@sergeybereg

Иванищев Роман

О рисунке «Коллектор» 20.06.2022 10:35 – 19.08.2023 01:22

«Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь…» - сборник египетских гимнов Книги Мертвых.

На графическом листе изображена сцена противостояния египетского бога и римского философа. В реальной жизни один персонаж — миф, а другой — человек. Бог Анубис был придуман людьми, чтобы помогать и защищать. Философ Марк Аврелий воспитал своего сына Коммода для забавы. Мудрость у людей - ценность, она же у богов - хитрость. Рядом с анубисом забинтованный человек.

Коллектор. Ватман, графит. 80х60 см. Художник Иванищев Р. Год создания 2020. Девятая работа из серии

Коллектор. Ватман, графит. 80х60 см. Художник Иванищев Р. Год создания 2020. Девятая работа из серии "Камни графитом".

По железным конструкциям, посреди заводских труб шествует Анубис — бог с головой шакала, «страж весов» на суде Осириса. В левой руке он держит "ключ жизни" похожий на гирлянду изоляторов. В правой руке он держит невидимый человеческому глазу камень. Это бог Анубис крепко опутал тело человека бинтами, подвесил и обездвижил его. Бинты из крепких льняных трав, благоухают миррой и кассией. Анубис — бог бальзамирования, смерти и подземного мира, хранитель ядов и лекарств. Первый раз, таким образом, он оживил самого Осириса. Шакал Анубис приносит камни, складывает их в суму. Сума от камней тяжелая.

Что на самом деле происходит с центральным персонажем картины? Художник решил оставить это за скобками. Неявно, но скорее всего, они идут на «Суд Осириса». Бог Осирис — царь подземного мира и судья душ умерших. На суде будут «великие весы» богини Маат. На одну чашу этих весов будет помещено сердце — вместилище души умершего, на другую — перо богини истины и правды Маат. Именно здесь решается, будет ли сердце покойного съедено чудовищем Аммат или умерший продолжит свою жизнь в тростниковых полях Иалу. «Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь…»— так начнет свою речь покойный на суде в чертогах обоюдной правды. Так сказано в Книге Мертвых.

Камни - что это? Под влиянием одних сил они создаются, под влиянием других разрушаются. Сначала был один камень, а теперь их много. Камни разные: тяжелые, цветные, твердые и ломкие, полезные и ненужные.

Есть ещё особый вид камней – камни-невидимки. Они тяжелые, острые и могут причинять боль. Их раны тоже невидимы, но боль реальна. Свойство этих камней в том, что они всегда возвращаются к тому, кто их бросил. Жрецы Анубиса, движимые волчьим духом своего господина, возвращают владельцу его невидимые камни. Эта встреча незабываема.

Но что делать с этим камнем, который не виден человеческому глазу? Этими вопросами задавались все живые существа с древних времен. Как правило, эти камни пытаются передать другим. Методы для этого весьма разнообразны: от простых способов до самых замысловатых. Их можно носить с собой, но они отравят все внутри.

Есть еще один способ – надо его съесть. Целиком такой камень проглотить нельзя — отравишься. Были случаи летального исхода. Кушать такие камни надо уметь. Во-первых, берегите зубы, не жуйте, а глотайте. Принимать небольшими кусочками, как лекарство, утром и в полдень. Крупные камни при такой дозировке можно проглотить за пару лет.

Некоторые ученые грызут «гранит науки» — это просто красивая метафора. Камни-невидимки - лекарство. Они исцеляют внутреннее уродство. Своим ядом они изгоняют нечистоты из сердца. Любители мудрости изучают, как не получить свои камни.

На графическом листе за богом Анубисом с его «мумией» стоит Коммод, сын философа Марка Аврелия. Он держит козла на поводке. Козел послушно смотрит на своего хозяина. Сын философа улыбнулся ему в ответ.

Философия заставляет Коммода избегать многих камней. Поэтому его сердце полно боли. Козел - его утешение. Сын философа спускает козла с поводка. Боль немного утихает. Козел бежит навстречу судьбе. Пусть гуляют.

***

Это девятая работа, предпоследняя, из серии "Камни графитом". Восемьдесят на шестьдесят сантиметров – это стандартный размер ватмана, удобный для композиционных решений. Достоинством графитного карандаша является хорошая растяжка тона.

– Почему современный индустриальный пейзаж соседствует с древними архаичными героями? – возникнет у вас вопрос…

– Потому что в мире камней ничего не меняется, – ответит вам кто-то…


0



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам