“Размышления о первой философии” (Meditations On First Philosophy) – краткий обзор книги

Книги 24

«Медитации о первой философии» – одно из главных произведений западной философии, написанное Рене Декартом в 1641 году и побуждающее нас отказаться от всего, в чем можно усомниться, и начать рассуждать, основываясь только на том, что мы можем знать с абсолютной уверенностью.

Впервые я узнал от Рене Декарта что-то большее, чем «Cogito, ergo sum» (я мыслю, следовательно, я есть), в 2014 году. Один из шагов в программе «67 шагов» Тая Лопеса был озаглавлен «Декарт и Эмп; решение задач с помощью калькулятора».

В нем рассказывалось о том, как Декарт в течение нескольких дней продолжал задавать себе вопросы: «Действительно ли это так? Есть ли 0,000000000000001% вероятности, что это не так?» И каждый раз, когда он обнаруживал сомнения, он удалял из своего сознания то или иное убеждение, пока в конце концов не увидел, что у него осталось только одно: математика.

«Размышления о первой философии» показывают, как он пришёл к этим и многим другим выводам. Это одно из главных произведений западной философии, написанное в 1641 году и входящее в справочник любого образованного человека (или женщины).

Вот 3 урока из Декарта :

  1. Ваши органы чувств не всегда говорят правду.
  2. Тот факт, что вы думаете, доказывает, что вы существуете.
  3. В мире существует три уровня истины.

Чувствуете себя умным? Наша философская плоскость ‘Декарт сейчас! (каламбур)

Не доверяйте своим чувствам, не подвергая их сомнению.

Первое, что утверждает Декарт, – это то, что нельзя строить своё понимание и представление о мире на лжи. Поэтому от всего, в чем можно хоть в малейшей степени усомниться, нужно отказаться в пользу истины.

Подходить к жизни со здоровой дозой скептического сомнения – значит, во-первых не верить всему, что говорят вам органы чувств . Представьте себе, каково это – видеть сны. Сны яркие, в них вы можете чувствовать предметы, ощущать вкус пищи, и даже боль кажется реальной – но когда вы просыпаетесь, ничего этого не происходит.

Точно так же мифические существа, такие как минотавр, единороги и русалки, кажутся неправдоподобными, но разве вы не верите в них хотя бы немного?

В Интернете циркулируют фальшивые фотографии и видео, и тысячи случаев наблюдения НЛО были развенчаны за эти годы. Просто вспомните «Матрицу» или «Шоу Трумана» (или то, как некоторые животные пытаются заманить других в ловушки с помощью соблазнительных запахов), и вы сразу же согласитесь, что не все, что вы видите, слышите и чувствуете, реально.

Способность мыслить – лучшее доказательство существования.

Вот тут-то и приходит на помощь самая знаменитая фраза Декарта «Я мыслю, следовательно, я есть». Если усомниться во всем, что говорят нам органы чувств, то что вообще остаётся?

Согласно Декарту, единственное, на что мы можем положиться, – это знание того, что пока вы думаете, вы действительно существуете . Даже если ваш нос говорит вам, что из-за угла доносится запах яблочного пирога, подумав об этом, вы можете оспорить это. Существует ли яблочный пирог на самом деле, или это что-то другое, или даже просто часть сна – тот факт, что вы думаете о яблочном пироге, доказывает, что вы существуете.

Все, что наш мозг воспринимает, правда это или нет, и о чем он может выносить суждения, является ещё одним доказательством нашего собственного существования. Поэтому, пока вы думаете, вы существуете и живы. Вот вам и доказательство того, что вы истинная вещь, а как насчёт всего остального в мире?

Все в мире можно отнести к одной из трёх категорий истинности.

Итак, ваш мозг надёжен, но ваши органы чувств – нет. Тогда у нас остаётся три различных уровня истины:

  1. Истина вещей, которые вы можете объяснить, используя только свой разум.
  2. Истина вещей, которые вы можете объяснить с помощью своих органов чувств.
  3. Истина вещей, которые вы можете объяснить с помощью разума и чувств.

Декарт утверждает, что первый уровень – самый надёжный, просто потому, что мышление – наш самый надёжный ресурс. Вот почему, например, математика, являющаяся единственной конструкцией разума, так абсолютно рациональна. Объединяя такие конструкции разума, как математика, астрономия, геометрия, мы можем даже получить знания о таких далёких объектах, как солнце, например, о том, что это огромная круглая звезда.

Истины второго уровня менее надёжны, потому что они опираются на наши ошибочные чувства. Например, если вы думаете, что Солнце очень маленькое, просто потому, что видите его только как маленький объект на небе, вас наверняка ждёт сюрприз, если вы когда-нибудь туда попадете.

И наконец, все, где разум и чувства смешиваются, чтобы объяснить что-то на основе комбинации наших собственных идей, как гиппогрифы, феи и драконы, обычно весьма далеко от истины. Эти «истины» третьего уровня имеют малую степень реальности.

В следующий раз, когда вы в чем-то усомнитесь, постарайтесь подумать, к какой категории это относится!

Для таких книг я рад иметь набор мигалок, статей Википедии и т. д., чтобы проконсультироваться – просто потому, что оригинальные тексты очень сложны. Я бы все ещё хотел получить современный перевод «Медитаций о первой философии», хотя в таких философских работах, как эта, можно почерпнуть много полезного и стать лучшим мыслителем.

Маленькая причуда: когда Декарт был близок к отчаянию от всех своих размышлений, он прибегал к недавно изобретённому калькулятору (суммирующей машине, созданной Блезом Паскалем в 1642 году), потому что всегда мог найти утешение в истине математики.

Кому бы я порекомендовал книгу «Медитаций о первой философии»?

16-летнему подростку, который борется с математикой в школе, 47-летнему атеисту, который считает, что жизнь не стоит того, чтобы усердно трудиться, потому что мы все равно умрём, и всем, кто любит складывать числа с помощью калькулятора.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock