“Шесть шляп мышления” (Six Thinking Hats) – краткий обзор книги
Шесть шляп мышления разделяет мышление на шесть различных областей и перспектив, что поможет вам, вашей команде и вашей компании рассматривать проблемы под разными углами, тем самым решая их с помощью силы параллельного мышления и экономя время, деньги и энергию в результате.
Работать в компании, которая пробует новые методы управления, такие как Метод «Шесть шляп мышления», должно быть круто. Но ещё круче – придумать такой метод, я думаю!
В 1985 году Эдвард де Боно придумал этот способ структурировать мыслительный процесс менеджеров и команд, чтобы помочь им разделить то, что обычно представляет собой беспорядочную кучу мыслей, на полезные категории.
Шесть различных шляп, которые могут по очереди носить менеджеры и их команды:
- Синяя – управление.
- Белая – информация.
- Красный – Эмоции.
- Чёрный – Предостережение.
- Жёлтый – Оптимизм.
- Зелёный – Творчество.
Это помогает членам организации согласовать свои умственные процессы, чтобы они могли решать проблемы, используя параллельное мышление. Вот более подробный обзор трёх шляп:
- Синяя шляпа – это шляпа менеджера, которая надевается для контроля над ситуацией.
- В красной шляпе каждый может свободно выражать свои эмоции, не опасаясь, что его осудят.
- Жёлтая шляпа заставляет вас взять в руки лопату и начать копать, потому что это шляпа оптимиста.
Готовы ли вы экспериментировать со своим гардеробом? Давайте примерим пару новых шляп!
Синяя шляпа помогает думать о мышлении и постоянно контролировать процессы.
Когда вы начинаете мозговой штурм, сначала надевайте синюю шляпу. Это шляпа для того, чтобы думать о мышлении. Думайте об этом как о том, чтобы уменьшить масштаб и получить представление о проблеме с высоты 10 000 футов .
Надев ее, вы должны ответить на такие вопросы, как:
- Почему мы здесь сегодня?
- Каков масштаб проблемы, которую мы пытаемся решить?
- Какие ещё шляпы понадобятся нам во время сессии?
- Каковы правила этой встречи?
Поскольку здесь вы устанавливаете периметр вашей командной работы, один из членов группы, обычно лидер или ведущий встречи, должен будет носить синюю шляпу на протяжении всей сессии, чтобы убедиться, что все придерживаются правил.
Если это вы, то ваша задача – сказать всем остальным, когда пора сменить шляпу, попросить подвести итоги или резюме в конце сессии и завершить ее конкретными следующими шагами, которые вы все предпримите, чтобы продвинуться вперед.
Важно позволить сотрудникам выражать свои чувства без осуждения, когда они носят красную шляпу.
Назовите пару вещей, о которых вам напоминает красный цвет. Полагаю, сейчас вы думаете хотя бы об одном из следующих: кровь, розы, сердца, губная помада, яблоки, огонь, клубника, вишня, чили, помидоры, шарф или свитер.
Это некоторые из тех вещей, о которых большинство людей думают в первую очередь, когда пытаются ассоциировать цвет. Если вы внимательнее изучите слова, то поймёте, что большинство из них также являются символами определённых эмоций.
Кровь = гнев, насилие.
Огонь = ярость или страсть.
Сердца, розы, помада, клубника = Любовь.
Поэтому не стоит удивляться, что красная шляпа – это шляпа эмоций. Тот, кто ее носит, должен иметь возможность свободно выражать свои эмоции по поводу ситуации или проблемы – без осуждения и объяснений .
Если вы ведёте собрание, не просите никого объяснять или оправдываться, почему они чувствуют себя определённым образом. Просто обойдите комнату и попросите каждого высказать своё эмоциональное мнение по этому вопросу. Важно вовлечь всех, чтобы никто не чувствовал себя обделённым, и не осуждать, чтобы людям было комфортно высказывать непопулярные мнения.
Это позволяет убедиться, что обиды и недовольства не переносятся на решение проблемы.
Если иногда не надевать жёлтую шляпу, будет трудно сохранять энтузиазм по отношению к рабочим проектам и не расслабляться.
Многие люди завидуют мне в том, что я прирождённый оптимист . Я понимаю. Это не всем даётся легко, но это огромный фактор, помогающий преодолевать неудачи, двигаться дальше и браться за дело с энтузиазмом.
Особенно после ношения чёрной шляпы, когда вы пытаетесь обнаружить слабые места и недостатки в своём плане, бывает трудно увидеть потенциальные плюсы плана. Однако для этого и нужна жёлтая шляпа.
Надевая ее, вы пытаетесь сосредоточиться на положительном влиянии идеи и на том, как она способна потенциально изменить вашу организацию к лучшему .
Это называется чувствительностью к ценности, когда вы осознаете, что даже самые «волосатые» идеи имеют ценность. Однако следует помнить, что ваш энтузиазм должен основываться на реалистичных ожиданиях .
Например, если вы придумали новую умную маркетинговую стратегию, не фантазируйте о том, что она сделает вас квадриллионером, просто оцените потенциальный дополнительный бизнес, который вы можете сделать, а затем приступайте к работе!
Мне нравятся простые идеи, которые вы можете реализовать без тонны обучения или дорогих инструментов и которые приводят к положительному эффекту почти мгновенно. Метод «Шесть шляп мышления» – одна из таких идей. Особенно для крупных компаний с большими командами, я думаю, это может действительно сэкономить тонну времени и денег, так что если вы работаете в компании приличного размера, я настоятельно рекомендую вам взглянуть на это.
Кому бы я порекомендовал краткое изложение «Шести шляп мышления»?
18-летней девушке, которую раздражает неорганизованное руководство ее театральной группы, 32-летнему менеджеру по социальным сетям, чья команда имеет отличные идеи, но реализует их очень разрозненно, и всем, кто иногда не может разобраться с хаосом в своей голове.
“Клуб «5 утра” (The 5 AM Club) – краткий обзор книги
“Спать умнее” (Sleep Smarter) – краткий обзор книги
“Скин в игре” (Skin In The Game) – краткий обзор книги
“Однозадачность” (Singletasking) – краткий обзор книги
“Установите границы и обретите покой” (Set Boundaries Find Peace) – краткий обзор книги