“Дилемма инноватора” (The Innovator’s Dilemma) – краткий обзор книги
«Дилемма новатора» – классика бизнеса, объясняющая силу разрушения, почему лидеры рынка часто оказываются в проигрыше, когда меняются технологии и отрасли, и что могут сделать действующие компании, чтобы надолго сохранить своё лидерство на рынке.
«Дилемма инноватора» всегда была в моем списке. Причина, по которой я все время откладывал ее, заключалась в том, что я помнил, как очень рано увидел мигалки для этой книги на Blinkist, но почему-то их английская версия исчезла. Сегодня я наконец-то решил обойтись немецкой версией и попробовать.
Вскоре после смерти Стива Джобса вышла его биография. Я прочитал ее в год выхода (2011) и очень хорошо запомнил одну вещь из неё: Стив Джобс сказал, что книга «Дилемма инноватора» оказала на него глубокое влияние. В интервью со своим биографом Стив ссылался не на многие книги, не говоря уже о бизнес-книгах.
Естественно, мне было интересно узнать, какую книгу по предпринимательству написал парень, создавший самую дорогую компанию в мире. Вероятно, именно потому, что он осознал и решил описанную в книге дилемму.
Вот 3 урока о том, что это такое:
- Есть два вида технологий: разрушительные и поддерживающие.
- Если ресурсы, процессы и ценности компании не соответствуют рынку, никакое управление не спасёт ее.
- Лидеры рынка могут решить дилемму новатора, приобретая или основывая дочерние компании.
Если вы хотите стать новатором, давайте приоткроем завесу над дилеммой, которую вам придётся решать, и над тем, как вы можете это сделать!
Резюме «Дилемма инноватора»
Существуют разрушительные и поддерживающие технологии, и инновации в них работают по-разному.
Я не уверен, что Питер Тиль ссылался на эту книгу в своём бизнес-манифесте, Zero to One, но я не удивлюсь, если узнаю, что именно оттуда он почерпнул эту идею. Клейтон Кристенсен опубликовал «Дилемму инноватора» в 1997 году и этим изменил представление руководителей о технологическом прогрессе.
Он различает два вида технологий:
- Поддерживающие технологии . Они направлены на развитие существующих технологий путём повышения их производительности, в основном за счёт расширения функциональности или увеличения мощности.
- Разрушительные технологии . Они меняют ландшафт целой отрасли или создают новую отрасль, поскольку решают проблему совершенно новым способом или для совершенно новой группы людей.
Как вы можете себе представить, устоявшиеся предприятия и лидеры рынка превосходят всех, когда речь идёт о первом типе. Они накопили огромную эффективность и огромные ресурсы, что позволяет им легко обеспечивать постепенный прогресс в масштабе. А вот где действующим компаниям часто не хватает воображения и быстроты, так это в разрушении.
Например, хотя в 80-е годы для IBM было проще простого сделать жёсткие диски тоньше и увеличить объем памяти, переход на новый 1,5-дюймовый формат не был столь естественным, поскольку 14-дюймовые диски по-прежнему продавались лучше всего.
Когда ресурсы, процессы и ценности компании не соответствуют целевому рынку, даже самый лучший менеджмент не поможет.
Причина, по которой у стартапов есть шанс обогнать титанов индустрии, заключается в том, что они начинают с низкодоходных нишевых рынков, потому что целевой клиент зачастую совершенно другой, чем раньше. Крупные компании обслуживают их медленно, потому что два из трёх определяющих факторов культуры и способности бизнеса к действию для них негибкие:
- Ресурсы . Все, что вы можете купить, продать, нанять или уволить.
- Процессы . Шаблоны действий и общения, как формальные, так и неформальные.
- Ценности . Критерии, на основании которых менеджеры и сотрудники принимают все организационные решения.
Чемпионы рынка обладают большими ресурсами, но имеют очень жёсткие процессы и фиксированный набор ценностей, который редко соответствует новому целевому рынку разрушительной инновации. Эти три фактора все труднее изменить, особенно в краткосрочной перспективе, поэтому неудивительно, что такая компания, как Kodak, с трудом уделяет новой технологии, например цифровым камерам, должное внимание.
Когда ваши процессы и ценности не соответствуют рынку, на который вам приходится прорываться, даже самое лучшее руководство не сможет спасти эту дилемму.
Лидеры рынка решают дилемму инноватора, оснащая независимые дочерние компании тем, что им нужно.
Так что же делать, если вы являетесь ведущим игроком в радикально меняющейся сфере? Прежде всего, считает Клейтон, вы должны принять ограничения своих процессов и ценностей. Почти невозможно добиться успеха в разработке как устойчивых, так и разрушительных технологий из одного источника.
В результате крупные компании обычно либо пытаются заставить новый рынок расти слишком быстро (да, Apple, 1982 год был слишком ранним для iPad), либо ждут слишком долго и в итоге оказываются в проигрышной позиции. Вот решение, которое предлагает Кристенсен:
Найти или приобрести дочернюю компанию с правильными ценностями и процессами, оснастить ее необходимыми ресурсами и позволить ей делать своё дело.
Если вы ошибаетесь в двух из трёх факторов, используйте третий, чтобы компенсировать два других! Если у вас много денег и людей, смело используйте их, чтобы попытаться создать что-то, что соответствует потребностям рынка, даже до того, как он об этом узнает.
Именно так поступила компания IBM, когда персональные компьютеры ещё не были чем-то особенным. К тому времени, когда они стали мейнстримом, их дочерняя компания самостоятельно выстроила нужные процессы и ценности, и вуаля, IBM получила огромную прибыль от отрасли, которая не была ее основным направлением.
Вот что знал Стив Джобс, и вот как вы решаете «Дилемму инноватора» .
Обзор «Дилеммы инноватора»
Ранее сегодня я отправил видео другу, в котором рассказывается о том, что все является ремиксом того, что было до этого, на основе нового фильма «Звёздные войны», «Пробуждение силы» . Предпосылки книги «Дилемма инноватора», очевидно, много раз адаптировались и переделывались за 20 лет существования книги, и мне интересно, что он сам переделал в книге.
Однако, похоже, это один из немногих случаев, когда мы максимально приближаемся к идее, которую можно назвать оригинальной, и уже одно это делает эту книгу достойной прочтения. Но, возможно, вам просто интересно, что знал Стив Джобс, чего не знали многие другие: как решить дилемму инноватора.
Кому бы я порекомендовал книгу «Дилеммы инноватора»?
27-летнему основателю стартапа, который думает, что его специальный фруктовый блендер действительно изменит фитнес-индустрию, 52-летнему генеральному директору компании Fortune 500 и всем, кто видит, что его организация постепенно отстаёт в инновациях.
“Толкование снов” (The Interpretation Of Dreams) – краткий обзор книги
“Интеллектуальный инвестор” (The Intelligent Investor) – краткий обзор книги
“Новаторы” (The Innovators) – краткий обзор книги
“Внутренняя жизнь животных” (The Inner Life of Animals) – краткий обзор книги
“Внутренняя игра в теннис” (The Inner Game Of Tennis) – краткий обзор книги