“Ловец во ржи” (The Catcher in the Rye) – краткий обзор книги

Книги 32

В романе «Ловец во ржи» описываются приключения обеспеченного подростка Холдена Колфилда, который проводит выходные в одиночестве в Нью-Йорке, освещая борьбу молодых взрослых с экзистенциальными вопросами морали, идентичности, смысла и связи.

«Что меня по-настоящему выбивает из колеи, так это книга, после прочтения которой тебе хочется, чтобы автор, написавший ее, был твоим потрясающим другом и ты мог позвонить ему по телефону, когда тебе захочется. Впрочем, такое случается нечасто». Таков Холден Колфилд, 16-летний герой романа «Ловец во ржи», в двух словах: сочетание радости юности, идеологических мечтаний и медленного разочарования, которое мы все испытываем в подростковом возрасте.

Эта книга, проданная тиражом около 65 миллионов экземпляров и ежегодно попадающая в руки старшеклассников, является абсолютной классикой американской литературы. Ее автор, Дж. Д. Сэлинджер, участвовал в битве за Нормандию во время Второй мировой войны, и ему блестяще удалось превратить ужас тех переживаний в нечто, что стало катарсическим не только для него самого, но и для последующих поколений.

Вот три урока из одной из самых известных историй взросления всех времён:

  1. Единственный способ найти смысл жизни – это заботиться о чем-то и работать ради этого.
  2. Если вы не будете рисковать, вы никогда не сформируете свою личность, не говоря уже о том, чтобы стать тем, кем вы хотите быть.
  3. Жизнь не так уж сложна, если вы решили находить радость в мелочах.

Примечание : Исторически значимым книгам, подобным этой, мы посвящаем в два раза больше места, чем в обычном формате. Надеемся, вы считаете, что это того стоит. Давайте погрузимся в один из величайших романов всех времён!

Краткое содержание романа «Ловец во ржи»

Все бессмысленно, если не прикладывать к этому усилий.

Холден Колфилд – благополучный мальчик, который учится в подготовительной школе в нескольких часах езды от дома. На бумаге у него есть все необходимое: еда, одежда, хорошее образование и многое другое. Однако в эмоциональном плане он в полном дерьме. Он подросток. Ему хочется бунтовать против родителей. Поэтому, провалив все уроки, кроме одного, он решает разрисовать город – Нью-Йорк, свой родной город, – прежде чем родители узнают, что его снова исключат из школы.

Когда спустя несколько недель Холден рассказывает из больницы о событиях своего приключения на длинных выходных (во время поездки он подхватил пневмонию), одно из первых, что вы заметите, – это то, что Холден жалуется почти на все.

Во-первых, на людей. Все в его школе – «фальшивки», те, кто фальшивит. Он с подозрением относится ко всем своим учителям, даже к тем, которые ему нравятся. Его соседи по комнате либо надоедливые и негигиеничные, либо «тупые болваны», которым «требуется час, чтобы причесаться». Позже Холден жалуется на барменов, которые никогда не передают кому-то сообщение. Он ходит на свидание с девушкой Салли, которая якобы слишком много говорит. Список можно продолжать и продолжать.

Но Холден также находит что-то неправильное во всем остальном. Погода слишком холодная. Ему не нравятся толпы людей на Бродвее. Он даже ненавидит, когда кто-то желает ему удачи.

Если бы Холден был взрослым, мы бы записали его в «жалобщики» и списали в утиль. Но Холден ещё не стал взрослым. Он впервые осознает, что жизнь не бывает черно-белой. В глубине души он потрясён тем, что во всем может найти что-то плохое, и в результате ему трудно эмоционально вложиться во что-либо.

Однако, как мы все рано или поздно узнаем, несовершенство – это просто часть жизни . Так уж мы устроены, и это не повод опускать руки. Единственный способ найти смысл – это заботиться о чем-то и посвятить себя этому – даже если это что-то далеко от совершенства. Холден несчастен, потому что концентрируется на плохой стороне всего. Все кажется бессмысленным только потому, что он отказывается заботиться о чем-либо, по крайней мере о чем-то реальном, и честно пытаться сделать что-то из этого.

Например, если бы Холден больше занимался в школе, он мог бы вести содержательные беседы с учителями, не получая выговоров. Если бы он смирился с тем, что его сосед по общежитию лучше разбирается в вопросах знакомств, он мог бы поучиться у него. А если бы Холден сосредоточился на воодушевлении и остроумии Салли, возможно, они бы действительно поладили.

В самом конце книги Холден замечает, что скучает по всем людям, на которых жаловался. Он наконец понимает, что, несмотря на несовершенство, вещи, а особенно люди, могут внести большой вклад в наше ощущение смысла и счастья – но только если мы готовы вступить с ними в отношения .

Чтобы стать кем-то, кем угодно, но особенно тем, кем вы хотите стать, нужно рисковать.

Второстепенная тема книги – и это тоже то, что большинство из нас испытывает в подростковом возрасте, – это борьба Холдена с формированием собственной идентичности. Как Холден отказывается эмоционально привязываться к чему-либо, потому что не может оценить это как однозначно «хорошее», так и он парализован, когда дело доходит до преследования собственных целей, потому что что это может сказать о нем самом?

Например, как только Холден поселяется в отеле «Эдмонт» в Нью-Йорке, он заказывает проститутку Санни в свой номер, чтобы наконец лишиться девственности . Однако, как только она раздевается, он впадает в панику и отказывается от номера. Естественно, Санни раздражена тем, что Холден тратит ее время, и ее сутенёр в конце концов берет с него больше денег, чем он согласился заплатить. Для пущей убедительности он ещё и бьёт его в живот.

Удар в живот не просто буквальный: Если Холден не хочет спать с проституткой, потому что это не соответствует его ценностям, то он также не может просто поставить галочку напротив своей цели – заняться сексом. Холден вынужден признать, что, как и другие люди несовершенны, так и он, и иногда его ценности будут расходиться с его целями. Рано или поздно всем нам приходится проявлять определённую моральную гибкость, хотя бы потому, что жизнь заставляет нас выбирать между, скажем, посещением свадьбы одного друга и другого.

Но даже с морально менее обременительными целями Холдену приходится нелегко. Например, у него ничего не получается с Джейн, женщиной его мечты, – в основном потому, что он просто не звонит ей. Снова и снова он собирается «поднять ей настроение», но продолжает настаивать, что он «сейчас не в настроении», а «для таких вещей нужно быть в настроении».

Что, если Холден узнает, что Джейн не так идеальна, как он думает? Что, если она отвергнет его? Эти вопросы пугают Холдена, и поэтому он остаётся на месте, несчастный, но спокойный, зная, что ему никогда не придётся на них отвечать.

В реальном мире наша личность формируется нашими поступками . То, что мы делаем, определяет, кто мы есть, и невозможно сделать что-то, не подвергаясь риску. Действия – это то, как мы находим своё место в мире, и поэтому, если мы не будем действовать, мы неизбежно почувствуем себя потерянными.

Если вы хотите действительно достичь своих целей, а не просто мечтать о них, вам придётся рисковать, и иногда риск приведёт к тому, что вы упадёте на голову. Это тоже часть жизни.

Сосредоточьтесь на маленьких радостях, и жизнь станет намного менее сложной.

При всех своих недостатках и незрелости Холден Колфилд все ещё обладает той возбудимостью и оптимизмом, которые многие из нас теряют по мере взросления. Ему очень нравится посещать Музей естественной истории. Ему нравится заставлять незнакомых людей верить в его выдуманные, но в основном безобидные истории. Наконец, Холден в восторге от перспективы доставить пластинку своей младшей сестре Фиби, но, к сожалению, она разбивается по дороге.

Холдену легко увлечься позитивом момента, и его идеалистические мечты достойны восхищения, даже если они не реалистичны. Одной из таких мечтаний он делится с Фиби после того, как пробирается обратно в свой дом. Десятилетняя Фиби – практически единственный персонаж в книге, с которым Холден может общаться, отчасти потому, что в некотором смысле она взрослее его, даже говорит ему, чтобы он собрался в школу, например.

В ключевой сцене книги Холден рассказывает ей о своей «работе мечты», которую он основывает на строчке из песни:

«Я все время представляю, как все эти маленькие дети играют в какую-то игру на большом поле ржи и все такое. Тысячи маленьких детей, и никого вокруг – никого большого, я имею в виду – кроме меня. И я стою на краю какого-то безумного обрыва. Я должен поймать всех, если они начнут срываться с обрыва, – то есть если они бегут и не смотрят, куда идут, я должен появиться откуда-то и поймать их. Это все, что я делаю весь день. Я буду просто ловцом во ржи и все такое. Я знаю, что это безумие, но это единственное, кем я действительно хотел бы быть».

Когда Фиби говорит ему, что он неправильно запомнил и формулировку строки, и то, что она из стихотворения, а не из песни, Холден срывается и плачет. Эта сцена идеально отражает чувство «Все, что я узнал и во что поверил, – ложь», пронизывающее всю книгу. К счастью, в этой сцене есть и ядро решения: «Это единственное, чем я действительно хотел бы быть».

Медленно, но верно Холден приходит к прозрению, что жизнь не обязательно должна быть сложной. Она может быть простой, если сосредоточиться на простых вещах, например, на танцах с младшей сестрой, как это делают Холден и Фиби в ее комнате. Фиби служит для Холдена образным и буквальным напоминанием о маленьких радостях жизни.

Большую часть следующего дня он проводит с Фиби, а после совместного похода в зоопарк книга заканчивается тем, что Холден наблюдает, как Фиби кружится на карусели, пытаясь схватить золотое кольцо, которое всегда находится вне пределов досягаемости. Несмотря на начинающийся дождь, он испытывает глубокое чувство счастья, понимая, что, возможно, если сосредоточиться на хороших сторонах людей и жизни, взросление не будет таким уж плохим – даже если некоторые из ваших целей навсегда останутся недостигнутыми.

Рецензия на «Ловец во ржи»

Я буду первым, кто признается, что, прочитав недавно впервые «Ловец во ржи», я не испытывал особого желания, как сказал бы Холден, «набить морду старине Дж. Д. Сэлинджеру». На самом деле, книга показалась мне глубоко депрессивной – но в этом-то и смысл. Чем больше нам хочется встряхнуть Холдена и крикнуть ему: «Повзрослей!», тем больше мы понимаем, что не так давно мы были такими же, как он: молодыми, ещё не совсем взрослыми, пытающимися разобраться в мире.

Как думают подростки? Что их волнует? Как они справляются с экзистенциальным кризисом взросления? Сложные вопросы, которые задаёт эта книга, а в некоторых случаях и отвечает на них, полезны не только для молодых взрослых, но и для родителей, которые хотели бы заглянуть в голову своих детей.

Я не уверен, насколько ценной была бы эта книга для меня в десятом классе, но, читая ее с временной дистанции, когда я уже благополучно вступил во взрослую жизнь, мне кажется, что я могу понять себя немного лучше – и если это не комплимент для книги, то я не знаю, что это.

PS: Мы также составили шикарный список лучших цитат из книги .

Кому бы я порекомендовал наше краткое содержание романа «Ловец во ржи»?

19-летней студентке колледжа, которая чувствует себя подавленной горой взрослой жизни, лежащей перед ней, 45-летнему отцу, который беспокоится об академической траектории своей дочери, и всем, кто чувствует себя немного, или даже много, потерянным в жизни.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock