Заметки на полях прочитанного (Горский А.А. «От славянского Расселения до Московского царства&... 24.06.2015 21:24
Заметки на полях прочитанного (Горский А.А. «От славянского Расселения до Московского царства»; Поляков А.Н. «Киевская Русь как цивилизация»)
Древнерусские дружины
«Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща»
Прокопий Кесарийский
Городская община-дружина отличалась от любой другой ячейки такого же типа относительными и абсолютными размерами богатства и военного потенциала и брала в свои руки непосредственное административное и политическое руководство в пределах культурно-этнографической территории, где она сформировалась, но стремясь выйти за эти пределы, от чего границы вновь образованных земель не совпадали с границами более древних княжеств-земель древлян, дряговичей, кривичей и других, а городки славян 7-10 веков к 11 веку оказались в основном затерты новой сетью, закинутой из Киева. Город стремился приобресть как можно большую податную территорию, выйти за пределы древних родоплеменных границ, поставить под свой контроль становление на своей земле новых городов, наделяя их статусом пригородов (с обязательством выплат главному городу части полюдья). Богатство позволяло горожанам или их части перекладывать груз непосредственного производства на плечи штата зависимых людей, рабов или арендаторов, трудившихся на их сельскохозяйственных загородных угодьях или в мастерских. Людям не занятым на производстве оставалось руководство этим процессом. Городской размер общины вывел восточнославянское общество на новый политический, государственный виток развития.
Социальные и политические структуры разрастались в соответствии с принципом корпоративности, общинности. Трудности освоения и преодоления пространства (зачистка леса, организация похода в Румское и Хазарское моря) диктовала условия равноправия складчиков. Вервь-дружина-товарищество-мир была единственно возможной социально-политической «сотой», формой социально-политической организации. И она имела свои допустимые размеры, диктовавшиеся необходимостью оправления прямого народовластия (например, форма и размер ладьи диктовал количество участников ладейного похода). Общины и общинники способные разбогатеть на транзитной торговле и военных походах за данью (самый интенсивный способ обогащения в условиях Восточной Европы на то время, обеспечивший в итоге достаточно скачкообразный качественный прирост в 10 веке) обзаводятся городами с усадьбами-дворами. Древнейшие города формируются на основе богатейших общин, союзов общин (по принципу синойкизма) вдоль важнейших восточноевропейских речных магистралей, стремятся их контролировать и связываются в единую городскую корпорацию земель (город с пригородами, боляре и болярцы) с княжескими родами во главе. Политическая независимость пригородов (отказ от уплаты полюдья городу) реализуется по мере роста их экономического и военного потенциала и наличия княжеских кандидатур в роду Рюриковичей, не знающих себе конкурентов по степени родовитости с начала 11 века. Но к моменту обретения этой независимости, относительной или полной восточнославянские земли успевали приобрести русский культурный акцент, транслитерируемый из Киева посредством письменности и религии. Сама Русь-Рус(ь)кая земля политических границ X-начала XI веков в Поднепровье после смерти Ярослава Владимировича навсегда стала достоянием историографии, целиком воплотив себя в сфере «культурного наследия».
За определенным исключением Новгорода, чьи взаимосвязи с Киевом отличались некоторой причудливостью. Ведь, исходя из данных летописей, выходит, что город, без малого полу пригород, основал метрополию и неоднократно наводил в ней порядки, восстанавливая, таким образом, верховенство над собой. Этакий равновеликий, равноправный младший брат. На заре градостроительного бума в начале 11 века Русская правда писалась для жителей Киева – русинов и Новгорода – словен. Русская государственность формировалась как синойкизм, дорога соединяющая дуумвират общин Киева и Новгорода. Кроме общих экономических и политических выгод их связывала одна династия, способная некогда выказать свои достоинства обоим городам (что можно проследить в эпоху от Олега и Ольги до Владимира – время зарождения основ и контуров цивилизации и максимальной реализации князьями своих «общественно полезных прерогатив»), привлечь и удержать их за собой, что превратилось в традицию. Город на Острове (Хольмгард) пересоздал Киевский городок, а Новгород застраивался на протяжении первой половины 10 века, как место сбора словенских бояр (земля словен в несколько раз превосходила по площади начальную Киевскую волость.) Географическая разделенность, военный потенциал, позволявший при случае поучить метрополию, создавала эффект независимого существования, побратимства, компенсирующего, формализующего политическую зависимость, если о такой степени можно вести речь, отношениями действительно оформленными как-будто искони рядовыми обязательствами. Со временем от какой-либо зависимости следов не осталось, но имелась традиция общежития, совместных предприятий, подчеркнутая географической целостностью. Власть киевской общины ослабевала в прогрессии, по мере роста численности городов у восточных славян. И только освещенный временем обычай привязывал новгородцев к русским князьям (Гедиминовичи довольно сильно растворились в Рюриковичах), русской культуре и оставила в ней навечно.
