“Истоки политического порядка” (The Origins of Political Order) – краткий обзор книги

Книги 24

«Истоки политического устройства» подчёркивает, что историческое развитие политических систем во всем мире можно проследить на примере естественной склонности людей к кровнородственным связям.

Человеческая природа – любопытная штука. У всех нас разные стремления, принципы, различные взгляды на жизнь, но все мы запрограммированы одинаково. Тайна нашей природы кроется как в различиях, так и в сходствах. Различия позволяют нам конкурировать друг с другом, а сходство сплачивает нас.

На протяжении всей истории человечества общества развивались на основе принципов единства, схожести и родства. Иными словами, вокруг концепции семьи. Это понятие заложило основу нашего нынешнего порядка и сыграло огромную роль в развитии мира, о чем говорится в Истоки политического порядка .

От ранних этапов до современности Фрэнсис Фукуяма освещает важнейшие аспекты эволюции государств и стоящих за ними механизмов с социально-политической точки зрения. Отличительным элементом этой книги является то, как автор подчёркивает контекстуальное развитие обществ и то, почему они оказались такими разными.

Приводя красноречивые исторические примеры, автор подчёркивает не только факты, но и жизненные уроки. Вот три моих любимых:

  1. Мы по природе склонны больше делиться с ближайшими родственниками, в порядке убывания.
  2. Государства – это постоянно меняющиеся социальные структуры, которые должны постоянно адаптироваться, и если они не смогут этого сделать, то неизбежно придут в упадок.
  3. Прочные социально-политические структуры – это те, которые уравновешивают отношения между государством и народом.

Теперь давайте углубимся в эти уроки!

Люди от природы склонны отдавать предпочтение своей семье перед всем остальным.

Люди – социальные существа . С самого начала времён люди искали способы сотрудничать и жить друг с другом. Это никогда не изменится. Мы процветаем в социальном сотрудничестве, и именно так возникли сложные социальные слои современности.

Однако то, как мы взаимодействуем друг с другом, подчиняется очень интересному принципу, а именно склонности выбирать кровные узы, а не других людей. Даже внутри нашего семейного круга мы склонны помогать близким членам семьи больше, чем дальним родственникам.

Чувство принадлежности и родства преобладает над рациональностью. Для этого люди сформировали прочные социальные структуры, такие как общины, племена или государства. Эти сложные образования стали почти нерушимыми, и как ни пытались правители бороться с ними, рано или поздно они терпели неудачу в своих начинаниях.

Наряду с предпочтением семьи, люди также склонны отдавать предпочтение тем, кто был добр к ним ранее, а не новым и незнакомым людям. Другими словами, люди ценят семью и друзей, и они привязаны к этим отношениям инстинктивно.

Когда эти отношения стали более сложными и определёнными, родилась политика, а вместе с ней – управление, закон и ответственность.

Государства, стремящиеся к долгосрочному выживанию, должны всегда адаптироваться к людям и политической среде.

С течением времени в обществе формировались слои и роли. В племенах не было правителя, но семьи и третьи лица решали споры о собственности или вопросах правосудия.

По мере роста племён возникают конфликты, и более централизованная власть становится необходимой для поддержания порядка . Например, к 770 году до н.э. в Китае было 23 государства. И тогда две основные партии, конфуцианство (основанное на родственных связях) и легализм (основанный на заслугах), начали борьбу за авторитет и власть.

Хотя поначалу легализм победил, вскоре он потерпел крах, и конфуцианство взяло верх. Причина? Люди предпочитают, чтобы ими правили законы, благоприятствующие семье и их природной склонности к ней.

Индия и Ближний Восток претерпели аналогичную эволюцию. Хотя индуистским императорам удалось объединить часть субконтинента, люди предпочитали держаться ближе к своим местным связям. Поэтому такие союзы просуществовали недолго.

Ближневосточные диктаторы, казалось, были на шаг впереди, поскольку препятствовали семейным связям и не позволяли рабам-солдатам иметь преемников. Вопреки всему, рабы все равно умудрялись заводить наследников и даже ставить их на ключевые посты, создавая неразбериху и слабые звенья в государстве. В итоге это привело к очередному упадку империи.

В конечном счёте массы всегда победят, а благосклонность к богатым может длиться лишь до бесконечности.

Европа пережила своеобразную эволюцию, когда распространилась католическая религия и церковь стала одним из величайших авторитетов. Она ценила семейные узы, и это уменьшало желание людей восставать против своих государств.

Однако для некоторых стран революция была неизбежна. Неся тяжёлое налоговое бремя из-за военных долгов, Франция и Испания были вынуждены творчески подходить к вопросу сбора денег. Поэтому они начали продавать титулы и должности, приватизируя власть и полномочия. Позже они передавали их детям, освобождая от налогов.

Однако сельскохозяйственный крестьянский труд по-прежнему облагался налогом, что привело к хорошо знакомой нам реальности: богатые становятся все богаче, а бедные – все беднее.

Нет нужды говорить, что диктатура во Франции пришла в упадок, поскольку она была более агрессивной и дискриминационной по отношению к бедным. В Испании, однако, был принят закон, поощряющий семейный фаворитизм, поэтому им удалось избежать революции.

Англия и Венгрия столкнулись с похожими ситуациями. В первой была система, представляющая весь народ, а во второй крестьяне не получили защиты и стали слабыми, децентрализованными, а позже – идеальной добычей для монголов.

Таким образом, история ясно показывает, что объединение начинается с инклюзии и заканчивается дискриминацией.

Фрэнсис Фукуяма проводит читателя по историческому пути создания и эволюции современных государств. В книге освещаются не только взлёты и падения печально известных империй со всего мира, но и причины их возникновения, в большинстве случаев связанные с неправильной системой управления.

«Истоки политического порядка» расширит ваш взгляд на человеческую природу в связи с машиной, стоящей за современным обществом. Читатели узнают о контекстуальном развитии Китая, Ближнего Востока, Европы, Индии и других стран, а также о том, что делало их такими похожими в прошлом, но такими принципиально разными сегодня.

Кому я могу порекомендовать наше краткое изложение «Истоки политического порядка»?

Любознательному 24-летнему юноше, который хочет глубже погрузиться в свои лекции и изучить более сложные темы, 55-летнему пенсионеру, который находит отдых в обучении и углублении своих знаний, и любому любителю истории, который любит читать и хочет расширить свой кругозор.


Музейное дело Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт Образование Психология Философия Лингвистика
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock