Полисные общества 13.11.2015 16:17
Комментарий на один комментарий
Полисные общества
Пожалуй, «замковый, краеугольный камень» проблемы социально-экономической типологии древнерусской цивилизации, позволяющий наметить путь её определения, состоит в посылке об отсутствии в структуре древнерусской «государственности» отдельного от общества, так называемого, «аппарата принуждения». Письменные данные позволяют-таки сделать вывод о полном совпадении, так называемой, дружины, вокруг определения происхождения места и функций которой столетиями идет научная дискуссия, с так называемой «гражданской общиной». То есть древнерусская дружина являлась не отдельным от общества институтом, а его особым временным или перманентным состоянием, как допустимо и вообще любого коллектива на Руси (наиболее близкие синонимы – обьство, братство, братан, товарищество), например, личного двора князя с нанятыми по роте слугами.
Дружина, таким образом, состояла из младших «рядовых» членов общества, мужей, детских, холопов «холостых», отроков и старших, уважаемых, родовитых, вятших, бояр «аристократов». Как видно, номенклатура «общественных классов» в Древней Руси была целиком унаследована от родового, родо-племенного, кровно-родственного общества, знающего возрастные классы, что не двусмысленно указывает нам на величину преемственности древнерусских общественных структур к общеславянским. Эта номенклатура создает ощущение даже какой-то нарочитой архаизированности – общество, земля, город, товарищество как бы сравнивается с семьей, родом (вспомним неоднократные летописные володеючи каждо родом своим, володеючи сами собе), но что наверное обнаруживало в обществе определенный резонанс, отклик и несло в себе некий смысл.
Неслучаен и видимо то ли «народный», то ли «международно-интернациональный», внеродовой, надродовой, «политический» облик названий крупнейших восточнославянских политий – Русь и Словене/Новгород. В одном случае не смотря на отчетливо славянскую фонологию имени оно справедливо возводится к названию рода иноземцев, действительно обхаживавших трансъевропейские дороги и создателей Руской земли, и действительно называвшихся у разных, неславянских народов роц, руотси, руос-, рус- и т.п. В другом случае славянские рода воспроизводят исторически объединяющее их всех понятие и создают буквально новый центр племенной структуры, обновляют старую.
Итак, принятие такой типологии сразу вводит Русь в определенный контингент, большой отряд исторических обществ, среди которых окажутся и средиземноморские полисы, отряд (назовем его отрядом «полисных» обществ), который в свою очередь может очень вариативным во времени и пространстве Европы.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам