Восточные славяне 07.11.2015 14:05
Заметки на полях прочитанного («История России с древнейших времен по XVI век, 6 класс», Данилевский И.Н., Андреев И.Л.)
Восточные славяне
«История уже давно сама доказала, что она не наука»
Любитель истории под именем N
Цитата: Многие историки полагают, что восточных славян называли русами.
Вновь приходиться ужасаться тому, как наука, столь исключающая по природе своей какую-либо предвзятость гносеологическая доктрина, в России способна быть прислужницей какого-либо одного мнения.
Накопленные в течение последних нескольких десятилетий научные данные вынуждают казалось бы отказываться от употребления значения, вкладываемого некогда в историографический термин восточные славяне. Приходиться констатировать то обстоятельство, что с некоего момента начала расселения славян у них наблюдалась неуклонная диффузия во всех проявлениях культуры. И как оказывается, то что в советской науке было принято считать неким единством восточных славян, являлось простой совокупностью разного происхождения языковых компонентов праславянского прошлого и единства с лингвистической точки зрения не представляло. В таком случае, говорить о восточнославянском единстве и что наиболее важно языковом единстве, становиться возможным только по итогам результативности воздействия объединительных процессов запущенных посредством включения в одну огромную политию (Русь) определенного, известного состава славянских племен, их объединений, земель и распространения в этой среде славянской письменности. С другой стороны, очевидно, что в таком случае историософизм восточные славяне будет дублировать широко известное понятие древнерусской народности, казалось бы столь же историографическое как и Киевская Русь, но по-видимому в ещё большей степени условное и устаревшее, не адекватное сути происходивших процессов, чем понятие восточных славян, применявшееся в советской историографии к конгломерату племен VIII-X веков, впоследствии включенных в политию Руси и, как можно заметить, понятие в действительности детерминированное как раз именно границами будущего политического единства, то есть как бы задним числом. В правду сказать в советское время общий уровень знаний позволял ещё обнаруживать такую обескураживающую преемственность, но не теперь. Теперь же мы знаем что восточнославянское языковое единство формируется уже в границах руских земель, их письменной и языковой культуры, а рускими все восточные славяне становятся где-то к XIV веку, с какового времени пожалуй можно вести речь о существовании русского народа, ставшего этнологическим, этническим наследием утраченных политической независимости и единства всех восточных славян. И это несмотря на то что в тоже время наметилось формирование новых локальных языковых явлений в среде руских славян (в границах едва уже совпадающих с теми, что характеризовали языковые отношения славянских земель до их включения в политию Руси). Период XIII/XIV-XVII/XVIII веков стал, таким образом, самым этнически руским в истории всех восточных славян, до той поры, когда стали хорошо просматриваться и приобретать номенклатуру субэтнические явления в среде руского этнического мира (малорусы, белорусы, вольные-казаки). Затем, как известно, с XVIII века начался вновь процесс, обративший теперь языковую диффузию руских вспять, процесс выражавшийся в формировании суржиков, подобно тому как некогда формирование Руси обратило вспять неуклонную диффузию в среде весьма в разной мере родственных славянских земель. Здесь северо-западные области будущей Руси отчетливо противопоставлялись всем прочим, что нашло явный отклик в самом позднем среди восточных славян для новгородцев приобщении к руской этничности. Здесь могли изначально, в преддревнерусском прошлом выделяться северо-восточные и восточные области и на каком-то уровне таксономии – области населенные кривичами. Может создаваться впечатление, что какие-то раннеславянские группы «перешагивают» в северо-восточном и восточном направлении через территории других ранних славян. Более менее цельной должна была бы выглядеть этнография славянского населения бассейна Днепра с прилегающими с запада древнеславянскими территориями. Но уместно ли в таком случае применять к этому населению определение восточных? Многие свойства имевшихся различий могли не успеть остаться зафиксированными под нейтрализующим, нивелирующим воздействием распространения старославянского и становления руского литературного языка. Итак, из всех критериев единства способных объединять всю совокупность славян, вошедших впоследствии в орбиту ранней русской государственности, единственно существенным следует признать географический, где восточными оказываются все славяне, проживающие восточнее меридиана волынян и хорватов (исключая балканских славян).
В связи со всем вышеизложенным хотелось поинтересоваться, каким образом и какая часть восточных славян и почему только восточных славян (а не скажем и какие-нибудь в том числе части западных или южных) могла бы называться русами, если эти самые восточные славяне складывались из ряда ветвей славянского этноса, самостоятельно восходящих непосредственно к его основанию? При том что, как известно никаких особо вместительных политических объединений у восточных славян до Руси не существовало и они кажется не собирались предпринимать каких-либо шагов в этом направлении, спокойно выплачивая дань хазарам, то призывая, то изгоняя варягов. Ведь если, к примеру, есть возможность отождествления обиходного греко-алано-тюркско-германского прозвания анты со всеми носителями пеньковской культуры, то это ещё совсем не означает, что анты, ранние славяне пеньковской культуры, сами себя так называли, ибо археология пеньковской культуры не отражает наличия какой-либо политической силы, являющейся как известно признаком уровня урбанистического образа жизни. Быть может, допустим, что имя антов принадлежало очагу пеньковской культуры, но в отличие от прочих, тоже действительно древних, ещё праславянских названий оно совсем у славян не сохранилось, но ведь тогда пропадает и предмет обсуждения. Таким образом и по аналогии, допущение руского предпрошлого славян, принадлежащих какому-нибудь археологическому единству, скажем, луки-райковецкой и сахновской, роменской культур (то есть не кривичи, не ляшские радимичи и вятичи), не имеет какого-либо серьезного права на существование, находясь в прямом противоречии и с собственно древнерусской историографической традицией, и со всеми известными зарубежными письменными свидетельствами о восточных славянах и русах. На каких же собственно данных основывают свое мнение многие историки, полагая, что именно восточных славян или скорее, как выясняется, их часть называли русами? А если греко-арабское просторечное «красные» обозначало не варягов, а славян, или не только славян, то каким образом оно стало достоянием их собственного самосознания, ведь данных об отражении греко-арабизмом чего-либо аутентичного славянского не имеется? И почему при всех возможных расширительных трактовках термина Русь оно все же имеет достаточно узкое значение, совпадающее с Киевской волостью, в том числе и ранней Киевской волостью X-XI веков, включавшей ещё Чернигов и Переяславль с окрестностями? Тогда и расширительное значение Руси можно соотносить с властью Киева над дальними и ближними соседями, от Ладоги до Карпат (можно сравнить это с выражением Римская империя, когда Киев населяют кыяне-киевляне, бывшие Поляне-Польска(я) земля и она же Русь). То есть любое предположение, выходящее за пределы данных письменных источников (Бертинские аналлы, Послание Людовика Немецкого, Об управлении империей, известия арабских авторов, сообщение Лиутпранда Кремонского, Веницианская хроника, русская летопись), при всей его возможной красивости не способно преодолеть уровня развития гипотезы. В качестве примиряющей гипотезы, можно высказаться в том плане, что соседние народы могли бы «обзывать» друг друга или даже себя сколь угодно выразительно в плоскости понятий, например, сравнительной антропологии «черными», «рыжими», «краснокожими», «желтокожими», «черноголовыми», но становиться полноценными этнонимами подобные прозвища способны в очень специфических условиях, например, в результате контаминации с какими-нибудь омонимами, более менее схожими именами. К тому же для этого обязательно нужна политическая организация, а между рождениями славян (о которых с теплотой отзывается Нестор, демонстрируя нам как нигде в славянской литературе Средневековья бытия общеславянского самосознания) и Руси других политических систем у восточных славян не было. В таком случае, наиболее важным окажется омоним, обозначающий самую активную организующую политическую силу, например, варягов преодолевающих пространства Восточной Европы, Днепровские пороги, что и зафиксировала летопись.
Наконец, совершенно ошеломительной с точки зрения адекватности историческому прошлому, как оно известно по письменным аутентичным памятникам, выглядит в цитате форма русы (в склоняемой форме русами вместо летописного русью), которая в действительности является столь же очевидным историографизмом, как и Киевская или Древняя Русь, древнерусская народность, восточные славяне. Летопись применительно к Руси абсолютно не знакома с казалось бы естественной формы множественного числа у славян, типа руси-русы (сравните чехи-чеси, ляхи, варяги-варязи). Краткая (собирательная) форма множественного числа выдает в руси изначальных исторических инородцев, сплошь и рядом соседствующих в то же самое время с восточными славянами в северо-западном секторе географических координат (корсь, ливь, чудь, водь и т.д.). У славян такая словообразовательная форма в этнонимике в отношении собственно славянских названий изначально очевидно не употреблялась (появление форм серебь, донь могло быть уже следствием славянизации руси), но могла быть задействована в не слишком претенциозной социотрофной лексике, типа челядь. Единственным способом образования единственного числа от краткой формы множественного было прибавление суффикса -ин, подобно как в чудь-чудин, челядь-челядин, в связи с чем и форма русин производит впечатление соционима, типа челядин, селянин. Но если в летописи где-то, в редких случаях и присутствует возможность соционимической трактовки понятия, то лишь в неявной форме – теперь можно лишь догадываться о существовании у славян стадии исконного профессионального значения слова русь, так или иначе соответствующего исходному скандинавскому roþ-ruþ «гребной поход, гребная команда». Историческая же традиция имеет четкое представление и о неславянском, скандинавском происхождении руси, и об этническом наполнении термина. Очевидно аналогичную трансформацию от профессионализма до этнонима где-то попутно или позднее проделало и слово варяг – от «давший слово, клятву» (эквивалент славянскому ротник) до «скандинав» – при том что профессиональное значение практически видимо не вышло за пределы речи самих скандинавов.
И раз уж учебник рассказывает детям о том, что русами назывались восточные славяне, пристальное внимание следует обратить и на географию распространения исконных форм этнонима русь-русин. А именно на то обстоятельство, что слово русин так и не стало общевосточнославянским, общерусским термином и не вышло за пределы широты обитания Руской земли в Среднем Поднепровье, где оно целиком локализовалось, продвигаясь на запад, навстречу политическому поглощению русских земель и попыткам ассимиляции местных русских со стороны соседних столь же высокоразвитых христианско-католических социоров поляков и венгров, в пределах Малой Руси, в XIV-XV веках. Из Поднепровья на север, в общевосточнославянскую среду социотрофное слово русин не распространилось или не прижилось там, где как и в самой Руской земле славянский словообразовательный стереотип при таком выборе повсеместно удовлетворялся формой принадлежности рус(ь)(с)кий. Все это ещё раз должно напоминать нам о «малой родине» Руси, как она известна по ПВЛ и другим летописям – Рус(ь)(с)ко(й) земле–Поляне–Польско(й).
Возможно, в отдаленной перспективе внушение народонаселению мифа о том, что все восточные славяне были, так сказать, русами, преследует целью сформировать представление о незначительности утраты для русских и русской истории Киева, части русских людей и земель, в XX без их ведома приписанных к Украине. Или же напрямую исходит из постулатов какой-нибудь проукраинской идеологии, типа образца советской о трех якобы братских народах, восходящих к единому корню. Во всяком случае, в такой позиции можно усмотреть намерение подменить память о древней, малой родине Руси чем-то принципиально иным, из чего впоследствии, например, могла бы выделится даже какая-нибудь Украина (хотя уже многие думают, что Украина древнее вообще всех на свете, словно бы буквально невзирая, несмотря на откровенное название, вызывающе свидетельствующее о совершенно обратном) и даже, несмотря ни на что, прямо на месте Киева, Чернигова и Переяславля (древней Руской земле в действительности). Если это не простая безалаберность авторов (допустимая якобы в школьном учебнике), то о чем же это таком думают эти самые многие историки.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам