“Книга” (The Book) – краткий обзор книги

Книги 32

Книга – это духовное исследование истинной человеческой природы и нашего места во Вселенной, бросающее вызов широко распространённым, но зачастую ошибочным представлениям.

Подзаголовок книги – «О табу против знания того, кто ты есть». В ней Алан Уоттс излагает отправную точку своих размышлений о природе человечества, нашем месте во Вселенной и духовном аспекте человеческой жизни.

Практически в каждой культуре есть свои табу. Например, в Японии веками было принято не упоминать о сексе в разговорах. В день бракосочетания молодожёны получали так называемые «книги подушек», в которых объяснялись сексуальные вопросы. Это давало людям возможность избежать разговора на неудобную тему.

В 1966 году, когда «Книга» была впервые опубликована, Уоттс уже заметил, что в западной культуре остаётся все меньше и меньше табу. Но одно из них осталось – и, вероятно, сохраняется до сих пор – это дискуссия вокруг истинной идентичности человека.

Уоттс написал «Книгу», чтобы снять это табу и поделиться точкой зрения, глубоко отличной от той, которую мы обычно принимаем благодаря традиционному воспитанию и образованию. Его основная идея заключается в том, что единство и взаимосвязь являются неотъемлемыми качествами всего живого.

Вот три момента из «Книги», которые заставили меня задуматься:

  1. Никто из нас не отделен от остальной жизни.
  2. Закон причины и следствия – это иллюзия.
  3. Смерть можно рассматривать как возможность, а не как угрозу.

Готовы к тому, чтобы ваше понимание мира было подвергнуто сомнению? Тогда давайте проверим, что предлагает «Книга»!

Вы – часть большого целого, а не одинокий остров.

Первое заблуждение, на которое указывает Уоттс, заключается в том, что большинство людей воспринимают себя как сущности, отделённые от остального мира. По его собственным словам:

«У большинства из нас есть ощущение, что „я сам“ – это отдельный центр чувств и действий, живущий внутри физического тела и ограниченный им, – центр, который „противостоит“ „внешнему“ миру людей и вещей, вступая через органы чувств в контакт со вселенной, одновременно чужой и странной».

Такой взгляд на себя имеет далеко идущие последствия. Он часто заставляет нас возводить искусственные барьеры между собой и другими и бороться с реальностью, чтобы «получить то, что мы хотим». Ощутимое противостояние между «я» и всем остальным очень заметно в нашем языке. Только подумайте о таких привычных фразах, как «нужно смотреть в лицо реальности» или «покорение природы».

Уоттс хочет, чтобы вы прозрели сквозь эту иллюзию «я против мира». Он объясняет, что все мы – неотъемлемые части целой вселенной. Единство и взаимосвязь с окружающей средой – это наша истинная природа и идентичность – поэтому она должна иметь приоритет над иллюзией разделения, которую усиливают наши физические тела.

Книга напоминает нам, что Земля растит людей, так же как она растит леса или создаёт волны. Это простое осознание – причина, по которой мы должны считать себя взаимозависимыми с миром, а не независимыми от него.

Причинность событий – это своего рода когнитивное предубеждение.

Большинство из нас воспринимают мир в бинарных терминах. Мы распознаем день на основе его противопоставления ночи – и наоборот. Подобная маркировка заставляет нас верить, что в этом мире все действительно чёрное или белое.

Такое предвзятое восприятие часто воспринимается как должное и даже не озвучивается. Просто все так видят мир – и поэтому нам не приходит в голову подвергать его сомнению. Немцы называют такие глубоко укоренившиеся предположения Hintergedanken, что буквально переводится как «за мыслями».

Одно из широко распространённых Hintergedanken заключается в том, что жизнь работает по закону причины и следствия . Уоттс утверждает, что этот закон – всего лишь иллюзия. Однако, будучи принятым, он искажает наше представление о реальности таким образом, что постоянно подкрепляет то, что мы хотим видеть.

Чтобы проиллюстрировать это, давайте сравним предубеждение «причина-следствие» с маленькой дырочкой в заборе, через которую вы наблюдаете за миром. Представим также, что вы никогда в жизни не видели кошку.

Когда вы смотрите в дырку, мимо проходит кошка. Сначала вы видите ее голову. Затем появляется тело, а за ним хвост. Если вы будете наблюдать достаточно долго, кошка пройдёт мимо несколько раз, и вы придёте к выводу, что вид тела, очевидно, является следствием головы. Одновременно она даёт повод хвосту появиться мгновением позже.

Пока вы смотрите через отверстие, вам никогда не придёт в голову, что голова, тело и хвост – это части одной и той же кошки. Вы будете продолжать видеть их как отдельные события, одно из которых «вытекает» из другого.

Смерть – это возможность, а не угроза.

Представление о смерти как о конце нашей жизни глубоко укоренилось в западной культуре. По мнению Уоттса, христианство в значительной степени ответственно за это.

В христианской доктрине за смертью следует Страшный суд. Он отделяет тех, кто заслуживает жизни в вечном раю, от тех, кто обречён на проклятие в аду. В западной культуре не существует сильной альтернативы этой доктрине, кроме атеистического видения исчезновения в небытие после смерти.

Все это звучит не слишком утешительно, не так ли? Однако Уоттс отмечает, что существует множество традиций, которые относятся к смерти не как к чему-то, чего следует бояться. Напротив, смерть – это возможность.

Смерть можно рассматривать как ворота в новое измерение духовного роста . На самом деле напоминание себе о неизбежности смерти может значительно улучшить ощущение цели и качества вашей жизни. Как сказал греческий духовный учитель Г. И. Гурджиев:

«Каждый из несчастных в процессе существования должен постоянно ощущать и осознавать неизбежность собственной смерти (…). Только такое ощущение и такое познание может теперь уничтожить полностью кристаллизовавшийся в них эгоизм, поглотивший всю их Сущность, а также вытекающую из него тенденцию ненавидеть других.»

Хотя книга была впервые опубликована в 1966 году, сегодня она актуальна как никогда. Это потому, что она затрагивает вечные проблемы человеческого существования и пытается ответить на вопросы, которые мы задаём с начала времён. Каким бы ни был год, знакомство с таким великим умом, как Уоттс, всегда радует.

Кому бы я порекомендовал «Краткое содержание книги»?

25-летней девушке, выросшей в набожной христианке, но желающей расширить свой кругозор, 47-летнему человеку, добившемуся успеха в профессиональной и личной жизни, но переживающему экзистенциальный кризис, а также всем, кто ищет руководства или вдохновения на своём духовном пути.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock