“Никомахова этика” (The Nicomachean Ethics) – краткий обзор книги
«Никомахова этика» – исторически важный текст, в котором Аристотель подробно обсуждает экзистенциальные вопросы, касающиеся счастья, этики, дружбы, знания, удовольствия, добродетели и даже общества в целом.
У нас ограниченное время на земле. И все же многие из нас стремятся жить обыденной жизнью, как будто всегда будет следующий день. Чтобы очнуться от этой тюрьмы ума и увидеть жизнь такой, какая она есть, – путешествием к самореализации, эвдаймонии, достижению цели и постоянному самосовершенствованию, – требуется много тренировок ума.
Чтобы достичь не просто счастья, а эвдаймонии, которую Аристотель называет состоянием удовлетворённости, когда царят мир и безмятежность, нужно сначала выбраться из тюрьмы разума и снова проснуться в своей шкуре. Никомахова этика – это собрание десяти отдельных книг Аристотеля, посвящённых этике жизни. Она преподаст вам ценные уроки и очистит ваш разум от беспорядочных мыслей, которые мешают вам быть самим собой.
Ниже приведены 3 моих любимых урока из этой книги:
- Стремитесь достичь состояния эвдаймонии, а не обычного счастья.
- Арете, или добродетель, достигается трудом всей жизни.
- Стремитесь стать великодушным и, таким образом, совершать благородные поступки в своей жизни.
Хотя мы не можем обобщить мудрость Аристотеля в четырехминутном чтении, я постараюсь как можно подробнее объяснить наиболее важные моменты его взглядов на жизнь и роль человека на земле. Итак, начнём!
Краткое содержание Никомаховой этики
Эвдаймония – это больше, чем просто счастье, это самореализация.
Все люди борются за то, чтобы стать счастливыми. В нашей природе искать свои интересы, делать то, что приятно, и искать счастье. Многие из нас описывают его как хорошее финансовое положение, высокую репутацию или крепкое здоровье. Однако Аристотель склонен не соглашаться с общепринятыми определениями счастья и успеха. Вместо того чтобы стремиться улучшить своё материальное положение и ожидать от этого счастья, стремитесь к чистой самореализации и самоактуализации.
Счастье – это не политическая наука и не результат внешних факторов. На самом деле, это результат того, как мы живём и что делаем. Более того, это понятие не связано с сегодняшним определением успеха, совсем нет. Эудаймония – это состояние ума, сердца и души. Человек, достигший этого состояния, – благословенная, реализованная личность, обладающая более высоким духовным уровнем. Как кажется, эвдаймония представляет собой достижение самореализации, более чем что-либо другое.
Интересным фактом в этой концепции является то, что она соответствует жизненной философии Абрахама Маслоу. Созданная им Иерархия потребностей показывает пять уровней потребностей, через которые проходит человек, начиная с физиологических потребностей и заканчивая самоактуализацией. Когда человек достигает этого уровня, он полностью раскрывает свой потенциал и начинает проявлять творческие способности, подобно гениям. Они также находят вдохновение в окружающей среде и по-другому смотрят на мир.
Для достижения эвдаймонии и совершенства в наших начинаниях требуется вся жизнь.
Согласно Аристотелю, «счастье – это добродетельная деятельность души». Жить в добродетели – значит быть в арете. Это греческое слово означает совершенство или полное раскрытие своего потенциала. Добродетель может быть моральной, такой как сдержанность или самоконтроль, или интеллектуальной, как мудрость и благоразумие. Более того, познать это состояние души можно только в том случае, если ум пошевелится. Для этого мы должны удовлетворить свои физические потребности и выйти за рамки режима выживания.
Наша способность рассуждать способствовала развитию общества. Рациональное мышление – это то, как мы обнаруживаем свои достоинства и находим баланс между слишком большим и слишком малым. Аристотель ассоциирует эвдаймонию и средство ее достижения, арете, с такой простой вещью, как еда. Слишком малое или слишком большое количество пищи может негативно сказаться на нашем здоровье, но баланс между ними позволяет сохранить и укрепить его. То же самое происходит и с нашими добродетелями: скромностью, сдержанностью, мужеством, терпением и так далее.
Более того, арете может помочь нам достичь счастья. На самом деле все наши цели подсознательно запрограммированы на достижение счастья, а для этого мы должны найти своё предназначение и выполнить его, удовлетворив тем самым как физические, так и духовные потребности.
И хотя для достижения совершенства и добродетели, или арете, требуется труд всей жизни, цель каждого человека состоит в том, чтобы сделать это. К сожалению, не все люди достигают этого. Как говорит Аристотель, «мы есть то, что мы постоянно делаем». Поэтому арете – это скорее привычка, чем случайность. Хотя это и трудно, но каждый должен столкнуться со своими трудностями на пути к самореализации, и чем раньше мы их примем, тем лучше.
Великий человек – это великодушный человек.
Для начала давайте определим, что значит «великодушный». Согласно Аристотелю, быть великодушным – значит совершать благородные поступки и жить с размахом . Чтобы стать таким, нужно жить в арете и испытывать эвдаймонию. Чтобы быть великодушным, человек должен быть высокого мнения о себе и знать, что нужно отдавать, помогать другим, быть добрым и добродетельным.
Чтобы достичь этого, нужно быть щедрым и с деньгами, помогать тем, кто в этом нуждается. Проще говоря, когда вы станете лучшей версией себя, вы увидите свою великую ценность, и тогда вы сможете поделиться ею с остальным миром. Достичь такого состояния души не так-то просто, и для этого требуется много самоанализа и внутреннего роста.
Жить в страхе и следовать только своим интересам – по-гречески это называется пусилланимус. Это понятие подразумевает неспособность делать все необходимое для достижения своего лучшего «я» и его оптимизации. Это означает отсутствие решимости и смелости меняться. В таком состоянии ума человек будет прозябать в своих начинаниях и не проявлять мужества на протяжении всей своей жизни.
Чтобы разорвать привычку жить неполноценной повседневной жизнью, вы должны отойти от обыденности и позволить своему разуму блуждать . Подумайте о своём высшем предназначении на земле и сделайте своим приоритетом жизнь ради него. Воплотите в жизнь такие добродетели, как мужество, нравственность, сочувствие, и отстранитесь от любого вида страха, эгоцентризма или высокомерия.
Обзор Никомаховой этики
«Никомахова этика» подчёркивает, что духовного роста можно достичь, только работая над собой каждый день, и что этот процесс никогда не заканчивается, хотя вы и становитесь самоактуализированным на этом пути. Чтение этой книги заставит вас переосмыслить свои жизненные принципы и взглянуть на вещи с более глубокой точки зрения, тем самым становясь лучшим, более основательным человеком.
Кому бы я порекомендовал книгу «Никомаховой этики»?
55-летнему человеку, который стал более духовным и увлекается аристотелевскими уроками, 30-летнему преподавателю философии, который хочет углубить свои знания в этой области, или 40-летнему человеку, который пережил судьбоносный опыт и хочет с этого момента изучать свою духовную сторону.
“Больше меньшего” (The More Of Less) – краткий обзор книги
“Моральное животное” (The Moral Animal) – краткий обзор книги
“Чудесное утро” (The Miracle Morning) – краткий обзор книги
“Полное руководство по карьере для интроверта” (The Introvert’s Complete Career Guide) – краткий обзор книги
“Брокеры по работе с личностью” (The Personality Brokers) – краткий обзор книги