Заметки на полях прочитанного (В.В. Долгов, «Функции юридических текстов в Древней Руси (... 26.02.2015 18:40
Заметки на полях прочитанного (В.В. Долгов, «Функции юридических текстов в Древней Руси (на примере "Мерила праведного")»)
Руская правда
Кажется справедливым указание на определенную избыточность письменной кодификации в правовом обиходе исторических восточных славян. Быть может отсутствие каких-либо неординарных естественных природных границ (сравнительное однообразие ландшафта), в купе с низкой плотностью населения в какой-то мере способствовали снятию социального напряжения, гашению социально-правовых конфликтов, замедляли социальную эволюцию, необходимость письменной фиксации правовых норм. Господствующие социальные структуры до некоторой степени находили удовлетворение в устном обычном праве. Например, из письменных источников не известно о существовании у славян института подобного законоговорителям культуры скандинавских фьердов (хотя отнюдь нельзя исключать возможность существования и у славян подобных явлений). С другой стороны, славянская лексема закон (закан) согласно сообщению Багрянородного каким-то образом попала в обиход тюрков-печенегов. Суровые природные условия обитания Восточной Европы (зона рискованного земледелия) неизбежно способствовали выработке у славян соответствующих отлаженных норм коллективной производственной и социальной деятельности, типов собственности и в том числе их правовой (юридической) регламентации (в изустной форме). Появление письменного русского законодательства является прямым следствием формирования институтов цивилизованного общежития у восточных славян, синхронизируется с раннегородскими археологическими пластами и судя по обстоятельствам способствовавшим написанию первого текста «Руской Правды» отвечало самым насущным потребностям общественной жизни. Экстраординарный конфликт (в нем оказались замешаны иностранцы), вспыхнувший в среде двух древнейших (сравнительно удаленных друг от друга начальных координат зарождающейся городской сети) городских общин (киевской и новгородской), выявил недостаточную репрезентативность обычного устного права в социальных условиях городской жизни. Специфика конфликта повлиявшего на создание «Руской Правды» кажется подчеркивает международную (межродовую, межплеменную) природу происхождения права как такового. В социально-этнически однородной среде, каковыми являлись восточнославянские общины-верви, на Русской равнине правовые нормы опирались на многовековые традиции, обычаи знакомые всем и каждому и потому не нуждались быть может до поры времени в какой-либо кодификации. Западноевропейские варварские европейские правды также отражали ситуацию взаимоотношения германских завоевателей с покоренным римским населением (в основании феодальной формации также заложен особый тип коллективной собственности). По-видимому, своеобразие, накладываемое восточноевропейской экосистемой на социальное развитее местных популяций по меньшей мере не отменяла общей направленности социально-правовой эволюции, прослеживаемой в истории европейских этникосов, к каковым относились и восточные славяне, и действовавшей одинаково независимо от того, сколь рано или поздно включались те или иные североевропейцы в ойкумену цивилизации. Поэтому следует все-таки разделять весь период воспроизводства текстов «Руской Правды» по действию разного рода причин на природу её функциональности. С одной стороны - это география и молодость, изолированность, самодостаточность глубинки (восточнославянскую эпоху викингов инициировали сами викинги-скандинавы и она протекала в несколько ином ключе, чем в Скандинавии, иначе когда и кому какие-нибудь «древляне» за каким-нибудь «Оковским» лесом стали бы платить по беле и веверице, по щелягу с дыма) отсутствие античного фундамента, традиционализм, не имеющий специального намерения ниспровергнуть доисторический, первобытнообщинный, родовой строй. С другой стороны, то что в одних условиях могло быть недозрелым, в условиях господства Орды, в процессе строительства азиатской формации (при чем в её одной из самых отсталых разновидностей) оказалось не только избыточным, но в конце концов даже вредным (для политической надстройки этой формации, способной удовлетворятся верноподданническими присягами). А в конце этих концов, после столетий периодичных социально-политических омоложений общества, происходящих все чаще, конституции могут писаться сколь угодно красиво и сколь угодно часто, то есть очевидно до сих пор или теперь уже не представляя ценности, будучи абсолютно бесполезны для господствующего менталитета, как бы и оставшегося примерно на уровне казуалистических времен написания Руской Правды. Но вот вопрос: является ли умение притворяться качеством какого-либо прогресса и можно притвориться тем чего не понимаешь, обмануть кого-либо кроме себя?
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам