“Языковой инстинкт” (The Language Instinct) – краткий обзор книги

Книги 20

«Языковой инстинкт» утверждает, что мы рождаемся с врождённой способностью понимать языки, что большинство из них более похожи, чем вы думаете, и объясняет, откуда берётся наша способность так хорошо обращаться со словами.

Стивен Пинкер пишет на самые разные темы, но делает это с усердием, с которым трудно сравниться. Он изучает тему, определяя текущее состояние исследований, уделяет много времени ее критическому осмыслению, а затем излагает свои выводы по ней, как и я здесь, на Four Minute Books.

В книге «Языковой инстинкт» он пытается понять, почему люди – единственный вид, который использует язык, делает это невероятно эффективно и как мы учимся обрабатывать слова и предложения (обычно в раннем возрасте).

Результат? У людей есть врождённый языковой инстинкт, который позволяет им общаться на совершенно другом уровне. Вот 3 моих любимых урока из этой книги:

  1. Поскольку дети усваивают грамматику, не изучая ее, они должны обладать врождённой способностью понимать ее.
  2. В основе всех языков лежат два центральных принципа, благодаря которым они поддаются изучению.
  3. Вам не нужно так уж сильно беспокоиться о правильности грамматики, поскольку ее правила – это только одна часть правильного использования языка.

Готовы исследовать и раскрыть свой внутренний, врождённый талант к изучению языка? Давайте узнаем все о языке от Стивена Пинкера!

Бедность стимула объясняет, почему дети могут использовать грамматику, никогда не изучая ее.

Когда вы изучаете информатику и языки программирования на более глубоком уровне, например, в колледже, вы обязательно столкнётесь с парнем по имени Ноам Хомский . Он один из ведущих лингвистов мира, которого иногда даже называют «отцом современной лингвистики», и написал более 100 книг, многие из которых посвящены этой теме.

Какое отношение исследователь языка имеет к информатике? Ну, если вы хотите понять, как работают компьютеры, вам нужно узнать, как они разговаривают – только тогда вы сможете перевести то, что вы хотите от них сделать, на понятный им язык.

Я помню, как мы узнали о различных типах грамматик и придумали свои собственные в классе. Хомский – главный сторонник идеи о том, что мы рождаемся с умением учить языки, и его главный аргумент называется бедность стимула .

Вот что он означает: Поскольку дети учат языки уже в 18 месяцев, но могут учиться только наблюдая за взрослыми, которые делают это правильно, у них нет возможности активно определять, что правильно, а что нет – они не изучают языки, они просто впитывают их.

И все же они применяют правильные правила в нужное время. Например, даже глухие дети применяют правильную грамматику, просто изучая язык жестов от своих родителей.

Все языки основаны на одних и тех же двух основных принципах.

Почему мы можем так легко разговаривать друг с другом? Что такого есть в языке, что делает общение с ним таким лёгким? По мнению Стивена Пинкера, здесь действуют две силы:

  1. Произвольность знака.
  2. Наше бесконечное использование конечных средств.

Первый принцип означает, что форма, которую принимают слова, не имеет прямого отношения к их значению . Например, слово «кошка» не звучит как кошка. Кошки издают звук «мяу» и молчат, когда ходят, в то время как «кот» – довольно сильное, отрывистое, короткое и громкое слово.

Это хорошо, потому что не позволяет нам пытаться расшифровать значение слова «кошка», думая о том, как оно звучит, и вместо этого позволяет нам мгновенно перейти к результату, потому что мы связали слово с образом благодаря поколениям заучивания.

Второй принцип позволяет нам выразить все и вся, потому что, хотя количество слов в любом языке ограничено, количество комбинаций слов не ограничено. Поскольку мы используем правила грамматики для создания собственных предложений, мы не ограничены в том, как много мы можем выразить, а значит, нам легче донести свою мысль до читателя.

Не напрягайтесь по поводу грамматики. Ее важность относительна.

Итак, да, грамматика – важнейшая часть языка, и знать ее хорошо полезно. Однако если в 1920-х годах за плохое знание грамматики вас бы ужасно наказали в школе, то сегодня это не такая уж большая проблема, главным образом потому, что грамматические правила – это лишь один из видов правил, определяющих, насколько хорошо вы используете язык.

Грамматические правила являются предписывающими, то есть они говорят нам, как мы должны говорить или писать . Однако все больше учёных интересуют дескриптивные правила, которые описывают, как мы на самом деле говорим .

Например, в школе вас учат никогда не начинать предложение со слова «потому что» – это предписывающее правило, которое имеет смысл только в сочетании с другими предписывающими правилами. Тем не менее, когда вы говорите, вы делаете это постоянно, и даже в блогах это распространённое явление.

Примечание : Что касается этого вопроса о дескриптивных и прескриптивных правилах, Джон Маквортер выступил с отличной лекцией на TED о СМС .

Вы можете быть в значительной степени описательно корректны в своей грамматике, но при этом ошибаться в предписывающем смысле, точно так же, как водитель может следовать правилам физики в своей машине, нарушая при этом законы страны, в которой он едет. Правильная грамматика – вещь относительная, поэтому не стоит слишком сильно переживать по этому поводу!

Некоторые аргументы «Языкового инстинкта» весьма спорны, что и делает эту книгу такой хорошей, но и такой, над которой нужно много думать. Я очень люблю узнавать больше о самых основных принципах, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Язык – один из них, так что за эту книгу – большой палец вверх.

Кому бы я порекомендовал книгу «Языкового инстинкта»?

13-летней девочке, которая ненавидит уроки испанского, 34-летнему молодому специалисту, который избегает писать отчёты, потому что стыдится своей плохой грамматики, и всем, кто хочет выучить новый язык после окончания школы.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock