Я памятник себе воздвиг… 23.04.2015 12:59 – 10.11.2019 11:38
Заметки на полях истории
Я памятник себе воздвиг…
12 Мая 2013
----------------------------------------------------------------------
… в России нет больших людей, потому что нет независимых характеров, за исключением немногих избранных натур, слишком малочисленных, чтобы оказать влияние на окружающих.
Маркиз Астольф де Кюстин
----------------------------------------------------------------------
Общаясь с «простыми людьми», коль содержание в разговоре нисходит до высоких материй, а именно до слова о литературе или скорее около неё, приходится не редко слышать оценку личных достоинств наших художников слова – Пушкина и Лермонтова, самых популярных на слух обывателя, и других – зачастую, как оказывается, нелицеприятную, характеризующую их чуть ли ни как личностей нравственно неполноценных. Тем более странным выглядит та степень почитания (кем?) в отечестве сих имен, выражающаяся в почти обязательности наличия памятников им посвященным в каждом «уездном» городе. Однако же следует заметить, человеку, читающему и понимающему Пушкина и Лермонтова, такая форма признательности вряд ли покажется сколь-нибудь адекватной заслугам поэтов. Напротив, человеку далекому от поэзии памятник немного добавит к его образованию. И не является ли такое настойчивое идолопочитание «посмертным братом» тому «кнуту», которого приходилось испытывать пиитам при жизни. (Характерная деталь, предмет обожания Пушкина – Наталья Николавна – была мало знакома с творчеством мужа – маменька и общественная мораль ограждали от «пошлого» чтения, каковым в те времена чаще всего виделось его сочинительство.) Вспоминая другие самые известные имена Русской литературы (Гоголь, Чехов, Блок, Есенин, Цветаева, Маяковский, Бунин и Бродский), можно обнаружить довольно симптоматичную закономерность – не жильцы (последние двое – в отечестве). Шолохов, Толстой и Достоевский и другие, освобожденные служить, умели ходить по краю дозволенного или духовно срастались с общенародной ментальностью, отходя с возрастом от «увлечений» молодости. Фигура Льва Толстого в чем-то близка Ломоносовской, оба успели побороться с системой её же методом – кулаком, не лазая в петлю или «ложась виском на дуло» как Радищев и Фадеев. Но даже те, кто хотел в Россию верить, очевидно вследствие взаимоотторжения между способностью понимать происходящее и самим этим происходящим, нередко рано угасали просто физически, или становились изгоями, или любили родину издалека. Все-таки столь архаичной формации как наша претит образованность, превышающая её естественные потребности в грамотности. Посреди маскарадного подражания Западной культуре конечно выдавались незаурядные индивидуумы, но чего это им стоило? И ведь нельзя сказать, что все выше названные стояли в непримиримой оппозиции к обществу, не было среди них деятельных «Декабристов», «политиков» в полной мере. Многие из них сочиняли и панегирики этой самой Российской ментальности, «духовности», прославляли её предметы гордости («Полтавская годовщина», «Бородино», «Скифы»), кидали режиму лоща. Словно есть что-то «ядовитое» для по-Европейски образованного человека в Российской «субстанции достоинств», приводящей его к неминуемой и скоропостижной гибели, коли он с ней соприкасается. Художник, особенно художник слова, имеющий дело с духовной материей, ценностями и идеалами общества, этот «барометр общественного сознания», он может спорить с ним, влиять на него, и поскольку в России образование, то есть Европейское образование – само по себе дело политической важности, политического выбора – он остается общественным деятелем даже будучи лириком (поэт в России больше чем поэт, вспомним стихи Светлане Михалкова). При чем, в теократическом государстве, какое бы учение оно не исповедовало (Западноевропейский текст ассимилируется под потребности никем не отмененного социально-экономического механизма бытия, а Октябрьская «революция» – нечто среднее между дворцовым переворотом и Пугачевским бунтом – была очередным, на этот раз со сменой и текста, и внешних атрибутов, Российским самозванчеством), образованный будет по меньшей мере «протестантом», по большей – «материалистом». Фактически, получающий настоящее образование, Европейское образование в ортодоксально Азиатской стране автоматически становится политическим диссидентом и тем больше, чем последовательнее он в своем выборе, чем более методичен. Так что шибко большие умы, да и просто образованных людей могло не спасти от мытарств и меча инквизиции и занятие лирикой естественно-математических величин.
----------------------------------------------------------------------
Постскриптум: Подозреваю, что, всё же, общая стоимость производства всех памятников Пушкину в России превысит совокупный доход людей, осиливших полное собрание сочинений великого поэта.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам