“В чем наша проблема?” (What’s Our Problem?) – краткий обзор книги
В чем наша проблема? объясняет, что происходит в наше время, почему все кажутся сумасшедшими и как функционируют, падают и процветают общества, используя множество оригинальных схем, чтобы дать нам новые, лучшие способы мышления и общения в нашем сложном мире.
В интервью 2018 года, Тим Урбан, писатель и художник, стоящий за Wait But Why, поделился мысленным экспериментом: Если бы все 100 000 лет истории человечества уместились в 500-страничную книгу с расчётом 200 лет на страницу, то первые 450 страниц были бы посвящены охотникам-собирателям. Как скучно!
Только на последних 50 страницах все набирает обороты, от Иисуса до Просвещения. Но на последней странице вы потеряете рассудок. Внезапно у вас появляются автомобили, телефоны и две мировые войны. Вы читаете о самолётах, интернете и высадке на Луну.
С этой последней страницы все и начинается. Это время, не похожее ни на одно другое в истории, и поэтому так важно, чтобы мы – люди, живущие сейчас на этой последней странице, – поняли все правильно. Иначе книга может закончиться на следующей странице.
Поэтому Тим написал «В чем наша проблема? (Книга самопомощи для обществ) . В то самое время, когда экспоненциальный технологический прогресс открывает новую эру, мы, похоже, теряем рассудок. Когда мы стали настолько озлобленными и неспособными к общению как общество? Урбан предлагает несколько идей и решений.
Вот 3 самых важных урока из этой книги:
- «Лестница» показывает нам 4 основных способа мышления, и некоторые из них лучше, чем другие.
- Чтобы политическое управление функционировало, высокопоставленные мыслители должны работать вместе.
- Если мы хотим изменить общество к лучшему, мы должны проявить осознанность и смелость.
Давайте разберёмся с «нашей проблемой»!
Существует 4 основных способа мышления, и они функционируют как лестница.
Самая важная концепция из книги – это то, что Урбан называет «лестницей». «Лестница» – это 4-ступенчатая вертикальная схема, показывающая, что то, как мы думаем, важнее того, что мы думаем.
У каждого из нас есть «высший разум» и «примитивный разум». Более новые части нашего мозга способны к разуму, сдержанности и вдумчивому анализу. Более старые части, однако, просто хотят, чтобы мы ели, спали и размножались. В зависимости от того, какая часть в данный момент является главной или, по крайней мере, более сильной, мы будем мыслить как один из следующих четырёх архетипов, каждый из которых находится на более низкой ступени лестницы, чем предыдущий:
- Учёный – Мы действительно думаем сами за себя. Мы собираем информацию, строим гипотезы и готовы изменить своё мнение при появлении новых доказательств.
- Спортивный болельщик – Мы немного более предвзяты. Мы по-прежнему принимаем правила игры, но очень хотим, чтобы наша команда победила. В то, что хорошо для нашей команды, мы, скорее всего, поверим.
- Адвокат – Когда примитивный разум берет верх, мы становимся адвокатами, отстаивающими свою точку зрения, невзирая на факты. Адвокат всегда в команде своего клиента. За это ему платят. Поэтому, если клиент хочет быть невиновным, он будет неустанно работать, чтобы доказать это – даже если это неправда.
- Фанатик – Мы не лучше религиозных фанатиков, отвергающих любую инакомыслящую информацию. Мы отчаянно держимся за свои убеждения и яростно их защищаем. Никакие факты или иные мнения не заставят нас передумать.
Независимо от темы и ситуации, вместо того чтобы спрашивать: «О чем думает этот человек?», мы должны спросить: «На какой ступеньке он сейчас находится?» Только на более высоких ступенях мы можем вести настоящий интеллектуальный дискурс и решать проблемы человечества. Что приводит нас к…
Политика функционирует только тогда, когда высокопоставленные мыслители с разными точками зрения работают вместе.
Политики, которые ясно мыслят, занимаются в основном тремя вопросами, говорит Урбан:
- Что есть?
- Что должно быть?
- Как мы переходим от того, что есть, к тому, что должно быть?
Часто левые и правые расходятся во мнениях только по третьему вопросу. Поэтому, даже если они могут спорить о методах достижения прогресса, совместное начертание пути вперёд обычно возможно. Это полностью проблема отношения: открыты ли вы для чужих идей и готовы ли работать с человеком с другим мировоззрением?
Пока политики разделяют такое отношение, управление идёт нормально. Высокопоставленные мыслители отличаются друг от друга в том, что они думают, но соотносятся друг с другом в том, как они думают, – и в этом вся разница .
В политике низкого ранга ничего этого нет. Урбан называет это «политическим миром Диснея». В таком мире у каждой партии есть свой собственный нарратив, который выглядит так же идеально, как диснеевский фильм, например «Аладдин» или «Король Лев». Каждый член партии – герой-недотёпа, противостоящий «чистому злу». Теперь вместо двух разных партий, вместе изучающих карту, мы имеем двух громких и злобных гигантов, кричащих друг на друга.
Низкопробное мышление в политике блокирует любой прогресс. Только высокопоставленные мыслители могут добиться успеха, не говоря уже о том, чтобы помочь нам двигаться вперёд как обществу.
Осознанность и смелость – это два главных вклада, которые каждый может сделать в хорошо функционирующее общество.
Хотя в наши дни мир может казаться особенно разделённым, у Урбана все ещё есть надежда. По его мнению, чтобы выбраться из трясины низкого мышления, нам нужны две вещи: осознанность и мужество.
Осознание начинается с понимания того, что каждый человек, включая вас, временами является низкопробным мыслителем. К счастью, чтобы выяснить, когда и где это происходит, достаточно задать несколько вопросов. Несколько примеров: «Где в вашей внутренней жизни ваш Примитивный разум держит бразды правления? Какие триггеры активируют ваш Примитивный разум? Где вы, как правило, чувствуете себя лучше всего – постоянно на высоте, мудрым и взрослым?»
Хотя осознание своего мышления – это здорово, для того чтобы изменить общество в целом, потребуется нечто большее. «Мужество – это проект внешнего «Я», – пишет Урбан. И хотя это может быть страшно, мы можем постепенно повышать свою смелость на трёх уровнях:
- Перестаньте говорить то, во что вы не верите.
- Начните говорить то, что вы на самом деле думаете, в узком кругу близких друзей и семьи.
- Станьте публичным человеком в более крупных сообществах и даже в Интернете, если осмелитесь.
Первое легко. Нужно просто держать рот на замке в нужный момент. Второй шаг – это доверие к нашим близким, дающее им возможность также свободно высказывать своё мнение. Последний шаг просто распространяет это доверие на большее количество людей. Он показывает другим, что они не единственные, кто не согласен с существующим положением вещей, и что это нормально – говорить то, что думаешь.
Если ничего другого не остаётся, то этот вывод стоит запомнить из этой книги – и это также кредо, на котором должны строиться все процветающие общества.
Несмотря на весомую тему и объем, «В чем наша проблема? совсем не кажется тяжёлой. Урбан блестяще освещает сложные идеи с помощью забавных метафор и остроумия, поэтому книга стоит того, чтобы потратить время на понимание одной из самых больших проблем нашего времени.
Кому бы я порекомендовал книгу «В чем наша проблема»?
17-летней выпускнице школы, которая пытается разобраться в шумном мире, в котором она живёт, 45-летнему разочарованному эксперту по связям с общественностью и всем, кто хочет узнать, как на самом деле устроено общество.
“Кто будет плакать, когда вы умрете?” (Who Will Cry When You Die?) – краткий обзор книги
“Что случилось с тобой” (What Happened To You) – краткий обзор книги
“Странные родительские победы” (Weird Parenting Wins) – краткий обзор книги
“Когда плохие вещи случаются с хорошими людьми” (When Bad Things Happen To Good People) – краткий обзор книги
“Неограниченная сила” (Unlimited Power) – краткий обзор книги