“Мозг «Да»” (The Yes Brain) – краткий обзор книги
The Yes Brain предлагает методы воспитания, которые помогут вашим детям открыто относиться к жизни, обрести равновесие, стойкость, проницательность и эмпатию.
Родители хотят для своих детей всего самого хорошего в жизни, например здоровья, богатства и счастья. Однако в современном быстро меняющемся мире может быть немного непонятно, как их получить. Старые маршруты – учёба в колледже и женитьба – похоже, не работают так хорошо, как в прошлые годы.
Что делать родителям? Как направить детей в нужное русло, если мы сами не знаем, куда идти?
Люди всех возрастов могут лучше всего справляться с жизнью, если они открыты для ее вызовов и возможностей. Мы должны быть настроены на «да», а не на оборону и сопротивление.
В книге «Мозг „да“: как воспитать в ребёнке смелость, любознательность и жизнестойкость» специалисты в области психического здоровья Дэниел Дж. Сигел и Тина Пейн Брайсон предлагают продуманные способы развития у детей таких качеств «да», как уравновешенность, устойчивость, проницательность и сопереживание.
Эти качества могут показаться размытыми, но, по мнению Сигела и Брайсон, есть конкретные действия, которые вы можете предпринять, чтобы развить их в себе и своих детях.
Вот 3 моих любимых урока, которые эта книга преподносит о воспитании детей:
- Дети могут научиться самоконтролю даже в раннем возрасте.
- Научиться видеть вещи с точки зрения других людей – это суперспособность.
- Эгоизм свойственен детям, но они могут его перерасти.
Воспитание может быть пугающим, особенно в современном мире переизбытка информации. Все утверждают, что знают, как воспитывать детей, лучше, чем вы. Но это не значит, что у них есть ответы.
Давайте узнаем, как сделать воспитание менее страшным с помощью конкретных стратегий, помогающих детям развиваться!
Помогите детям развить самоконтроль, даже когда они ещё маленькие.
Иногда маленькие дети бывают требовательными маленькими варварами. Хуже того, кажется, что мы просто застряли с ними в таком состоянии до какого-то далёкого времени, когда они волшебным образом решат начать вести себя цивилизованно. Хотя путь к самодисциплине действительно долог, его можно пройти маленькими шажками – начиная прямо сейчас.
Сигел и Брайсон предлагают использовать систему «зон» для разговора с детьми об эмоциях. В «зелёной зоне» ребёнок чувствует себя хорошо. «Красная зона» – это гнев, тревога или страх. А «синяя зона» – для грусти и подобных эмоций.
Когда ребёнок или даже взрослый оказывается в «красной» или «синей» зоне, он может предсказать, что его эмоции грозят взять верх. Чтобы вернуться в «зелёную зону», дети могут попробовать базовые техники осознанности, например сделать несколько глубоких вдохов. Вместо того чтобы становиться жертвой своих бурлящих эмоций, ребёнок может выбрать, следовать ли ему за ними.
Даже если ребёнку не удаётся предотвратить свой взрыв или расплавление, чувство самосознания ребёнка все равно выигрывает от такого самоанализа. Со временем способность к самоконтролю может развиваться быстрее, чем в противном случае.
Принятие чужой точки зрения меняет все.
Ещё один путь к развитию проницательности – просто представить, что вы кто-то другой, например, нейтральный сторонний наблюдатель. Когда мы смотрим на вещи только своими глазами, слишком легко пренебречь интересами и потребностями других людей. Но, примерив на себя позицию наблюдателя, мы можем начать видеть, что ситуация, возможно, не предполагает однозначных «правильно» и «неправильно».
Чем раньше дети поймут, что мир не вращается вокруг них, тем лучше. Даже когда детям всего несколько лет, они должны ладить с другими детьми, чтобы развиваться.
Однако это не обязательно должен быть суровый урок! Много времени для общения и свободных игр с другими людьми могут дать детям возможность научиться этому естественным образом, например, предвидя социальные последствия своих действий.
Учиться принимать чужую точку зрения может помочь детям относиться к себе более доброжелательно. Неудача может казаться ужасной в тот момент, и развить в себе стойкость, чтобы вернуться назад, очень сложно. Но со стороны может показаться, что неудача – это всего лишь ещё один шаг на пути к успеху.
Для ваших детей быть эгоистами – это нормально, но вы можете помочь им перерасти это.
Принято считать, что совсем маленькие люди не способны оценивать ситуацию. Однако исследования показывают, что способность к сопереживанию зарождается у человека довольно рано, иногда даже в возрасте до 1 года.
Вы можете испытывать ужас или смущение, когда ваш ребёнок ведёт себя крайне эгоистично . Наказание может показаться выходом. Но в идеале мы хотим перевести детей в состояние мозга «да», когда они действуют спокойно, с открытым сердцем, а не из страха перед наказанием.
Вместо того чтобы наказывать эгоистичного ребёнка, вы можете создать для него возможность представить, что чувствуют другие, и предложить ему поэкспериментировать с тем, как проявить заботу о других. Например, родители могут обсуждать с детьми прошлые или возможные будущие сценарии, предоставляя им возможность для ролевой игры. Один из способов сделать это – помочь им представить, что они противостоят хулигану.
Научить детей говорить «от Я» также может помочь им. И, как всегда, родители могут просто служить хорошим примером для своих детей. Если вы не хотите, чтобы так поступал ваш ребёнок, не делайте этого сами!
Я не совсем уверен, что чтение книги «Мозг „Да“» позволит вам полностью преобразить своего ребёнка. Но вы ничего не потеряете, попробовав простые техники, предложенные в этой книге. 4s» Сигела и Брайсона – заставить детей чувствовать себя „в безопасности, увиденными, успокоенными и защищёнными“ – это хорошая отправная точка для воспитания детей, независимо от их врождённого личностного начала.
Кому бы я порекомендовал книгу «Да, мозг»?
40-летней маме среднего школьника, которой не нравится его плохое поведение, 30-летнему отцу 4-летней девочки, которая стесняется и боится, а также всем, кто работает с детьми.
“Думай снова” (Think Again) – краткий обзор книги
“Вещи, которые рассказала мне маленькая птичка” (Things A Little Bird Told Me) – краткий обзор книги
“Они спрашивают, ты отвечаешь” (They Ask You Answer) – краткий обзор книги
“Титан” (Titan) – краткий обзор книги
“Думай, как маленький” (Think Small) – краткий обзор книги