Похоже, Новгород складывался как сенат-сейм лучших мужей словен (кривичей, чуди, мери, веси?) с местом постоянной дислокации, принимая на себя функции органа публичной, государственной власти, перенятых у Острова. Переместившись с Острова в Киев, русская резиденция создавала свою землю на целине, обрастала ею. Если Новгород формируется на определенной, уже сформированной этнической территории и не испытывает потребности разветвленного градостроительства по всей земле, киевская русско-полянская община, лидируя в конкурентной борьбе, наново формирует территорию для будущей этнической общности.
Военно-торговые товарищества-дружины – русь – по происхождению варяги, словены и прочие обзавелись славянским языком, славянскими богами (Перуном и Велесом, Христом) и в течение ста с лишним лет навязали всем прочим восточным славянам своих князей и свою веру. Вовлекаемые русами в мировую культурную жизнь другие славяне возможно не всегда тому противились (если дань была легкой), что сопровождалось городообразованием по обе стороны магистральных дорог Восточной Европы. На протяжении 10 века русы ютились в Среднем Поднепровье, вдоль трассы Из варяг в греки, и иным, не менее важным трассам – здесь расположены древнейшие города – Ладога, Псков, Полоцк, Новгород, Смоленск, Любечь, Вышгород, Киев, Чернигов, Переяславль и наверно другие – наведываясь к соседям лишь за данью. Но уже Владимиру хватило политического веса и сыновей, чтобы вытеснить местные правящие рода на всей восточнославянской территории. К тому времени имя руси для восточных славян имело уже новое этническое наполнение смысла, с родиной в Среднем Поднепровье. При этом ранние города-общины, где не седели прежде наместники киевского князя (независимые или полунезависимые центры городского типа, как Полоцк), были переоформлены, вместе с переносом на новее место самого поселения (куда-нибудь неподалеку от старого). Ещё в середине 10 века широкомасштабные амбиции, виды на лидерство Киева могли быть предположительно поколеблены и оспорены (древлянами), но в дальнейшем уже не подвергались сомнению – слишком очевидны его стартегические преимущества, он был самой удобной дверью всего леса Восточной Европы на юг, да и на запад тоже – этим обеспечивалась его экономическая сила. Нужно было только, чтобы этим кто-то воспользовался с максимальной отдачей.
Городские старожильцы формировали «сословие» бояр, будущих городских землевладельцев, «патрициев», допускаемых к отравлению административных должностей. Свои боляре (от болгары, изначально видимо «богатыри», «общественнозначимые персоны», «общественные, общинные лидеры», «родовые, общинные лидеры, знать», возможно «князья», если слово князь у восточных славян вошло, как иногда считают в обиход позднее) имелись и в пору преимущественного преобладания кровнородственных общин – главы родов – однако втягивание общин-племен в мировую культурную жизнь нарушало строгость их древнейшего по родового принципа формирования, на их место пришла территориальная организация «племен», земель и дружин. Первой такой городской дружиной (не абсолютно первой, но в плане далеко идущих последствий) стала у восточных славян русско-киевская, вступившая в сложные, братско-сеньориальные отношения с дружиной обширной Словенской земли на севере. Исключением, не подвергавшимся каким-либо инновациям, оставалась закрытая каста князей, чей наличный состав обеспечивался лишь одним единственным родом, что было вполне логично, поскольку князь мыслился в категориях языческих представлений живым воплощением и потомком первочеловека, предка-прародителя (за частую эпонимного), в свою очередь являвшегося отпрыском какого-нибудь тотема. Купцы (по меткому наблюдению все население занятое в торгово-ремесленной, производственной деятельности, а не только «торговцы») и житьи по-видимому кое-где, как в Новгороде, не допускались к отравлению административных должностей, закрепленных наследственно (сословно) за родами причастными к основанию политического центра племени-земли, города или ещё более древним традициям. В этом заключалось