“Думай как чудак” (Think Like A Freak) – краткий обзор книги
«Думай как чудак» научит вас как можно чаще отказываться от общепринятого мнения, задавать правильные вопросы обо всем и находить собственные, статистически подтверждённые ответы, а не полагаться на мнение других людей или здравый смысл.
Почти десять лет спустя после выхода книги «Фрикономика», Стивен Д. Левитт и Стивен Дж. Дубнер выпустили книгу «Думай как чудак» . Оригинальная книга представляла собой экспедицию в мир стимулов, объясняющую, как многие из самых популярных, порой глобальных явлений имеют скрытую причину, которую мы не видим с первого взгляда.
В этой книге они углубляются в то, как вы можете научиться думать так, как думали они, когда придумывали материал для оригинальной книги. Мыслить как фрик – значит ясно видеть мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким его воспринимает большинство человечества.
Вот 3 урока, которые научат вас делать именно это:
- Если вы хотите быть правым, вы должны быть готовы быть непопулярным.
- Наблюдайте, как стимулы управляют поведением людей в реальном мире, чтобы творчески решать проблемы.
- Обычная мудрость часто бывает ошибочной, поэтому отказ от неё сделает вас счастливее.
Хотите стать частью Отряда самоубийц мыслителей? Конечно, хотите, приступайте к работе!
Что бы вы предпочли: быть правым или бежать следом?
Допустим, я дал вам шанс выиграть чемпионат мира по футболу. Все, что вам нужно сделать, – это пробить пенальти и забить гол. Один удар. Все или ничего. Что вы предпочтёте: забить гол неубедительным способом и выиграть или сделать крутой удар, который понравится вашим болельщикам, но проиграть?
Скорее всего, вы скажете: «Да, Ник, конечно, я хочу выиграть!», но выбор не всегда так очевиден.
Иногда, чтобы быть правым, нужно нарушить все условности, и это делает тебя непопулярным . Чтобы мыслить как чудак, нужно смириться с тем, что вы не всем понравитесь, потому что вы перевернёте мир, который они знают .
Продолжая пример с футболом: Если вы сделаете домашнее задание и изучите статистику штрафных ударов, то увидите, что вратари в 57% случаев прыгают на левую сторону бьющего. Почему? Потому что большинство футболистов – правши, что делает их удар слева более сильным. Вратари выбирают правую сторону только в 41% случаев.
Но если сложить эти цифры, то получится нечто ещё более интересное. 57% 41% = 98% – так что же делает вратарь в оставшиеся 2% случаев? Он остаётся в центре.
Таким образом, удар по центру всегда с большей вероятностью закончится голом. На самом деле, используя теорему Байеса, вы можете подсчитать, что вероятность гола примерно на 7% выше.
Но удар по центру – один из самых скучных и неспортивных способов пробить пенальти . Он не зрелищный, нарушает общепринятые правила и, по мнению некоторых, похож на жульничество. Более того, если он не сработает, вратарь поймает мяч без особых усилий – и болельщики пробивающего освистают его.
Быть правым часто означает быть нелюбимым, но кем бы вы предпочли быть – нелюбимым победителем или любимым проигравшим?
Чтобы найти лучшие решения проблем, понаблюдайте, как стимулы влияют на поведение людей в реальном мире.
Психолог и профессор маркетинга Роберт Чалдини (автор книги «Влияние» ) однажды провёл интересный эксперимент. Он хотел выяснить, что заставляет людей экономить энергию дома (электричество, воду, тепло и т. д.). Естественно, он начал с опроса, попросив людей проранжировать несколько факторов по степени влияния на их энергопотребление.
Результат:
- Желание защитить окружающую среду.
- Делать что-то, что приносит пользу обществу.
- Экономия денег.
- Делать это просто потому, что другие люди тоже так делают.
О, как мило, не правда ли? Целая куча экологически сознательных людей, которые заботятся об обществе. На самом деле, не очень.
Чтобы выяснить, как эти ответы выглядят в реальной жизни, Сиалдини и его команда обошли районы в Калифорнии, где они могли отслеживать данные об энергопотреблении, и вывесили пять разных плакатов, по одному на каждую заявленную причину и нейтральный контрольный плакат. Все они рекламировали использование вентилятора вместо кондиционера летом для экономии энергии, но использовали разные стимулы (например, «помогите защитить окружающую среду» или «ваш сосед делает это, а вы?» и т. д.).
Когда они измерили, насколько больше энергии сэкономили за лето дома в районах с разными плакатами по сравнению с нейтральным районом, только один фактор действительно оказал влияние: экономили ли соседи энергию тоже.
Хотя люди думали, что это окажет на них наименьшее влияние, в действительности давление со стороны соседей, экономящих энергию, было единственным, что действительно заставило их сократить потребление энергии.
Естественно, что именно с ним нужно было бы рекламироваться. То, что заставляет людей делать что-то, редко бывает очевидным, поэтому будьте начеку и ищите реальные стимулы, и вы найдёте гораздо лучшие решения реальных проблем.
Отказ от общепринятой мудрости, скорее всего, сделает вас счастливее, потому что она все равно часто ошибается.
Сколько вы знаете людей, которые живут по правилам, делают все, что говорит общепринятая мудрость, но при этом глубоко несчастны? А теперь сравните это с тем, сколько вы знаете людей, которые, казалось бы, не делают ничего из того, что предписывает общество, но при этом почти раздражающе счастливы.
Есть шанс, что вы знаете гораздо больше людей первого типа, чем второго, но это хороший показатель того, что вам следует, по крайней мере, много думать об общепринятой мудрости, прежде чем принимать ее на веру.
Оба Стива утверждают, что в большинстве случаев отказ от общепринятой мудрости сделает вас счастливее.
Возьмём, к примеру, мантру «победители никогда не бросают, а бросающие никогда не выигрывают». Это ужасный совет. На самом деле единственное, что поможет вам победить, – это бросить дело, если только вы бросаете стратегически . Но даже когда выход из игры является очевидным лучшим выбором, мы часто не решаемся сделать это, потому что существует множество предубеждений, мешающих нам это сделать, например:
- социальное давление . Отказ от работы заставляет нас казаться слабыми.
- Непокрытые расходы . Чем больше времени, денег и энергии мы уже вложили, тем сложнее бросить дело.
- Цена возможностей . Мы постоянно забываем, что, делая одно дело, мы не можем делать другое.
Авторы провели исследование, заставив людей бросать виртуальную монету, чтобы принять важное решение об уходе из жизни. Результат? Уход из жизни часто делал людей счастливее, особенно когда речь шла о уходе с работы и прекращении плохих отношений.
Совсем не хватило места для этой статьи. А что касается «Фрикономики», то я мог бы написать гораздо больше уроков. «Думай как фрик» – это замечательная книга, обязательная к прочтению!
Кому бы я порекомендовал книгу «Думай как псих»?
15-летнему футболисту с большими амбициями, 33-летней домохозяйке, которая считает себя невосприимчивой к рекламе, и всем, кто чувствует давление, заставляющее продолжать делать то, что явно не работает.
“Думать быстро и медленно” (Thinking Fast and Slow) – краткий обзор книги
“Неограниченная память” (Unlimited Memory) – краткий обзор книги
“Думай как ученый ракетчик” (Think Like A Rocket Scientist) – краткий обзор книги
“Думай и богатей” (Think And Grow Rich) – краткий обзор книги
“Думай снова” (Think Again) – краткий обзор книги