“Республика” (The Republic) – краткий обзор книги

Книги 28

«Республика» – одно из самых важных произведений о философии и политике в истории, написанное Платоном, одним из учеников Сократа в Древней Греции, как диалог о справедливости и политических системах.

Вот забавный ледокол: «Вы можете поужинать с любым человеком из истории, кто бы это был? Хотя лично я с удовольствием назвал бы кого-нибудь вроде Платона или Сократа, я не думаю, что смог бы понять хоть слово из того, что они скажут – даже если бы они говорили со мной на простом английском, потому что их мышление находится на гораздо более высоком уровне, чем мое.

К счастью, эти ребята все записали, и многие люди перевели их слова так, чтобы их мог понять даже такой средний Джо, как я. Самую известную работу Платона «Республика» можно рассматривать как документальное подтверждение диалога между Сократом, наставником Платона, и его учениками.

Однако, поскольку это один из «средних» диалогов Платона, написанных в конце его жизни, есть вероятность, что Сократ служит здесь скорее рупором собственных взглядов Платона, а не является подлинным первоисточником идей этой книги о справедливости.

Вот три урока, которые я считаю наиболее важными:

  1. Справедливость должна рассматриваться как на индивидуальном, так и на городском уровне.
  2. И города, и души можно разделить на три отдельные части.
  3. Философы, пытающиеся править другими справедливо, столкнутся со многими трудностями.

Хотите понять самые важные идеи одного из величайших философских текстов всех времён? Давайте узнаем, что такое «Республика»!

Нельзя сказать, что справедливо только для отдельного человека или города. Нужно рассматривать и то, и другое.

Диалог начинается с того, что Сократ просит своих учеников предложить определения справедливости, которые он довольно быстро разбирает. Оказывается, дать определение справедливости без огромных лазеек не так-то просто. Причина в том, что невозможно сказать, что справедливо, если рассматривать только отдельного человека или город. Нужно рассматривать и то, и другое.

Учитывая это, Сократ выдвигает свою идею справедливости: заниматься своим делом .

Это имеет как индивидуальный, так и общественный аспект. Это означает, что каждый должен нести ответственность за свою роль в обществе, и делать свою работу как можно лучше, принося пользу себе и городу в целом.

Например, если в городе есть врачи, торговцы, политики, солдаты, художники и т. д., то каждый может сосредоточиться на своей роли, и никому не придётся делать все, потому что каждая роль служит на благо общества в целом.

Однако не каждый человек подходит для любой роли – мы должны учитывать свои индивидуальные способности, а также то, что нужно обществу, чтобы определить это.

Таким образом, в справедливом городе индивидуальные и общественные потребности переплетаются и работают в симбиозе, чтобы сделать жизнь лучше для всех.

Города, как и человеческие души, можно разделить на те же три отдельные части.

Дав определение справедливости, Сократ прибегает к так называемой «благородной лжи », чтобы дать людям повод поверить в неё, что позволит сохранить социальную гармонию в целости. Благородная ложь может быть мифом или историей, часто религиозного характера, которую лидер выдаёт за правду, чтобы направлять своих последователей, хотя это и не так, но с добрыми намерениями.

Тройственная теория души Платона – одна из таких благородных лож, которая предполагает, что души городов и людей состоят из трёх разных частей:

  1. Разум . Золотая часть души, преобладающая у правителей городов, которые создают справедливые законы и правят своим городом с помощью разума и логики, следя за всем и поддерживая порядок.
  2. Дух . Посредник между эмоциями и разумом, серебряная часть души, представляет собой армию, которая поддерживает порядок в мирное время и пытается восстановить его во время войны.
  3. Желание . Бронзовая часть нашей души, связанная с естественными желаниями и потребностями, такими как еда, сон и секс . Здесь представлены фермеры, ремесленники и другие более простые роли в обществе.

Хотя три части доминируют над определёнными людьми в их соответствующих ролях, каждый человек имеет те же три части в своей собственной душе . У каждого из нас есть рациональная сторона, духовная и эмоциональная, и они уравновешивают друг друга.

Учитывая, насколько древняя эта идея, она имеет пугающе много смысла, если сравнить ее с тем, к чему пришла наука в последние годы .

Быть философом и учить других справедливости – всё равно что пытаться вытащить людей из пещеры.

Если разум – золотая часть души и именно он заставляет города управлять справедливо, то из этого естественно следует, что короли должны быть философами, а философы – королями. Однако рациональное редко означает популярное, а значит, философам придётся несладко, когда они будут просвещать других.

Здесь Сократ (или, скорее, Платон) использует метафору, известную как «Аллегория пещеры» Платона. Я помню, как обсуждал это на уроке религии, связав с фильмом «Матрица».

Представьте себе пещеру, в которой люди прикованы к стене, и так было всю их жизнь, напротив другой стены, на которую они смотрят весь день. Позади них люди передают предметы перед костром, отбрасывая тени на стену, которую видят пленники, тем самым создавая для них их реальность. Если один из узников вырвется на свободу и покинет пещеру, он сначала испугается солнечного света и внешнего мира, но затем придёт к выводу, что жизнь снаружи лучше, и попытается вытащить остальных узников – те, скорее всего, откажутся и, возможно, даже попытаются убить своего спасителя, поскольку, по их мнению, выход наружу не стоит риска ослепнуть от солнца.

В каком-то смысле мы все рождаемся в этой пещере, но некоторым из нас удаётся выбраться наружу, увидеть солнечный свет и, таким образом, мир таким, какой он есть на самом деле . Эти люди – философы, и хотя это нелёгкая работа, их задача – освободить остальных и привести нас к истине.

С такими книгами, как «Республика», я очень рад, что Blinkist является посредником и делает идеи более понятными. Конечно, Википедия помогает, но это часто множество длинных статей, и вам придётся отфильтровать их, чтобы добраться до сути. Blinkist делает это очень легко. Надеюсь, мне удалось изложить идеи так, что вы тоже сможете их понять!

Кому бы я порекомендовал конспект The Republic?

14-летней девочке, которая только начала изучать Древнюю Грецию на уроках истории, 33-летнему молодому юристу, который постепенно настраивает свой моральный компас, ориентируясь в мире права, и всем, кто интересуется политикой.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock