“Пик” (Peak) – краткий обзор книги
Пик аккумулирует все, что пионеры-исследователи преднамеренной практики узнали о работе экспертов за десятилетия изучения и анализа того, что отделяет тех, кто является средним, от тех, кто является мировым лидером в том, что они делают.
Если вы провели немного времени на этом сайте, то, скорее всего, наткнулись на фразу, которая часто встречается в научно-популярной литературе: преднамеренная практика. Эта идея представляет собой альтернативу давно распространённому представлению о том, что результаты мирового уровня – это результат простого таланта и врождённых способностей. Bounce, Deep Work и The Art of Learning – вот лишь некоторые из многочисленных бестселлеров, обсуждающих эту тему, которые вы найдёте на Four Minute Books.
Чего мы до сих пор не сделали, так это не проследили эту мощную концепцию до ее скромных истоков. Андерс Эрикссон является настоящим пионером в этой области. Именно на его исследованиях основано правило 10 0000 часов, и он изучал пик производительности на протяжении десятилетий. Только в 2016 году он наконец собрал все, что узнал за это время, в книгу под названием «Пик: Секреты новой науки об экспертности .
Вот 3 моих любимых урока о том, как эта идея развивалась и трансформировалась на протяжении многих лет и почему она ставит точку в споре о таланте и мастерстве:
- Путь, по которому идут профессионалы, называется ‘целенаправленная практика» и состоит из четырёх частей.
- Когда вы практикуете в зрелой области знаний и у вас есть кто-то, кто направляет вас, целенаправленная практика становится осознанной.
- Настоящий гений – это не врождённый талант, а результат многолетней целенаправленной практики.
Вам надоело верить, что вы не можете стать тем, кем хотите, потому что не созданы для этого? Тогда это для вас.
Профессионалы практикуют с целью, которая состоит из 4 частей.
Ещё в 1970-х годах Андерс Эрикссон провёл исследование с одним из своих студентов по имени Стив. Его целью было выяснить, сможет ли Стив значительно улучшить свою способность запоминать последовательность чисел. Когда они начали работать вместе, Стив мог запомнить среднюю длину, с которой большинство людей не испытывают проблем, – семь цифр подряд. До этого Стив не тренировал память, да и с цифрами у него было не очень хорошо.
В конце исследования, через несколько месяцев, Стив смог запомнить последовательности чисел длиной до 82 цифр.
Что произошло между этим? В частности, четыре вещи, которые сформировали условия для практики Стива:
- У него была чёткая, конкретная цель: запомнить больше цифр.
- Стив был сосредоточен во время тренировки . Исследователь читал ему цифры с интервалом в одну секунду. Не было никаких отвлекающих факторов.
- Эрикссон постоянно подталкивал его к достижению большего . Когда он набирал 32 номера, на следующем занятии они снова начинали с 32, а затем стремились к 33.
- Наконец, Стив получал обратную связь после каждой попытки, рассказывая, как именно он справился с заданием.
Эти четыре вещи в совокупности создают условия для обучения, которые Эриксон называет целенаправленной практикой . Однако целенаправленная практика – это всего лишь ступенька. Чтобы добиться настоящего результата, должны произойти ещё две вещи.
Целенаправленная практика становится осознанной, когда она направляется и находится в хорошо разработанном поле.
Пройти путь от среднего до исполнителя мирового класса – это как подняться по лестнице с бесконечным числом ступенек. Разница между хорошим и великим заключается в том, как быстро вы можете добраться до следующей ступеньки, включая то, сколько из них вы можете пропустить вообще.
Это происходит, когда ваша практика превращается из целенаправленной в преднамеренную, для чего должны соединиться два элемента:
- Ваша практика должна происходить в устоявшейся области . Чем дольше она существует и чем больше опытных экспертов вы можете привлечь, тем лучше. Если между новичками и профессионалами существует явный разрыв в результатах, это хороший знак.
- Ваша практика должна проходить под руководством инструктора, тренера или наставника, который может обучить вас действиям, необходимым для совершенствования.
Возьмём, к примеру, музыку. Она существует уже целую вечность, и до сегодняшнего дня были разработаны сотни методик обучения для всех видов инструментов. Если у вас есть учитель скрипки, который покажет вам, как лучше играть гаммы, вы пропустите множество шагов и неудачных попыток.
Использование руководства человека, имеющего доступ к большой доле ресурсов и стратегий в вашей области, превращает вашу практику из целенаправленной в осознанную – и именно это делает ее целенаправленной.
Даже величайшие таланты в мире на самом деле являются результатом многолетней преднамеренной практики.
Но как насчёт вундеркиндов Ника? Когда они практиковались?
Эриксон утверждает, что нет никаких доказательств существования врождённого таланта и что даже самые одарённые из нас – это результат многих и многих сознательных тренировок.
Даже Моцарт был обучен, а не просто талантлив. Так случилось, что он получил прекрасную подготовку, в частности от своего отца, начиная с четырёхлетнего возраста. Вопреки распространённому мнению, Моцарт, скорее всего, начал сочинять «правильную» музыку только в подростковом возрасте – к тому времени он уже десятилетиями целенаправленно тренировался.
Кроме того, даже если вы считаете других «более прирождёнными», чем вы, это не изменит того факта, что вы тоже можете стать мировым лидером благодаря целенаправленной практике. Различаются ли наши стартовые позиции или нет, становится спорным: тот, кто практикует больше всех и делает это осознанно, побеждает.
Так что сойдите с поезда жалоб и начните обзванивать потенциальных наставников!
Учитывая биографию Андерса Эрикссона и его статус первопроходца в области человеческой производительности, было бы глупо пропускать «Пик» ради других книг на эту тему. Пик: Secrets from the New Science of Expertise должна стать для вас книгой номер один о преднамеренной практике. Если вы заинтересованы в изучении этой темы, сделайте ее своей первой, а не последней остановкой.
Кому я могу порекомендовать книгу «Пика»?
13-летней девочке, которой очень надоело заниматься на фортепиано, но у неё есть шанс стать великой, если она продолжит, 29-летнему писателю, который добился определённых успехов, но чувствует, что сейчас упирается в стену и ему нужен наставник, а также всем, кто считает, что он «просто недостаточно талантлив».
“Владейте днем, владейте своей жизнью” (Own The Day, Own Your Life) – краткий обзор книги
“Творческая уверенность” (Creative Confidence) – краткий обзор книги
“Подтолкни” (Nudge) – краткий обзор книги
“Абсолютно точный” (Pitch Perfect) – краткий обзор книги
“Сокрушая это” (Crushing It) – краткий обзор книги