Заметки на полях историиДве беды России и другие «приятные мелочи»Отсутс... 18.03.2015 12:47
Заметки на полях истории
Две беды России и другие «приятные мелочи»
Отсутствие общеупотребительного «языка» создает ситуацию, когда каждый говорит о своем, и никто друг друга не понимает. Поэтому дураком тут способен оказаться совершенно любой. Даже гениальный ученый, основоположник новой науки и полиглот может умереть в тюрьме от голода. Элементарное неумение держать ложку в разговоре ставит под сомнение существование коммуникаций, в том числе и дорог.
Россия сможет догнать и даже перегнать Польшу, Швецию, Францию и Америку, если эти последние научаться жить «задним умом».
Когда западный человек сталкивается с чем-то непонятным, он по привычке поступает согласно инструкции, закону. Россиянин – этот извечный «новатор», «революционер», не знающий традиции – в подобной же ситуации поступает так, как ему хочется. Другой же россиянин, опоздавший, делает как придется, в надежде успеть первым к следующей раздаче. Поэтому так периодичны и резки в России смены рулевых, сопровождающиеся и сменой названия руля (Русь > Рос(и/е)я, Расея > Россия, Российская империя > СССР, РСФСР > Россия, Российская федерация) и перекраской (с белого на красный, с красного на голубой и т.д.), постоянным поиском новой символики. Ибо менталитет грабителей слишком архаичен, чтобы мериться с какими-либо традициями.
Полная «свобода» в России наступает в периоды междуцарствий (между Иваном Грозным, Петром I, Павлом I, Николаем I, Иосифом Сталиным), когда произвол, по обыкновению – привилегия власть имущих – становиться доступным любому желающему россиянину.
В первобытных обществах, ещё до возникновения обычного права, в области идей, сознания видимым регулятором общественных отношений являлась мораль, она была одинаковой для всех и известна каждому в маленьком коллективе. Базовые экономические отношения цивилизованного капиталистического общества не могут обходиться без закона, правовой системы, юриспруденции. Россия застряла где-то посредине – здесь уже у каждого своя мораль, ибо слишком выросли абсолютные размеры социума, а законы используются как средства контрацепции.
Существуют культуры крайне неохотно, из под палки, меняющие и свой внешний вид, и внутреннее содержание – таких большинство. Существуют культуры, оберегающие свою внешность, но при этом трансформирующиеся внутренне. Есть, однако ж, и такие, которые меняя свою внешность на диаметрально противоположную, патологически не способны измениться внутренне. Не хватает палки?
Отсутствие в культуре традиции соблюдения законов и технологий формирует в общественном сознании патологию интеллектуальной распущенности.
Воровство и коррупция существуют там, где есть давняя традиция исполнения законов, которые конечно можно и нарушить не без риска. Но скажем в целом, усредняющее действие многовековых стереотипов таково, что выгоднее, дивиденднее уличить в коррупции кого-то, чем рисковать самому. Если же нарушать нечего, если конституции пишутся каждым новым поколением «управленцев», никакие размеры воровства и коррупции или произвола и преступления против человечности не могут быть просто адекватно осознаны. Воровство и коррупция при этом воспринимаются как естественный, вполне приемлемый, порою единственно возможный способ производства в условиях господства теневой экономики, у которой рыночная экономика и капиталистический способ производства будут находиться в услужении.
В каждом россиянине сокрыт потенциальный Ленин способный построить все что угодно в отдельно взятом заповеднике.
Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам