“Языковой инстинкт” (The Language Instinct) – краткий обзор книги
«Языковой инстинкт» утверждает, что мы рождаемся с врождённой способностью понимать языки, что большинство из них более похожи, чем вы думаете, и объясняет, откуда берётся наша способность так хорошо обращаться со словами.
Стивен Пинкер пишет на самые разные темы, но делает это с усердием, с которым трудно сравниться. Он изучает тему, определяя текущее состояние исследований, уделяет много времени ее критическому осмыслению, а затем излагает свои выводы по ней, как и я здесь, на Four Minute Books.
В книге «Языковой инстинкт» он пытается понять, почему люди – единственный вид, который использует язык, делает это невероятно эффективно и как мы учимся обрабатывать слова и предложения (обычно в раннем возрасте).
Результат? У людей есть врождённый языковой инстинкт, который позволяет им общаться на совершенно другом уровне. Вот 3 моих любимых урока из этой книги:
- Поскольку дети усваивают грамматику, не изучая ее, они должны обладать врождённой способностью понимать ее.
- В основе всех языков лежат два центральных принципа, благодаря которым они поддаются изучению.
- Вам не нужно так уж сильно беспокоиться о правильности грамматики, поскольку ее правила – это только одна часть правильного использования языка.
Готовы исследовать и раскрыть свой внутренний, врождённый талант к изучению языка? Давайте узнаем все о языке от Стивена Пинкера!
Бедность стимула объясняет, почему дети могут использовать грамматику, никогда не изучая ее.
Когда вы изучаете информатику и языки программирования на более глубоком уровне, например, в колледже, вы обязательно столкнётесь с парнем по имени Ноам Хомский . Он один из ведущих лингвистов мира, которого иногда даже называют «отцом современной лингвистики», и написал более 100 книг, многие из которых посвящены этой теме.
Какое отношение исследователь языка имеет к информатике? Ну, если вы хотите понять, как работают компьютеры, вам нужно узнать, как они разговаривают – только тогда вы сможете перевести то, что вы хотите от них сделать, на понятный им язык.
Я помню, как мы узнали о различных типах грамматик и придумали свои собственные в классе. Хомский – главный сторонник идеи о том, что мы рождаемся с умением учить языки, и его главный аргумент называется бедность стимула .
Вот что он означает: Поскольку дети учат языки уже в 18 месяцев, но могут учиться только наблюдая за взрослыми, которые делают это правильно, у них нет возможности активно определять, что правильно, а что нет – они не изучают языки, они просто впитывают их.
И все же они применяют правильные правила в нужное время. Например, даже глухие дети применяют правильную грамматику, просто изучая язык жестов от своих родителей.
Все языки основаны на одних и тех же двух основных принципах.
Почему мы можем так легко разговаривать друг с другом? Что такого есть в языке, что делает общение с ним таким лёгким? По мнению Стивена Пинкера, здесь действуют две силы:
- Произвольность знака.
- Наше бесконечное использование конечных средств.
Первый принцип означает, что форма, которую принимают слова, не имеет прямого отношения к их значению . Например, слово «кошка» не звучит как кошка. Кошки издают звук «мяу» и молчат, когда ходят, в то время как «кот» – довольно сильное, отрывистое, короткое и громкое слово.
Это хорошо, потому что не позволяет нам пытаться расшифровать значение слова «кошка», думая о том, как оно звучит, и вместо этого позволяет нам мгновенно перейти к результату, потому что мы связали слово с образом благодаря поколениям заучивания.
Второй принцип позволяет нам выразить все и вся, потому что, хотя количество слов в любом языке ограничено, количество комбинаций слов не ограничено. Поскольку мы используем правила грамматики для создания собственных предложений, мы не ограничены в том, как много мы можем выразить, а значит, нам легче донести свою мысль до читателя.
Не напрягайтесь по поводу грамматики. Ее важность относительна.
Итак, да, грамматика – важнейшая часть языка, и знать ее хорошо полезно. Однако если в 1920-х годах за плохое знание грамматики вас бы ужасно наказали в школе, то сегодня это не такая уж большая проблема, главным образом потому, что грамматические правила – это лишь один из видов правил, определяющих, насколько хорошо вы используете язык.
Грамматические правила являются предписывающими, то есть они говорят нам, как мы должны говорить или писать . Однако все больше учёных интересуют дескриптивные правила, которые описывают, как мы на самом деле говорим .
Например, в школе вас учат никогда не начинать предложение со слова «потому что» – это предписывающее правило, которое имеет смысл только в сочетании с другими предписывающими правилами. Тем не менее, когда вы говорите, вы делаете это постоянно, и даже в блогах это распространённое явление.
Примечание : Что касается этого вопроса о дескриптивных и прескриптивных правилах, Джон Маквортер выступил с отличной лекцией на TED о СМС .
Вы можете быть в значительной степени описательно корректны в своей грамматике, но при этом ошибаться в предписывающем смысле, точно так же, как водитель может следовать правилам физики в своей машине, нарушая при этом законы страны, в которой он едет. Правильная грамматика – вещь относительная, поэтому не стоит слишком сильно переживать по этому поводу!
Некоторые аргументы «Языкового инстинкта» весьма спорны, что и делает эту книгу такой хорошей, но и такой, над которой нужно много думать. Я очень люблю узнавать больше о самых основных принципах, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Язык – один из них, так что за эту книгу – большой палец вверх.
Кому бы я порекомендовал книгу «Языкового инстинкта»?
13-летней девочке, которая ненавидит уроки испанского, 34-летнему молодому специалисту, который избегает писать отчёты, потому что стыдится своей плохой грамматики, и всем, кто хочет выучить новый язык после окончания школы.
“Противоположность испорченности” (The Opposite Of Spoiled) – краткий обзор книги
“Важность быть маленьким” (The Importance Of Being Little) – краткий обзор книги
“Старт-ап тебя” (The Start-Up of You) – краткий обзор книги
“Альманах бедного Чарли” (Poor Charlie’s Almanack) – краткий обзор книги
“Пленники географии” (Prisoners Of Geography) – краткий обзор книги