@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Атамановы мы работнички… 29.03.2016 17:04

Заметки на полях истории

 

Атамановы мы работнички…

 

То внимание, что уделяет уключине и скандинавский язык (исл. rođr), и русская летопись (выражение на ключ равно на человека; может быть и Малуша-ключница) позволяет, во-первых, предположить её изображение в основе символики двузубца Рюриковичей (например, как предметного выраже­ния некой идиомы двуединства), а во-вторых, допустить в ключе как метафоре «человека» глав­ную нагрузку толкования средст­вами славян­ского языка пер­воисточника восточносла­вянского этно­нима русин. В процессе того как варяги русь пе­реходили на славян­ский, усваивали славизм русь в качестве самоназвания и в их среде осуществ­лялись теснейшее взаимо­действие, взаимо­об­мен двух языков (вплоть до появления двуязычных слов) сла­вяноязычные русь переводили на сла­вянский поня­тия, вос­принимающиеся в сла­вянском именами собственными. В ре­зультате русь интерпре­тировались посред­ст­вом славянского дружина «поезд, совместный поход, спут­ники, сподвижники, соратники, това­рищи», варяг ротником «сказавшим слово, изречение, клятву», а русин ключом (срав­ните франк – от «ко­пье», сакс – от «меч», чех – от «нож»). Очевидно нарица­тельный сканди­навский прототип славизма русь продуктивно и не раз в исто­рии скан­динавских языков использовался при формировании новых значений, словообра­зовании (и воз­можно этот языковой про­цесс у скандинавов ак­тивизировался на Востоке Европы) – «гребля», «поход», «весло», «уклю­чина», «гребец», «фарва­тер», «корабельная команда», «кора­бельный закон», «земля гребцов», понятий, которые могли бы обнаруживать непосред­ственный отклик в летописном лекси­коне – гребец, корабль, руский закон, Руская земля.

Возвращаясь к теме родового знака Рюриковичей, можно также предположить по-иному акцентированное функциональ­ное назначение изображенного ключа, акцентированное на «зам­ковом ключе», символизирующем в таком случае или тоже «двуединство», «запирание-отпирание», «защиту» или «по­средничество». Следует также обратить внимание на эти­моло­гическое родство слов ключ и слово, семантическую «по­сред­ническую» взаимосвязь понятий ключа, как «запора» и как «источника» (ср. древнеиндоевропейское название ручья юж­нее Киева – Клов). Наконец само имя Рюриковичей могло бы служить смысловой «репликой» на этноним славян, одина­ково может быть восприимчивый и к «слову» и «славе».

 


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам