“Истоки политического порядка” (The Origins of Political Order) – краткий обзор книги
«Истоки политического устройства» подчёркивает, что историческое развитие политических систем во всем мире можно проследить на примере естественной склонности людей к кровнородственным связям.
Человеческая природа – любопытная штука. У всех нас разные стремления, принципы, различные взгляды на жизнь, но все мы запрограммированы одинаково. Тайна нашей природы кроется как в различиях, так и в сходствах. Различия позволяют нам конкурировать друг с другом, а сходство сплачивает нас.
На протяжении всей истории человечества общества развивались на основе принципов единства, схожести и родства. Иными словами, вокруг концепции семьи. Это понятие заложило основу нашего нынешнего порядка и сыграло огромную роль в развитии мира, о чем говорится в Истоки политического порядка .
От ранних этапов до современности Фрэнсис Фукуяма освещает важнейшие аспекты эволюции государств и стоящих за ними механизмов с социально-политической точки зрения. Отличительным элементом этой книги является то, как автор подчёркивает контекстуальное развитие обществ и то, почему они оказались такими разными.
Приводя красноречивые исторические примеры, автор подчёркивает не только факты, но и жизненные уроки. Вот три моих любимых:
- Мы по природе склонны больше делиться с ближайшими родственниками, в порядке убывания.
- Государства – это постоянно меняющиеся социальные структуры, которые должны постоянно адаптироваться, и если они не смогут этого сделать, то неизбежно придут в упадок.
- Прочные социально-политические структуры – это те, которые уравновешивают отношения между государством и народом.
Теперь давайте углубимся в эти уроки!
Люди от природы склонны отдавать предпочтение своей семье перед всем остальным.
Люди – социальные существа . С самого начала времён люди искали способы сотрудничать и жить друг с другом. Это никогда не изменится. Мы процветаем в социальном сотрудничестве, и именно так возникли сложные социальные слои современности.
Однако то, как мы взаимодействуем друг с другом, подчиняется очень интересному принципу, а именно склонности выбирать кровные узы, а не других людей. Даже внутри нашего семейного круга мы склонны помогать близким членам семьи больше, чем дальним родственникам.
Чувство принадлежности и родства преобладает над рациональностью. Для этого люди сформировали прочные социальные структуры, такие как общины, племена или государства. Эти сложные образования стали почти нерушимыми, и как ни пытались правители бороться с ними, рано или поздно они терпели неудачу в своих начинаниях.
Наряду с предпочтением семьи, люди также склонны отдавать предпочтение тем, кто был добр к ним ранее, а не новым и незнакомым людям. Другими словами, люди ценят семью и друзей, и они привязаны к этим отношениям инстинктивно.
Когда эти отношения стали более сложными и определёнными, родилась политика, а вместе с ней – управление, закон и ответственность.
Государства, стремящиеся к долгосрочному выживанию, должны всегда адаптироваться к людям и политической среде.
С течением времени в обществе формировались слои и роли. В племенах не было правителя, но семьи и третьи лица решали споры о собственности или вопросах правосудия.
По мере роста племён возникают конфликты, и более централизованная власть становится необходимой для поддержания порядка . Например, к 770 году до н.э. в Китае было 23 государства. И тогда две основные партии, конфуцианство (основанное на родственных связях) и легализм (основанный на заслугах), начали борьбу за авторитет и власть.
Хотя поначалу легализм победил, вскоре он потерпел крах, и конфуцианство взяло верх. Причина? Люди предпочитают, чтобы ими правили законы, благоприятствующие семье и их природной склонности к ней.
Индия и Ближний Восток претерпели аналогичную эволюцию. Хотя индуистским императорам удалось объединить часть субконтинента, люди предпочитали держаться ближе к своим местным связям. Поэтому такие союзы просуществовали недолго.
Ближневосточные диктаторы, казалось, были на шаг впереди, поскольку препятствовали семейным связям и не позволяли рабам-солдатам иметь преемников. Вопреки всему, рабы все равно умудрялись заводить наследников и даже ставить их на ключевые посты, создавая неразбериху и слабые звенья в государстве. В итоге это привело к очередному упадку империи.
В конечном счёте массы всегда победят, а благосклонность к богатым может длиться лишь до бесконечности.
Европа пережила своеобразную эволюцию, когда распространилась католическая религия и церковь стала одним из величайших авторитетов. Она ценила семейные узы, и это уменьшало желание людей восставать против своих государств.
Однако для некоторых стран революция была неизбежна. Неся тяжёлое налоговое бремя из-за военных долгов, Франция и Испания были вынуждены творчески подходить к вопросу сбора денег. Поэтому они начали продавать титулы и должности, приватизируя власть и полномочия. Позже они передавали их детям, освобождая от налогов.
Однако сельскохозяйственный крестьянский труд по-прежнему облагался налогом, что привело к хорошо знакомой нам реальности: богатые становятся все богаче, а бедные – все беднее.
Нет нужды говорить, что диктатура во Франции пришла в упадок, поскольку она была более агрессивной и дискриминационной по отношению к бедным. В Испании, однако, был принят закон, поощряющий семейный фаворитизм, поэтому им удалось избежать революции.
Англия и Венгрия столкнулись с похожими ситуациями. В первой была система, представляющая весь народ, а во второй крестьяне не получили защиты и стали слабыми, децентрализованными, а позже – идеальной добычей для монголов.
Таким образом, история ясно показывает, что объединение начинается с инклюзии и заканчивается дискриминацией.
Фрэнсис Фукуяма проводит читателя по историческому пути создания и эволюции современных государств. В книге освещаются не только взлёты и падения печально известных империй со всего мира, но и причины их возникновения, в большинстве случаев связанные с неправильной системой управления.
«Истоки политического порядка» расширит ваш взгляд на человеческую природу в связи с машиной, стоящей за современным обществом. Читатели узнают о контекстуальном развитии Китая, Ближнего Востока, Европы, Индии и других стран, а также о том, что делало их такими похожими в прошлом, но такими принципиально разными сегодня.
Кому я могу порекомендовать наше краткое изложение «Истоки политического порядка»?
Любознательному 24-летнему юноше, который хочет глубже погрузиться в свои лекции и изучить более сложные темы, 55-летнему пенсионеру, который находит отдых в обучении и углублении своих знаний, и любому любителю истории, который любит читать и хочет расширить свой кругозор.
“Важность быть маленьким” (The Importance Of Being Little) – краткий обзор книги
“Социальный контракт” (The Social Contract) – краткий обзор книги
“Радость пропустить” (The Joy of Missing Out) – краткий обзор книги
“Парадокс выбора” (The Paradox Of Choice) – краткий обзор книги
“Вторая гора” (The Second Mountain) – краткий обзор книги