Несколько простых комментариев 14.11.2015 09:35
Несколько простых комментариев
С.М. Соловьев: бояре в других областях русских были бояре князей, а бояре галицкие были бояре княжества
Боляре-бояре – местные «патриции», неологизм X-XI веков (изначально видимо «богатыри, великаны» от болгары, возможно под народноэтимологическим воздействием больших, а позднее даже и боя), потесняющий восточнославянское вятшие, старосты, вельможи, великие, нарочитые, лучшие, лепшие и применявшийся изначально как абстрактное, родовое и оценочное обозначение «знати», «знати вообще» (как хвалебное царь «правитель», «выдающийся, незаурядный правитель» в русской традиции до XV века), прежде всего чужой «знати», «знати» другой земли («международное»), прямые потомки отцов-основателей, выдающиеся представители (функционально примерно то же что геронты, сенаторы, хавдинги) выдающихся родов, общин, общинно-племенные лидеры.
Возможен вариант «боярства» отдельных общин, возвысившихся над соседними, но скорее эта тенденция только дополняла первую, в результате нам известны киевские боляры и вышегородские болярцы пригорода – термин боляры накладывался на складывающиеся земско-городские структуры. Тем не менее слово болярцы являлось лишь формуляром межобщинных территориально-административных, политических отношений, а бояре не были признаком только стольного города, где сидел князь, но стольный город наверное задавал диапазон, параметры социально-административных прерогатив подпадающих под определение боярина, за которым шли старосты, вельможи и прочие. Этот диапазон предопределял становление вятших-бояр как сословия (отчего бояре могли оказываться в той или иной ситуации и «княжескими», и «земскими») с комплексом разноплановых признаков и нечеткими границами доступа. Впоследствии, в монгольскую эпоху возобладала тенденция профессионализации категории боярства, детерминированной степенью участия в «службе» княжескому и затем царскому столу. В XVI-XVII веках боярство снова становиться наследственным, но сохраняется его зависимость от царской службы.
Старосты (старцы градские) – одно из самых видимо предметных и постепенно профессионализирующихся определений древнерусской социальной лексики, «главы, представители общин», выдвигавшихся на «должность» из среды социологизмов, типа вятших, вельмож, нарочитых, лучших и лепших мужей, в процессе становления земско-городской структуры были «понижены в должности» с появлением посадников, тысяцких, высших должностных лиц городского самоуправления.
Б.Д. Греков: Если дружинники…
Дружинников на Руси ещё не было, не было такого названия (первая фиксация в начале XVI века) профессии (ремесло профессиональных воинов, ротников, дружинных помимо бояр выделяется в процессе развития цивилизации и «разоружения» земско-городского ополчения, «военной демократии»), но были други, братья в дружине.
Было бы интересно попробовать соотнести русина с дружиной (откуда и имя Дружина) и дружиной («товариществом друзей, дружин»), как профессиональной интерполяцией друга в друге.
Дружиной, друзьями у восточных славян называется любого рода «товарищество», понятием развивающим в категориях друзья-недруги бинарную оппозицию свои-чужие (сравните болгарская задруга или балканские другувиты). Очень часто в летописи – это «община», «городская община», «горожане» (все кыяне, новгородцы, люди киевские, новгородские и т.п.), не редко в контексте милитарного, военизированного, военно-политического состояния общества. Это может быть боярская дружина или артель художников в контексте взаимоотношений с другими «организациями».
И.Я. Фроянов: они …сменили родо-племенную знать, сошедшую с исторической сцены в результате падения родового строя и возникновения новой социальной организации, которую можно назвать, пользуясь терминологией А.И. Неусыхина, «общинной без первобытности»
Они её не сменили, а продолжили.
По-видимому резкой ломки родового строя на Руси не происходило, а происходило нечто иное – имущественная дифференциация в родо-племенных структурах нарастала за счет увеличения доходов семей и родов, общин, участвующих во внешнеэкономической деятельности (внеэкономическое принуждение соседей). Накопление ими богатства, приобретение на стороне (в войнах) работников-смердов, челяди вносило коррективы во взаимоотношения с прочими членами племен-общин из-за повышения значения частных экономических операций. Поэтому если в Новгородской земле, сохранявшей догосударственную структуру словенского союза племен (Русская земля собиралась вокруг Киева и Чернигова), холопы ещё могли быть в раннеисторическое время «молодыми воинами, младшим ополчением» (откуда холопья война, Холопьи городки), они же видимо гридьба, в Руси, заправлявшей политикой в бассейне Днепра и шире, холопами тогда же обозначаются экономически зависимые категории граждан.
В.В. Пузанов: По своим типологическим признакам общество домонгольской Руси соответствовало той социальной организации, которую А.И. Неусыхин, применительно к западноевропейской истории, охарактеризовал как до-феодальную. Возможность эволюции подобной социальной структуры была чрезвычайно ограничена. Это касается как скандинавских обществ…
Сложный вопрос. Эволюционировала бы первобытная Европа без света с Востока? Все-таки, шатко ли, валко ли общественная эволюция в Скандинавии происходила без непосредственного вмешательства сколько-нибудь выраженных феодальных отношений, росли вполне полноценные города, а капитализм был по сути своей преодолением, возвращением Европы из пребывания в феодальных недрах Темных веков, полностью отрешившись от коего груза, Европа рванула вперед по лестнице социальной и техногенной эволюции. Греков и римлян в свое время остановила в развитии увлеченность легкими средствами энергетического питания рыночной экономики – физической силой рабов – античный мирок был мал, а варваров вокруг хватало. Но видимо рабство было специфическим приспособлением экономики европейцев к условиям Средиземноморского пограничья – в других широтных условиях серваж так и не получил широкого размаха. Европейцы Нового времени преодолели эту напасть посредством совокупного действия факторов расширения мира до границ планеты, набравшей силу гонки технологий и последовательным следованием принципам социально-экономического общежития, выработанных ещё в доисторической первобытности. Взаимодействие нужно всегда – без свеев, варягов и руси в среде славян не состоялось бы Древнерусской цивилизации. Ну вот разве что Орда на шее древнерусской цивилизации пожалуй была уже излишней.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам