосхищает здесь поход 860 года, неправильно им датированный 866-ым (как он, автор ПВЛ, ошибается и в лете начала царствования Михаила) и приписываемый в ПВЛ Аскольду. В НС (или в Новгородской I-ой?) сообщаются другие подробности, например, о войне Варяга Аскольда, князя Полей в Польской земле с Древлянами и Уличами, но «авторство» недатированного в этой летописи русского «похода при царе Михаиле», «начинающем» Русскую землю неизвестно. Неизвестно кем был летописный Рюрик, кто за этим именем скрывается. Если это Рорик Ютландский или его современник-тёзка, неясна непричастность Аскольда в НС «заграничным походам» (потому что «Варяг», а не «Русин»? – в ПВЛ «Варяжество» Аскольда приходится на фразу «многы Варѧгы с(ъво)куписта», отсутствующую в НI-ой). Если Рюрик моложе Рорика, то ПВЛ изобилует контаминациями (типа «по тридцатке лет княжения на князя»).
Таким образом, в ПВЛ имплицитно, как бы невольно содержится некоторый ряд молчаливых указаний, как бы намёков, на материально-исторические (и новоявленные, цивилизаторские) корни Руси (приведённая Рюриком «вся Русь» из ПВЛ больше работает на настоящую «дружину», чем «дружина многа и придивна»). «НС» более «лаконичен» и это в определенных деталях своя версия («Киевская», собственно «Русская»?), но видимо «подправленная» новгородской точкой зрения (НI), в соответствии с которой «Новгородская волость» должна быть старше «Киевской волости» (ведь «русский» Рюрик-то княжил на севере).
--------------------------------------------------------------------------------
Цитата: «И седе Игорь, княжа, в Кыеве, и беша у него Варязи мужи Словене, и оттоле прочии прозвашася Русью» [43.Л.30]. Во-первых, уточняется, что с Игорем пришли не все Словене (ополчение), а только «мужи», т.е. отборные воины, дружинники. Во-вторых, от первоначального называвшихся Русью только варягов и части словен, Русью стали прозываться и «прочии», вероятно, жившие здесь. Иное прочтение – варяги и словене стали называться Русью, придя в Киев – по данному контексту маловероятно.
--------------------------------------------------------------------------------
Я: Имеются в виду «бонды Словене», полноправные члены общества, участники веча. Мужи – очень эксплицитный для новгородского и восточнославянского языка в целом термин, взамен даже литературным и неславянскими по происхождению бо(л)ярам.
Я бы реконструировал текст, предположим, так: «И бѣша у него Варѧзи и Словѣни и прочи, и прозвашасѧ Русью» – оставляя вставку «мужей» на совесть Новгородской летописи, а вместе с ними на ту же совесть и «оттоле». Вставка «оттоле» уточняет, усиливает мысль о пространственно-временном начале «Русской земли» (в Среднем Поднепровье) и причастности к ней рода Рюрика, как бы споря с (туманным) началом производным от «похода при царе Михаиле» (которое «начало» по удачному наблюдению исследователей могло представлять собой растянувшийся не на один год и «затянувшийся» видимо надолго впоследствии поход-викинг (rūþ) восточных Скандинавов в Черное море). «Прочих» же тогда легко согласовать с Мерей, Чудью, Весью и Кривичами.
С другой стороны для слова прочи можно было бы предположить значение «кроме, сверх того». В этом случае текст Лаврентьевской летописи был бы ближе всего к оригиналу (И бѣша у него Варѧзи и Словѣни и прочи прозвашасѧ Русью), а Новгородская опять же вводила последовательность становления Киевской волости за Новгородской.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам