“Вы подверглись публичному позору” (So You’ve Been Publicly Shamed) – краткий обзор книги

Книги 27

So You’ve Been Publicly Shamed объясняет, как публичное позорище может обрушить сайты, закрыть бизнес, разрушить карьеру и почему оно часто подавляет этическое поведение, а не поощряет его.

Что приходит на ум, когда вы слышите фразу «публичное позорище»? Я думаю о распространённой в средние века практике использования устройства под названием pillory, или колодки. Знаете, такой деревянный каркас на шарнирах, в котором жертва держит голову и руки, выставленные на всеобщее обозрение?

Размещённое на городской площади, это приспособление могло публично демонстрировать объект презрения. В фильмах и мультфильмах это позволяет горожанам бросать гнилые овощи и мусор в лицо беспомощной душе.

С ростом онлайн-сообществ и социальных сетей возникает вопрос, была ли эта древняя форма позора на самом деле добрее, чем сегодняшнее публичное посрамление. В книге Jon Ronson ’So You’ve Been Publicly Shamed’ вы узнаете, как далеко может зайти эта унизительная практика.

Сегодня мы можем стать жертвой позора из-за относительно небольших проступков. А как быть с несправедливостью, против которой мы чувствуем себя бессильными, например с мегакорпорацией, эксплуатирующей своих сотрудников? Может ли публичное посрамление быть эффективным средством противостояния такому безобразию?

Вот 3 урока для размышления:

  1. Большая часть стыда, который мы видим сегодня, проистекает из ощущения, что у нас отбирают общественное пространство.
  2. Как люди, мы ведём себя в толпе гораздо иначе, чем в одиночку.
  3. Публичное позорище является эффективным сдерживающим фактором для преступности.

Давайте посмотрим, сможем ли мы выяснить причины и возможные преимущества стыда!

Многие люди чувствуют, что другие занимают их общественное пространство и вытесняют их из мест, которые они когда-то занимали.

Джентрификация вытесняет людей из районов, где они любили проводить время. Публичное унижение в Интернете – это попытка вернуть себе контроль. Это оружие коллективной власти.

В Нью-Йорке существует политика под названием «Остановка и обыск». Это практика, при которой полицейские в случайном порядке останавливают и обыскивают до 1 800 человек каждый день. Это помогает свести к минимуму мелкие преступления, такие как граффити и незаконное употребление наркотиков, но около 90% людей оказываются невиновными! Многие считают такое обращение унизительным и оскорбительным.

Власти признают, что эта тактика – способ утвердить власть в общественных местах. Они также видят в ней способ обезопасить собственность для «привилегированных» немногих, даже за счёт большинства.

Другой пример – онлайн-доска объявлений 4chan . Популярное место встречи сетевых троллей, пользователи 4chan делают своим делом участие в публичных инициативах по посрамлению в сети. Когда их спрашивают о мотивах таких действий, многие сообщают, что чувство полного бессилия помогло подстегнуть поведение .

В толпе даже самые сдержанные и рациональные люди могут стать импульсивными и беспорядочными без особых подсказок.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как рождаются беспорядки или действия толпы? Как горстка взволнованных людей может заразить своей страстью всю массу? Любопытно, что как только эта искра гнева перерастает в пламя, она приводит к лихорадке и перерастает в полномасштабный бунт.

Французский врач XIX века Гюстав Ле Бон, изучавший социальные механизмы деятельности толпы, использует метафору «заражения» для описания коллективного общественного возмущения. Его выбор слова подразумевает, что беспорядки происходят непреднамеренно, поскольку люди плывут по течению групповой динамики.

Похоже, существуют чёткие закономерности, определяющие поведение толпы. Без них мы были бы неспособны действовать спонтанно вместе или даже без лидера . Это похоже на то, как начинается запоминающееся скандирование типа «Нет, черт возьми, мы не пойдём!». Несколько человек начинают, а потом к ним присоединяются другие. Не успеете вы оглянуться, как почувствуете, что вынуждены сами присоединиться.

Конечно, не все групповые действия похожи на это песнопение. Часто люди участвуют в групповом поведении из-за своих моральных убеждений. Примером может служить тот, кто присоединяется к публичному поношению гомофоба. Обычно это происходит потому, что они верят, что гомофобия – это неправильно, а не из-за завораживающей силы групповой динамики.

Мы можем использовать публичное посрамление в своих интересах, чтобы сдерживать преступность.

Известен случай с молодым магазинным вором, который получил необычное, но эффективное наказание за свои преступления. Он должен был пройтись по магазину, в котором совершил кражу, с табличкой: «Я украл из этого магазина. НЕ БУДЬ ВОРОМ, ИНАЧЕ ЭТО МОЖЕШЬ БЫТЬ ТЫ».

Этот унизительный опыт помог молодому человеку измениться. Он получил высшее образование и впоследствии основал собственную компанию. Больше он никогда не совершал преступлений. Итак, можно ли сделать вывод, что публичное позорище является эффективным сдерживающим фактором для преступности?

Если вы спросите техасского судью Теда По, он скажет, что публичное посрамление – это эффективная стратегия. Судья По работает над восстановлением порядка в Хьюстоне, используя публичное посрамление подсудимых, осуждённых в его суде.

Только 15% тех, кто нарушил закон и был пристыжен, продолжают преступную жизнь, в то время как 66% совершают новое преступление после отбывания срока в тюрьме.

Но нам не стоит слишком радоваться тому, что позор – это решение проблемы преступности. По мнению эксперта по психиатрии Джеймса Гиллигана, насилие часто напрямую связано со стыдом . Если мы испытываем достаточно стыда, мы можем в конечном итоге стать жестокими.

Насильственные действия обычно являются попыткой восстановить самооценку, которая часто восходит к детским травмам. Люди склонны считать, что если они становятся жертвами других, то сами уже не являются бессильными жертвами.

Очевидно, что стыд – это обоюдоострый меч, и политики должны тщательно взвешивать его использование.

Я нашёл «Итак, вас публично пристыдили» странно забавным, в сатирическом смысле. В то же время меня настораживает, что простой твит, сообщение в Facebook* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) или злобный комментарий могут стать поводом для мгновенного осмеяния. Меня, как писателя, это особенно беспокоит. Я никогда не хочу стать объектом публичного позора. Моя кожа и так достаточно тонкая.

Кому бы я порекомендовал книгу «Так вас публично пристыдили»?

17-летним старшеклассникам, которые любят троллить в социальных сетях, чтобы привлечь к себе внимание, 35-летним стюардессам, которые делают неуместные фотографии со статуями из городов мира, и всем остальным, кто думает, что они так креативны со своим мобильным устройством.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock