“Теория У” (Theory U) – краткий обзор книги
Теория U помогает лидерам действовать, ориентируясь на будущее, а не на прошлое, и позволяет им создавать организационные изменения на глобальном уровне с помощью креативных и гибких методологий.
Отто Шармер редко беспокоится о мелких проблемах . Когда он говорит о лидерстве, то не в контексте «как продать следующий продукт» или «как повысить производительность сотрудников». Он старается рассматривать эту тему с точки зрения целых систем, а не их частей.
Когда он пишет книги, они обычно посвящены изменениям на глобальном уровне. Его подход настолько широк и всеобъемлющ, насколько это возможно в мировоззрении одного человека.
В Теория U: Leading from the Future as It Emerges, он показывает лидерам, как стимулировать изменения в их организациях в контексте социально-экономических «революционных сдвигов», происходящих в мире прямо сейчас. Он выделяет три таких сдвига:
- Большинство стран сейчас склоняются к схожей экономической политике, основанной на приватизации и капитализме .
- Международные отношения становятся более сложными, так как появляются и развиваются такие институты, как Организация Объединённых Наций или Всемирный банк.
- Благодаря культурной и духовной революции многие люди теперь определяют свои жизненные цели внутри, а не вовне.
Шармер утверждает, что лидеры, которые хотят найти творческие решения современных проблем, должны принимать во внимание все эти глобальные тенденции. Вот 3 урока, которые я извлёк из того, как это сделать с помощью творческого и гибкого руководства:
- Эффективный лидер учится у будущего, а не у прошлого.
- Чтобы полностью раскрыть свой творческий потенциал, следуйте U-процессу, состоящему из 3 шагов.
- Agile-методологии разработки программного обеспечения помогут вам воплотить ваши идеи в жизнь.
Теория U выводит лидерство на совершенно новый уровень благодаря всем этим и многим другим урокам. Если вы хотите узнать, в чем заключается этот «новый уровень», то давайте пройдём за Шармером «по U!».
Учитесь у будущего по мере его возникновения, а не заглядывайте в прошлое.
Основная идея U-теории заключается в том, что любой человек может прогрессировать либо из будущего, либо из прошлого . Она фокусируется на представлении о том, что у каждого из нас есть два «я»: прошлое и будущее.
Чтобы описать каждую из этих личностей, Шармер рассказывает свою историю о том, как однажды, будучи ребёнком, он вернулся из школы и обнаружил, что дом его родителей сгорел. Он вдруг осознал, что всех предметов и пространств, к которым он был привязан, больше нет. Его прежнее «я» было, так сказать, «мертво».
В этот момент Шармер понял, что у него есть и будущее «я», или личность, которую он может воплотить в жизнь своими действиями – Отто Шармер, которым он в конечном итоге хотел стать . Поскольку его предыдущее «я» погибло в огне, он, естественно, принял возможность учиться у будущей версии себя.
Именно так и должны поступать творческие лидеры. Они должны отказаться от обучения на истории, что, по номенклатуре Шармера, означает «воспроизведение старых моделей поведения для решения новых задач». Вместо этого действия по-настоящему инновационного лидера должны быть сосредоточены на возможностях, которые открываются в будущем.
Задействуйте «слепое пятно», чтобы полностью раскрыть свой творческий потенциал.
Теперь мы переходим к технической стороне того, как пройти через «процесс U» в качестве лидера. Теория U разделяет этот процесс на три основных этапа:
- Движение по U.
- Обращение к своей слепой зоне в нижней части U.
- Возвращение вверх по U для реализации ваших идей.
Идти вниз по U – значит собирать информацию непредвзятым и принимающим образом. Это требует «отношения новичка», состояния души, которое позволяет вам быть открытым к тому, что говорят другие. Вы должны выслушать их, не пытаясь навязать свою точку зрения.
Это не пассивный процесс. Он требует, чтобы вы активно обращались к соответствующим людям и спрашивали их мнение. Отличным примером того, как это работает, является agile-разработка программного обеспечения. В agile-командах практика обращения к пользователям за обратной связью по поводу новых продуктов является устоявшейся и чрезвычайно ценится.
Вторым шагом U-процесса является обращение к своему слепому пятну. Это момент, когда человек намеренно вступает в неизвестность. Лидеру нужно отпустить все прошлые и будущие знания и настроиться на то, что подсказывает ему интуиция в настоящем.
Шармер утверждает, что прислушиваться к «слепому пятну» даже важнее, чем собирать информацию во время «движения по U». Когда вы по-настоящему в неё погружаетесь, правильные ответы появляются сами собой.
Наконец, есть третий шаг – возвращение вверх по U. Он заключается в переносе решений, найденных в «слепой зоне», из сферы идей в физический мир. Здесь agile-методы могут помочь вам ещё больше.
Применяйте подход, используемый при разработке программного обеспечения: прототип, тестирование, итерация.
«Изменить мир» – задача не из лёгких, и большинство людей даже не знают, с чего начать. Но Шармер знает: начните с agile-разработки. Она состоит из 3 шагов:
- Прототип.
- Тестирование.
- Итерация.
Когда вы создаёте прототип, вы должны смириться с тем, что первоначальный результат не будет идеальным. Прототипы – это не готовый продукт, а способ для руководителя учиться, собирая обратную связь .
Когда вы выкладываете свою идею до ее завершения, вы сразу же получаете информацию о том, что работает, а что нет. Этот первый тест позволит вам внести необходимые коррективы в ваши стратегии, прежде чем вы вложите в них много времени или денег.
Далее продолжайте итерации и интегрируйте обратную связь. Таким образом, вы будете постепенно совершенствоваться, пока ваш проект не достигнет желаемой формы. Именно так работают agile-команды разработчиков программного обеспечения.
Они тестируют прототип так быстро, как только могут. Они собирают отзывы пользователей и вносят необходимые изменения. Затем они «моют, полощут, повторяют» этот процесс, пока не появится конечный продукт.
Благодаря такому способу работы они не боятся неудач и не поддаются ненужному перфекционизму. И вам, творческому лидеру, тоже не стоит этого делать.
Теория U настолько же вдохновляющая, насколько и практичная. Я ценю работу Шармера за то, что он не просто академик; он также строит свои аргументы на личном опыте управления людьми и организациями. Думаю, это главная причина, по которой книга получилась такой аутентичной и ценной.
Кому бы я порекомендовал книгу «Теории U»?
55-летнему руководителю, который чувствует, что застрял в управлении своим отделом, 38-летней сотруднице государственной администрации, которая осознает ущербность статус-кво, но не знает, как его изменить, а также всем, кто оказался в ситуации, когда ему необходимо выступить в роли лидера.
“Тяга” (Traction) – краткий обзор книги
“К психологии бытия” (Toward a Psychology of Being) – краткий обзор книги
“Инструменты титанов” (Tools Of Titans) – краткий обзор книги
“Пытаться не пытаться” (Trying Not To Try) – краткий обзор книги
“Год без штанов” (The Year Without Pants) – краткий обзор книги