задерживающее действие кровнородственных представлений. Очевидно, русские бояре были склонны и зачастую наверное не без оснований возводить свое происхождение к боярам родоплеменных образований, дожидавшихся в глуши Восточной и Северной Европы начала Эпохи Викингов. Та же устойчивость и преемственность содействовала длительной консервации семейно-родовой номенклатуры в отношении именования рядовых, младших членов предприятий-товариществ-дружин – отроки, детские. В дальнейшем в ходе социальной эволюции судьбы этих понятий расходятся. Близкий им термин холопы «молодые воины» (в родстве с холост-) со временем девальвирует свою социальную ценность, приобретает новое социальное значение «слуг» (а в собственно Руси им означают и экономически зависимые категории), возможно также под влиянием соседей, где Треллеборги, опорные пункты служебной королевской организации выполняют функцию родственную холопьим «воинским» городкам (вспом. города Воинь, Витичев) – военно-административным базам земель, их КПП, городкам, выполнявших специализированные задачи охраны земской территории, общеземским крепостям, местам сбора земских ополчений (типа известного шведского Рослагена, пункта сбора морского, гребного ополчения-ледунга). Отроки со временем устаревают, покидают сферу социальной лексики. Социальная роль бояр, болярцев, детских в монгольское время постепенно трансформируется.
Как всюду в мире, на Руси уделом людей освобожденных от ручного труда становилась сфера руководства (посадничество по пригородам, сбор налогов, вопросы войны и обороны). К сожалению, летописи не приводят данных о процессуальных нормах функционирования веча. Возможно, веча и не собирались регулярно, каждодневно или являлись представительными (не у всех общинников могли быть челядь, холопы, арендаторы, помощники в работе и возможность все время заседать на «агоре»). В конце концов, не каждый представитель мужской половины добивался статуса «бонда»-домохозяина, способного представлять себя на народном собрании. Но архаические общества вполне охотно перекладывают бремя управления на своих лучших мужей. Более того, право на руководство для знати было в неменьшей степени и обязанностью. От родов отмеченных удачей и изобилием (что при равных для всех условиях означает вмешательство потусторонних сил, покровительство богов) общество было вправе ожидать соответствующего вклада, участия в общественной жизни. Имущественная дифференциация и территориально-общинное деление абсолютно не совпадали. Древнерусская «знать» не составляла какого-то юридически замкнутого сословия с определенным законом имущественным цензом, их статус и положение в обществе целиком зависело от их управленческого профессионализма и накопленного деятельностью предков уважения в обществе, покоился на негласной традиции и не везде был одинаков, восходил по началу к местным обычаям хорватов, кривичей, вятичей и им подобных (вспом. «сильное» галицко-волынское и новгородское боярство, стремящееся или оттесняющее Рюриковичей от фактического участия в управлении). Русская Правда знала только две градации в уплате возмещения за жизнь свободного – в более ранних Варварских Правдах их могло быть больше. При этом бояре в Краткой «Правде» по какой-то причине не упоминаются – то ли они, как и князь, потомки родовых старейшин вне закона, то ли воспринимаются как органическая часть «гражданского общества», общинные лидеры, взаимодействие с которой княжеской власти вызвало к жизни сам документ (вспомним прецедент послуживший к созданию – ссора княжеских наемников с горожанами). Людям любого происхождения и профессии (40 гривен возмещения) противопоставляются княжьи мужи, на службе у князя, будь то даже слуги, тиуны, огнищане (чадь), то есть близость к священной по языческим представлениям персоне заметно повышала социальный статус человека или компенсировала сам род служебных занятий. Харизма княжеской власти особенно возвысилась, достигла наверное максимума своих пределов усилиями и амбициями Владимира Святославича, который после всех своих свершений оказался способен поставить ультиматум всем киевлянам креститься, пригрозя им личной враждою в случае отказа. (Престижа княжеской власти, накопленного Владимиром, хватило его внукам и правнукам, так что весь XI век можно было бы назвать «веком князей», христианизация, главными проводниками которой они тогда являлись, даже усиливала их сакральную ипостась – на страницах летописи они главные действующие лица, наиболее инициативные – но время очевидно работало не на них. Расправа киевской толпы с Игорем Ольговичем в 1147 году – верный симптом менявшегося положения князей.) Ранее такой властью над духовным настроением в обществе его отец Святослав не располагал, как древний вождь племени, всегда вынужденный демонстрировать свою потенциальную силу личным примером, и не крестился лично, как Ольга, дабы дружина не смеялась, которая в те поры, при князе, вскормленном с малолетства общиной, из этой общины целиком и состояла, совпадала с племенным ополчением и его знатными представителями. Так что от бояр, думцев – советников князя, которые ратифицировали, принимали или отвергали его какие-либо намерения-предложения, требовалось максимум мастерства, прозорливости в угадывании мнения, отношения всей городской общины, земли в целом по этим запросам. Т.е. если древнекитайская цивилизация для нужд централизованного управления выработала, как наиболее эффективный способ пополнения кадров, экзаменационную систему, в варварской общинно-демократической Европе магистральным, наиболее эргономичным способом формирования публичной власти было выделение немногочисленной аристократии-боярства, соревнующихся за короткий список административных должностей и целиком ответственных за принятие решений народного собрания (а в первобытной древности и за погоду в небе, как у исторических шведов, хазар). Закономерно при этом, что чем суровее и изолированнее (от потенциальной агрессии) была среда обитания, тем эгалиттарнее, демократичнее выглядело социальное устройство общества (в Западной Европе полноценные государства республики Средневековья – Исландия и Швейцария). Не исключено существование некой постоянно действующей коллегии-думы, выносящей совместно выработанные идеи-предложения на решение городского веча. Однако и для эпохи расцвета Новгородской республики, с пиком развития в 14 веке, (оставшейся к тому времени вместе с Псковом и Вяткой последними самодостаточными русскими республиками, что также не препятствовало «аристократизации» управления) летописи пестрят свидетельствами соперничества, соревновательности в среде бояр за престиж указотворчества и выгоды руководства. При этом отсутствие неприкасаемости благотворно воздействовало на меру чувства ответственности «руководителей» общин. В пользу того положения вещей видимо говорят характерные формулировки летописи в описании ряда событий, свидетельствующие как будто об единодушии в принятии решений общин в целом и их представителей. Пренебрежение же общественным мнением могло обходиться боярам не дешевле чем князьям: поток и разграбление, изгнание (остракизм), казнь. Примерно так, достаточно архаично, своеобразно выглядела демократия в условиях климата Русской равнины.
Со временем можно наблюдать тенденцию к уменьшению значимости княжеской власти во внутренних делах русских земель. Все усложняющаяся социальная жизнь русских городов постепенно суживала область приложения полифункциональной по своей природе, покоящейся ещё на языческих представлениях княжеской власти. Внутрикастовые интересы князей могли расходиться с чаяниями и потребностями волостей, с государственными интересами. Время великих князей организаторов-устроителей, политиков, полководцев, просветителей проходило. Все больше, пусть не везде ровно (Северо-восток Руси испытывал состояние перманентной колонизации – наверное, здесь князьям было, где себя показать) проявлялось качество избыточности княжеской власти. Из «поборников» Русской земли князья превращались в её обычных, заурядных «потребителей». Такие деятели как Мстислав Удатный были скорее исключениями из правила, своего рода «романтиками».
Экономическая питательная среда княжеской власти (процент с полюдья) существенных изменений не испытывала, типологически все мене отличаясь от доступных средств к существованию любых других участников экономических отношений. Уходили в прошлое «одиссеи», походы за добычей к соседям «Золотого», «Былинного» века Олега—Владимира, когда княжеская харизма оказывала большое впечатление на современников и летописцев. В отличие, скажем, от Польши на Руси не сложилось так называемой «служебной организации» (типа трех тысяч воинов на содержании польского короля) – русы достаточно глубоко инкорпорировались в социально-экономическую жизнь сравнительно более эгалитарных восточнославянских обществ. Собственно говоря, усиление общественно-политической роли княжеских прерогатив как раз и связано с варяжским, или русским компонентом древнерусской цивилизации. Кажется что у самих восточных славян значение их природных (?) князей могло быть более «декоративным». Ведь столь незаурядное объединение в одной политической системе всех восточнославянских племен было возможным под единым «командованием», практически единоличным по своей смелости. И похоже никто среди славян не проявлял таких амбиций. Так что древнерусская культура оказалась специфицирована своим особым княжеским колоритом. Природа княжеской власти состояла в её полу священном, традиционном характере (вспомним мотивировку захвата Киева Олегом) – князь мыслился естественным соучастником политического действа, выступал при случае распорядителем собственности, по-видимому, по обычаю формальным (в дальнейшем в разных землях спектр княжеских функций мог варьировать). Хотя нельзя не сравнить такое состояние с принципом разделения властей, философски обоснованном западноевропейскими мыслителями Нового времени, и в данном случае имеющим вполне естественную природу на начальных этапах произрастания. Собственные, личные дружины князей типа классических германских, связанных личными клятвами, обязательствами, рядом, описанных ещё Тацитом и может вообще мало характерных, частных для славянских обществ с их дружинами-ополчениями, родовыми, племенными «мужскими домами», градуирующимися по возрастному критерию (дружины юношей, юнаков, отроков, холостых и дружины мужей во главе с нарочитыми и старейшинами), дружины князей были абсолютно малы – от нескольких десятков до нескольких сотен ремесленников от войны на содержании, кормлении князя, наемников, даже живущих на его дворе. Кажется, смены нанимателя и неоднократные у воинов были не редкостью. И главное, эти частные княжеские, боярские профессиональные армии, общества друзей, войска, рати не имели-таки у славян специфического обозначения, во всяком случае собственного (гридьба, гридница популярные в северных землях – скандинавизм). А столь популярная дружина привычно могла объединять деятелей весьма далеких от военных занятий. (Позднее при монголах в новых социально-политических условиях будет выдвигаться роль двора, дворни, дворян, составленных прежде всего категориями наемников и зависимых слуг, начиная от рабов.) Реальная военно-политическая сила князей обеспечивалась их способностью уживаться с землей. Тут уж были не в силах происхождение или место рождение князя. Следует видимо разграничивать отношения между городами, между княжеские и отношения князей с городом. Любечский съезд не делил территорию Киевской политии между князьями, не являвшимися её собственниками, владельцами (володеючи каждо родом своим, каждо родом своим владяше, владети сами собе – формулировки смейно-родо-племенного права, которому наследовала древнерусская политическая система). Съезд регулировал сферы «кормления» внутри княжеского рода, где князьям следовало «пытать счастья» (при всей внешней несерьезности сравнения оно обладает некоторым сущностным родством с положением Рюриковичей – «дети лейтенанта Шмидта»). Собственником земли и доходов с нее являлась вся земля-волость в целом, «государство», оно же город, городская община, которую в действительности составляли все свободнорожденные коренные жители земли (члены общин землевладельцев) не зависимо от места проживания в городе ли, на селе ли, в пригороде (отсюда римляне, новгородцы/-ские, ростовцы/-ские, смоляне/-ские, галичане/-кие, волыняне/-ские, руские/-тии). Как и не являлись собственниками Новгородской земли новгородские бояре – прямые наследники общесловенского города-совета – лишь в 14-15 веках за счет накопленных поколениями на полюдьях и данях у чуди средств представили руководящей «касты» словен стали активно скупать в частную собственность угодья в своих и чужих пятинах. Следует также оговориться о том, что с сословным делением по большому счету древнерусское общество было не знакомо. Единственно заметная «сословие-каста» бояр также при случае могла видимо пополняться новыми представителями и может не имела общепризнанных у восточных славян характеристик. Не исключено, Новгородская «республика» была одной из самых «аристократичных» по форме правления среди древнерусских земель, а у радимичей и вятичей, коль они переселились с ляшской стороны (весьма вероятно из Подунавья, начиная от сопредельных с франками территорий), что не проходит незамеченным для приднепровских автохтонов, то есть произошло на их некой протяженности бесписьменной памяти (для славянской топонимики Новгородчины в свою очередь напрашиваются аналогии на водоразделе Балтики и Черноморья, как впрочем и для ряда радимичских топонимов в Верхнем Поднестровье), поднепровский термин бояре мог бы быть даже не востребован. С другой стороны, в Приднепровье, на Северщине социальная лексика сверх боляр-бояр (и не исключено кагана, взамен князя) оказывается обогащена ещё одни тюркизмом быль (черниговские были), того же корня что болгарский боила.
Слово смерды «вонючие от работы, чернорабочие» являлось возможно ненормативным обозначением сельского населения вообще, точнее населения занятого сельскохозяйственным трудом, земледелием и скотоводством или «грязной работой» или быть может столь же ненормативным обозначением того же сельского населения других земель-волостей или их населения в целом, как находящегося в «политической» зависимости, примученного данями, а может даже и не только сельского, а занятого в поте лица на производстве продуктов потребления вообще. В процессе ускоренной социальной эволюции, активизации межземельных, межплеменных отношений (война Киева с древлянами), наблюдавшейся у славян с IX-X веков обозначение смердов могло актуализироваться на статусе работников «рабов», наиболее важным источником пополнения коих у славян являлся плен. Предполагается, что эту же социально приниженную категорию слово смерды обозначало у славян и ранее, подчеркивая изначально скорее даже обстоятельство их чужеродного, чужеземного происхождения, а не характер трудовой деятельности. Попадание в холопство, закупничество и тому подобную социально-экономическую зависимость своих, членов своего рода-племени стало возможным по мере роста имущественной дифференциации, нарушения старых кровно-родственных связей, общин, там, где этот распад наиболее бурно происходил и далеко заходил. Руськая Правда фиксирует категорию смердов, несмотря на всю возможную ненормативность, расплывчатость понятия уже (что вообще свойственно облику славянской доморощенной социальной лексики – вятшие, детские, отроки) как вполне привычную, социльнозначимую (или сама придает ей впервые такой «документально-официальный» вес), что надежно согласуется с повышенным интересом варягов, русов и их торговых партнеров на Юге к работорговле (в речи Святослава челядь четвертая в списке русских экспортов) и каковой интерес вполне естественен при низком валовом прибытке от полюдий и даней. Видимо смерды-работники-рабы стали заметным персонажем социально-политического пейзажа ранней Руси. Впоследствии, по мере уменьшения значения межплеменных войн (хотя междоусобные «межгородские» и «международные» войны оставались таким же источником пополнения класса работников), работорговли, с прекращением дальних походов и превращением бывших пактиотов в древнерусских горожан и селян слово смерд возвращает свое жаргонное амплуа, как это происходило, например, с отроками, амплуа которое оно впрочем никогда и не теряло (вспомним реплику Олега Святославича о нежелании выслушивать суждения о нем, суд епископов, игуменов и смердов, где последние красочно отзеркаливают мужей отцов наших в послании Мономаха). Однако под влиянием Русской Правды слово смерд видимо становиться общерусским достаточно популярным соционимом для употребления в третьем и втором лицах в отношении свободных селян (в первом и втором лицах это могли быть огнищане) на протяжении истории домонгольской Руси и позднее и тем более в отношении работников, челяди, холопов. И быть может не только по отношению ко княжеским (или земским?) смердам, постепенно сменяясь, по мере уменьшения значения частного и земского рабства и усиления социальной градации в монгольское время (в лексиконе летописей появляется сигнализирующее слово чернь), гораздо более эндоэтнонимичным в сравнении со смердом крестьянином (и выглядящим почти антитезой огнищанину) в значении «сельского обывателя». Рабство, работорговля по отрывочным сведениям (летописи посвящены обычно ссорам князей или скорее городов, фиксируют природные явления, поставления и смерть церковных иерархов, князей) существовала на всем протяжении истории домонгольской Руси, но о широте его размаха можно строить предположения. Уместно вспомнить о правовом оформлении рабства у славян вообще, как он реконструируется по письменным источникам, каковые традиции вероятно наследовало и древнерусское рабовладение, хотя естественно положение рабов должно было стать более жестким в связи с появлением категорий разного рода зависимости. Руская Правда была составлена впервые по горячим следам прецедента, конфликта, где оказались замешаны иностранцы, варяги, в восточнославянском обществе долгое время до того и в привычном обиходе после того довольствовавшимся обычным правом (вспомним отлаженную практику рядований в летописи с целованием креста и до креста). Правда зафиксировала терминологический срез начала, середины XI века, несущий преемственность к родовым обычаям (характерное отсутствие бояр, возможно южновосточнославянских по происхождению, в Краткой редакции) и «раннегосударственным» проявлениям, и продлила его жизнь.
Исследователи отмечают риторический, панегирический контекст употребления по отношению к некоторым незаурядным князьям (Владимир, Ярослав) царственной титулатуры, типа каган или царь (надо не забывать, что первые русские литераторы были по обыкновению люди церковные, со специфически акцентированным мировоззрением, хотя порою не чуждались уважения к своему языческому прошлому и поддавались искушению идеи богоизбранности славян и Руси). Очевидно, попытки серьезных, далеко идущих притязаний на царственность князьями (первыми среди равных) вкупе с официальным использованием соответствующей терминологии в условиях древнерусской политической действительности вызывали бы непонимание в обществе, оказались бы не услышанными. Можно также вспомнить о трудностях идеологического обоснования самодержавия, которые приходилось преодолевать первым московским независимым правителям – для Руси XV века авторитарность ещё была трудноусвояема. Всякий жизненный шаг опирается на традицию, а традиции самовластия на Руси как раз и не существовало. Так что Ивану Грозному для лучшего закрепления в сознании населения этой инновации, оправдания значения провозглашенного титула приходилось прибегать к акциям массового террора. Новая царская власть буквально завоевала своих подопечных. И конечно же это политическое действо опиралось на солидную экономическую базу. Поскольку как бы мягко не выглядел внешне протекторат Орды над Русью, экономическая суть сложившейся ситуации состояла в том, что хан (по меньшей мере «царь», «император», тогда как мурза – «князь») являлся полноправным собственником Русской земли, по праву завоевателя. Поначалу бывший наместник и единственный наследник хана, великокняжеская, царская власть могла теряться от свалившихся на неё широчайших возможностей, но постепенно привыкала к «хорошему», пока при Иване Грозном в полной мере не реализовала свои потенции.
Характерно, что в событиях 1223 и 1237-1241 годов русские князья себя никак особо не проявили с положительной стороны ни в политике, ни в военном деле (существует даже подозрение на договоренность с Батыем Ярослава Всеволодовича, уже к тому времени прославившегося открытием новой большой главы перечня «беспринципных» методов борьбы в истории Руси) и уже в конце 12 века у них впервые появляются конкуренты на право княжения в русских землях, сначала венгры (потомки Анастасии Ярославны). Менявшееся социальное положение князя наверное не требовало может быть как раньше от него каких-то специальных качеств и умений, недоступных простому обывателю или воеводе, тысяцкому, посаднику, выборных из бояр. Князья небольшой Рязанской земли, всегда находившейся под «присмотром» половцев, первыми встретили «стихийное бедствие» по старинке, в поле (вспом. литературные стереотипы образцового княжеского поведения – аще моя голова ляжеть, то промыслите и собою) и чуть все не погибли – их примеру уже никто не последовал. Уровень же городской самоорганизации, будучи совершенно адекватен потребностям древнерусской и вообще европейской цивилизации (к примеру, многие русские города обносились весьма солидными укреплениями, однако в междоусобных войнах русские редко брали города приступом, иногда осаждали, а в Новгородской и Полоцкой землях городская плотность была вообще заметно ниже), оказался не сопоставим с мощью военной машины
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
Комментарий автора к комментарию гостя
Сам не читаю по-арабски, но доверяю профессионалам в области источниковедения и серьезным научным изданиям: Новосильцев А. П., Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Петрухин В. Я., краткая и пятитомная хрестоматии "Древняя Русь в свете зарубежных источников", альманах "Древнейшие государства на территории Восточной Европы".
Древнейшим достоверным сообщением о русах в восточной литературе общепризнано известие Хордадбеха. Арабские известия не редко страдают анахронизмами и все упоминания так называемых русов-русских ранее 9 века общепризнано всерьез не воспринимаются ни в отечественной, ни в зарубежной науке.
Знатоки не исключают случаев применения восточными авторами и переписчиками, современниками исторической Руси, к ираноязычным этнонимам типа роксоланы, рохо – когда речь шла о событиях времен предшествующих Руси русского этнонима. Восточные славяне также могли бы быть интерпретированы в далеком прошлом такими же русами-русскими как и в 11 веке. Также не редко неверное понимание, прочтение источников, например, греческого слова «красный» (красные хеландии).
И Греки, и арабы, по их же словам по примеру греков (кажется у ал-Мас’уди), обзывали и германцев, и славян «рыжими» или «краснокожими» (от характерного кровянистого загара блондинов), каковые понятия в индоевропей¬ских языках могут обслуживаться одним и тем же праиндо¬европейским корнем, быть схожи внешне как и по сути (славянское русый от рудсый). Но если бы восточные славяне соблаговолили воспринять это свое прозвище (в одном ряду с «черными», «чернокожими», «желтыми», «желтокожими», нигерами, «желтоголовыми» и т.п.) в качестве самоназвания, то к концу 11 века рускими (грамматическая форма принадлежности на вопрос чей?) запросто могла бы оказаться большая их часть, а не только одни поляне (яже ныне завомые русь). Наконец, судя по всему представление о «рыжести» или «краснокожести» именно исторических русов, а не кого-то ещё возникло в результате обыгрывания в других языках (через частое посредничество прибалтийско-финских языков – руотси/роотси) профессионального термина викингов-варягов (ruþ, roþ, roþs-), беспрестанно беспокоивших своих соседей с началом Эпохи викингов, и превращавшегося у других народов в собственно название викингов-варягов. Славяне видимо изменили только фонетическую сторону вопроса (они были сами такими же «рыжими» и «краснокожими» как и викинги) и до¬вольно существенно (могло быть бы и как-нибудь вроде руц-, на что обращалось иногда внимание историков), и наверно по мере оседания и мирной славянизации, растворении варягов в Среднем Поднепровье, создания здесь земли-государства. Греки и арабы удачно подчеркнули свое внешнее отличие от северных варваров, используя славяно-финские и германские слова. Ориентирами для фонетического приближения у славян и в языке самих варягов могли бы послужить даже несколько омонимов с разными значениями (кроме «красного, рудого цвета»), удовлетворяющих самосознание творцов и жителей новой земли.
Комментарий автора к комментарию гостя
«Подозревали» и очень сильно, поскольку имя Рюрик впервые востребовано в именослове Рюриковичей во второй половине 11 века, а имена отцов-основателей династии Володислав (западнославянское «владеющий славой»), Святослав (восточнославянское «совершенно/идеально/ полно – славный») и Владимир (калька с германского Вальдмар «владеющий славой») являются точным эквивалентом или близки скандинавскому «Славой могущественный» и возможно отбирались не случайно.
Комментарий автора на комментарий гостя
В славянских языках корни рус – и рос – не могут быть однокоренными, гласные в них происходили бы от разных индоевропейских дифтонгов. Во времена Кия, Рюрика, Владимира и Нестора реки Рось и Росава, произносились ещё с редуцированной гласной, т. е. без нее – Рса и Рсава. Бассейн Рси Русь прочно освоила только в 11 веке, но и позднее в степях между Рсой и Киевщиной было удобно держать "своих поганых" заслоном от других поганых. Велесова книга знаменита среди лингвистов как одна из самых наивных, неумелых подделок когда-либо создававшихся. Человек её придумавший мог читать по-церковнославянски и был сведущ в каких-то разговорных славянских языках. Поэтому "язык" его включает компоненты разных славянских языков на всем протяжении их истории и главное языковые явления известные только с Нового времени. Больше отвечать не буду, разговор исчерпан.
Комментарий автора
Все давно предоставлено. Вы даже можете найти видеозапись лекции одного из крупнейших отечественных филологов Зализняка А. А., посвященной ВК. Древнейшей рукописью на территории Руси является новгородская цера первой четверти 11 века. Возможно древ-й слав-й рукописью вообще являются Киевские глаголические листки чехо-моравского происхождения 10 (или даже одтельные записи 9) века. Есть и другие южнославянские манускрипты 10 века. Возраст ВК, таким образом декларируется, но не может быть доказан ввиду отсутствия самой рукописи, артефакта как такового, а её так называемый "язык" не понял бы не один книжник 10-11 веков, знающий литературный старославянский язык и его местные вариации (приспособления к местным наречиям) в том виде как они известны.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам