@384tlhgsalw9rutb

Александр Дьяков (daudlaiba)

Полисные общества 13.11.2015 16:17

Комментарий на один комментарий

 

Полисные общества

 

Пожалуй, «замковый, краеугольный камень» проблемы социально-экономической типологии древнерусской циви­лизации, позволяющий наметить путь её определения, со­стоит в посылке об отсутствии в структуре древнерусской «государственности» отдельного от общества, так называе­мого, «аппарата принуждения». Письменные данные позво­ляют-таки сделать вывод о полном совпадении, так назы­ваемой, дру­жины, вокруг определения происхождения места и функций которой столетиями идет научная дискус­сия, с так называемой «гражданской общиной». То есть древнерусская дружина являлась не отдельным от обще­ства институтом, а его особым временным или перманент­ным со­стоянием, как допустимо и вообще любого коллек­тива на Руси (наибо­лее близкие синонимы – обьство, брат­ство, братан, товарищество), на­пример, личного двора князя с нанятыми по роте слугами.

Дружина, та­ким образом, состояла из младших «рядо­вых» членов общества, мужей, детских, холопов «холо­стых», отроков и старших, уважаемых, родови­тых, вятших, бояр «аристо­кратов». Как видно, но­менклатура «общест­венных классов» в Древней Руси была целиком унаследо­вана от родо­вого, родо-племенного, кровно-родственного об­щества, знающего возрастные классы, что не двусмыс­ленно ука­зывает нам на вели­чину преемственности древне­русских общественных струк­тур к общеславян­ским. Эта но­менк­латура соз­дает ощущение даже ка­кой-то нарочитой архаи­зированности – общество, земля, город, товари­щество как бы сравнивается с семьей, родом (вспомним неодно­кратные лето­писные володеючи каждо родом своим, воло­деючи сами собе), но что наверное обнаруживало в обще­стве оп­ределенный резонанс, отклик и несло в себе некий смысл.

Неслучаен и видимо то ли «народный», то ли «между­народно-интер­национальный», внеродовой, надродовой, «политический» об­лик на­званий крупнейших восточносла­вянских политий – Русь и Сло­вене/Новгород. В одном слу­чае не смотря на отчетливо славянскую фо­нологию имени оно справедливо возводится к названию рода инозем­цев, действительно обхаживавших трансъевропейские дороги и создате­лей Руской земли, и действительно называвшихся у разных, не­славян­ских народов роц, руотси, руос-, рус- и т.п. В другом случае сла­вянские рода воспроизводят исто­рически объединяющее их всех поня­тие и соз­дают бук­вально новый центр племенной структуры, обновляют ста­рую.

Итак, принятие такой типологии сразу вводит Русь в оп­ределенный контин­гент, боль­шой отряд исторических об­ществ, среди которых ока­жутся и средизем­номорские по­лисы, отряд (назовем его отрядом «по­лисных» обществ), ко­торый в свою очередь мо­жет очень ва­риативным во вре­мени и про­странстве Европы.


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам