“Пятое соглашение” (The Fifth Agreement) – краткий обзор книги
«Пятое соглашение» – это обновление и продолжение одной из самых популярных в мире книг по самопомощи, которая проливает новый свет на древнюю толтекскую мудрость, чтобы помочь нам овладеть собой, развить глубокое осознание и стать теми, кто мы есть на самом деле.
Одна из причин, по которой мы все глубоко боимся обрести большой успех, заключается в том, что за ним стоит грандиозная задача: как его продолжить? После того как вы продали свою компанию, написали бестселлер или снялись в блокбастере, мир будет ожидать от вас того же самого, только лучше. Это большое давление.
Я полагаю, что, по крайней мере, частично из-за этого Дон Мигель Руис более десяти лет вообще не продолжал работу над своей книгой «Четыре соглашения» . Потому что нельзя превзойти восьмилетний статус бестселлера и шесть миллионов проданных экземпляров. Однако в 2009 году вместо того, чтобы просто опубликовать пересмотренное издание, он написал обновление и продолжение в соавторстве со своим сыном, Доном Хосе Руисом. Она называется Пятое соглашение .
Как следует из названия, книга добавляет пятый руководящий принцип, но при этом заново объясняет четыре предыдущих:
- Будь безупречен в слове.
- Не принимайте ничего близко к сердцу.
- Не делайте предположений.
- Всегда делайте все, что в ваших силах.
- Будьте скептиком, но научитесь слушать.
Я не могу подробно остановиться на всех этих пунктах, но мне хотелось бы поделиться рассуждениями Руиса о том, откуда берётся наша потребность в новых соглашениях с самим собой. Это также поможет нам понять первое из них. Вот мои 3 вывода из Пятого соглашения :
- Мир функционирует благодаря символам, поэтому он одомашнивает нас, когда мы взрослеем.
- Все знания построены на символах, поэтому все истины относительны.
- Когда вы научитесь безупречно владеть словом, вы сможете использовать символику в своих интересах.
Итак, давайте выучим несколько древних уроков, обновлённых для современности!
Символика заставляет мир крутиться, но она же и обуславливает нас.
В книге «Четыре соглашения» Дон Мигель описал сумму неконтролируемых элементов в нашей жизни как источник нашего одомашнивания. К ним относятся все привычки, взгляды, идеи и модели поведения, которые мы перенимаем, будучи невинными детьми, от родителей, наставников, друзей и учителей. Мигель назвал это ‘- коллективным сном». Вы знаете, что общество ожидает от нас .
Теперь его сын развивает эту идею и показывает, откуда она берётся. Будучи малышами, мы ведём себя естественно, в соответствии с нашими наклонностями. Мы смеёмся, едим, спим, исследуем и творим. Мы не осуждаем себя и не сожалеем о своих поступках, пока постепенно нас не знакомят с символикой.
Символы – это огромная часть нашей жизни, и без них мир бы не функционировал. Однако большинство этих символов так или иначе предвзяты в культурном и социальном плане . Они связаны с определёнными ценностями, вещами, которыми мы восхищаемся и желаем, и нормами поведения, которые мы считаем приемлемыми. Так мы получаем все эти идеи о том, что мы ‘- должны иметь и делать, и к тому времени, когда мы вырастаем, мы полностью обусловлены этим приручением.
Все, что мы знаем, основано на символах, а значит, абсолютных истин не существует, только относительные.
Первое доказательство того, что символика важна, несмотря на ее недостатки, заключается в том, что без неё вы не смогли бы читать эту книгу. Все человечество использует общий каталог символов для общения: язык . Мы не все используем один и тот же каталог и не все понимаем друг друга, но без алфавитов, слов и предложений мы не смогли бы ни читать, ни говорить.
Однако это также доказывает, что все человеческое знание должно в той или иной степени опираться на общую символику. Если хотя бы один человек не согласится с вами, что большая коричнево-зелёная штука называется деревом, или что в апельсинах есть витамин С, или даже что 1 1=2, вы не сможете назвать эти вещи фактами, не говоря уже об истине.
Поскольку для представления знаний мы должны использовать символы, а все символы требуют согласия по крайней мере двух людей, все, что мы знаем и во что верим, может быть только относительной истиной. Не то чтобы универсальных истин не существовало – дерево всегда существует, как бы вы его ни называли, – но есть очень мало того, что не подвергается сомнению. Мы просто настолько привыкли к символам, которые знаем, к нашему языку, к тому, чему нас учат в школе, к ценностям, которые прививают нам наши родители, что не считаем их спорными. Но это так.
Безупречность в использовании слов позволяет вам использовать символику в своих интересах.
Учитывая, что язык может быть самым распространённым примером относительных истин в нашей жизни, логично, что первое соглашение – «будь безупречен в своём слове». Мы не все можем быть писателями, художниками и режиссёрами, но каждым словом, которое мы произносим или подбираем в разговоре, мы продолжаем рассказывать историю нашей жизни в своей голове.
Когда мы используем слова безупречно, мы позволяем им только улучшать нашу жизнь, а не разрушать ее. Это начинается с того, какие слова вы выбираете, и заканчивается тем, какую степень относительной правдивости вы придаёте словам других людей. Цель состоит в том, чтобы, подобно малышу, которым вы когда-то были, не осуждать и не отвергать себя за то, что вы есть. В то же время, когда другие оскорбляют вас, воспринимайте их слова как символы, как их правду, а не вашу, и вам будет легче позволить им смыться.
В следующий раз, когда вы поймаете себя на мысли «Я недостаточно хорош», или «Я должен был сделать это», или кто-то навесит на вас ярлык толстого, ленивого, высокомерного или глупого, вспомните о символике. Сделайте глубокий вдох, отступите на шаг назад и посмотрите на слова как на то, чем они являются: относительными истинами, которые вы вольны не выбирать.
Поскольку эта книга подводит итог своей предшественницы и заходит немного глубже, я полагаю, что «Пятое соглашение» – это не только место, где она заканчивается, но и то, с чего следует начать. Однако если вы действительно любите толтекскую мудрость, ничто не мешает прочитать обе книги или прочитать одну сейчас, а другую – несколько месяцев или лет спустя.
Кому бы я порекомендовал книгу «Пятого соглашения»?
17-летнему интроверту, над которым издеваются в школе, 39-летнему учёному, который зарабатывает на жизнь спорами с фактами, и всем, кому не нравится голос в голове.
“Счастье стремления” (The Happiness Of Pursuit) – краткий обзор книги
“Гений птиц” (The Genius Of Birds) – краткий обзор книги
“Игра” (The Game) – краткий обзор книги
“Великий замысел” (The Grand Design) – краткий обзор книги
“Импульс извинения” (The Apology Impulse) – краткий обзор книги