“Бережливая аналитика” (Lean Analytics) – краткий обзор книги
Lean Analytics открывает мир сбора и анализа данных для начинающих предпринимателей, показывая им, как использовать данные в качестве мощного инструмента, не поглощаясь ими, чтобы быстрее построить, запустить и развить свой стартап, сосредоточившись на правильных метриках.
Lean Analytics входит в серию Lean – сборник книг, подготовленный Эриком Рисом, основателем движения и автором книги The Lean Startup, чтобы помочь людям внедрить философию бережливости в свой бизнес и стартапы.
Для написания каждой книги Рис привлёк экспертов в своих областях, в данном случае Алистера Кролла и Бенджамина Йосковица, сооснователя одного из первых стартап-акселераторов, использующих методологию бережливого производства, Year One Labs. То, что они узнали, профинансировав пять стартапов, три из которых получили последующее финансирование после первого года работы, – это как использовать данные в условиях бережливой философии, и именно об этом эта книга.
Вот 3 урока из книги «Бережливая аналитика», которые помогут вам быстрее создать лучший стартап:
- Будьте информированы о данных, а не управляйте ими.
- Все успешные стартапы проходят через пять отдельных стадий.
- Определите одну метрику, которая важна для каждого этапа, чтобы не потеряться в данных.
Готовы? Прицеливайтесь… стреляйте!
Вы должны опираться на данные, а не руководствоваться ими – именно вы определяете, что делать.
Если вы не проходили много курсов статистики в школе или колледже, то, возможно, до этого момента вы даже не сталкивались с данными как с инструментом. Конечно, они являются частью прогнозирования результатов выборов на основе политических опросов в газете, и вы знаете, что Facebook* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) и Google «охотятся за вашими данными», но когда дело доходит до бизнеса, для чего они нужны?
Когда речь идёт о создании компании, данные – это просто вся жизненно важная числовая информация, описывающая ваш бизнес.
Каждый бизнес в течение своей жизни собирает и накапливает сотни видов данных. Они называются метриками, и для каждой метрики вы, в свою очередь, получаете тысячи так называемых точек данных (то есть конкретных значений) с течением времени – например, на Four Minute Books есть количество сессий, пользователей и просмотров страниц за каждый день.
Без данных любой хороший предприниматель будет врать себе о том, насколько хорош его бизнес на самом деле – ему придётся! Однако когда вера в себя превращается в заблуждение, это уже нехорошо. Успешное создание компании сводится к поиску золотой середины между верой в свою мечту и созданием того, что действительно нужно миру, а данные – это тот балансировочный столб, который позволяет вам идти по этому канату.
Данные – это противоядие от заблуждений, гарантирующее, что ваши ноги прочно стоят на земле реальности .
Но это также и все, что есть.
Эксперты часто говорят о «стратегиях, управляемых данными», но на самом деле вы не хотите быть управляемыми данными. Подумайте о значении этого слова. Если бы ваш бизнес был автомобилем, вы бы позволили данным занять водительское место? Конечно, нет. Данные должны быть на пассажирском сиденье, а вы – за рулём и принимаете решения. Поэтому вы хотите быть информированным о данных, но не позволять данным принимать решения за вас.
Чтобы ваш стартап был успешным, он должен пройти пять отдельных стадий.
Описание жизненного цикла компаний в виде стадий ментальных моделей стало популярным подходом и может помочь вам понять, как бизнес должен трансформироваться в течение своей жизни. Например, в книге «Люди превыше прибыли» рассматриваются четыре стадии честности и обмана, которые могут испортить бизнес, а в книге «Предсказуемый успех» описывается пятиступенчатая модель «тонет или плывёт», позволяющая отличить провальные компании от преуспевающих.
У Lean Analytics тоже есть своя модель, и она описывает пять чётких этапов, через которые должны пройти стартапы:
- Эмпатия. На этом этапе вы общаетесь с другими людьми, чтобы определить реальную проблему, которая у них есть и которую вы можете решить.
- Прилипчивость. Вы выясняете, как эффективно решить эту проблему таким образом, чтобы люди были рады заплатить за это.
- Виральность. Здесь вы создаёте функции продукта, которые заставляют людей возвращаться и приводить друзей, чтобы сделать сам продукт лучше.
- Доход. Именно тогда вы начинаете расти, расширяться и убеждаться в том, что вы прибыльны.
- Масштаб. Когда ваша компания пытается выйти на новые рынки и начинает нанимать много сотрудников, вы знаете, что вы расширяете масштабы .
Возьмём, к примеру, платформу Q&A Quora . Проблема, которую они решают, заключается в том, что у людей возникают вопросы, на которые даже Google не может найти хороших ответов. Создатели испытывают то же любопытство и разочарование, которое испытывают люди, прежде чем зарегистрироваться на платформе.
Поскольку Quora предлагает ответы практически на любые темы и является бесплатной, люди продолжают возвращаться. Ответы можно оценивать, комментировать и делиться ими, что позволяет лучшим ответам появляться наверху. Таким образом, продукт становится лучше с увеличением числа пользователей. С 200 миллионами ежемесячных пользователей Quora очень масштабна, и они только что ввели рекламу в качестве своей модели доходов.
Найдите одну метрику, которая имеет наибольшее значение, в зависимости от того, на каком этапе вы находитесь, чтобы не потеряться.
Это как удар по голове. Я давно являюсь поклонником фокусировки только на одной цели, но никогда не задумывался о том, чтобы менять эту цель со временем, даже до того, как будет достигнут определённый рубеж.
Чтобы оставаться бережливым и легко принимать решения, Алистер и Бенджамин советуют сосредоточиться только на одной, ключевой метрике за раз . Это вполне логично, но если говорить более конкретно, то они имеют в виду сосредоточение на правильных вещах в правильное время. Метрика и цель зависят от стадии, которую вы проходите, конечно же!
Например, когда я начинал свой блог в 2014 году, я поклялся сосредоточиться на подписчиках по электронной почте как на ключевой метрике – но это была просто неправильная метрика в неправильное время.
Ваша единственная важная метрика, или OMTM, как ее называют авторы, должна зависеть от стадии, на которой вы находитесь. Поэтому, когда вы заметите, что скоро смените стадию, смените метрику!
Например, в совершенно новом блоге, где вы пытаетесь понять, о чем говорить, единственной «метрикой» должно быть количество написанных постов. Чем больше вы пишете, тем быстрее вы найдёте тему, которая вызовет у вас отклик и которой вы захотите придерживаться. На этапе «прилипания» вы можете посмотреть на что-то вроде «времени, проведённого на странице» на одного посетителя, затем перейти к подписчикам по электронной почте в части виральности, а затем перейти к доходу на одного подписчика и, в конечном счёте, к пожизненной ценности клиента.
Я сидел и думал, что уже многое знаю о методологии бережливого производства, а тут меня просто взяли и отправили в школу – такой неожиданный удар! Lean Analytics особенно ценна, если вы занимаетесь чем-то онлайн (а что в наше время не онлайн), например, ведёте блог, работаете в социальных сетях или имеете магазин электронной коммерции, но этот подход хорош и для кирпичных и миномётных предприятий.
Очень рекомендую к прочтению!
Кому бы я порекомендовал книгу «Бережливой аналитики»?
15-летним начинающим блогерам, 28-летним дуэтам сооснователей, готовым запустить стартап, и всем, кто считает, что слишком много думает о том, что думают другие люди.
“Легендарный сервис” (Legendary Service) – краткий обзор книги
“Выученный оптимизм” (Learned Optimism) – краткий обзор книги
“Экономь” (Lean In) – краткий обзор книги
“Стратегия и тактика лидерства” (Leadership Strategy And Tactics) – краткий обзор книги
“Лидерство и самообман” (Leadership And Self-Deception) – краткий обзор книги