“Фрикономика” (Freakonomics) – краткий обзор книги
«Фрикономика» поможет вам принимать лучшие решения, показав, как в вашей жизни доминируют стимулы, как устранить информационную асимметрию между вами и экспертами, которые вас эксплуатируют, и как действительно отличить причинно-следственные связи от корреляций.
Меня не перестаёт удивлять, насколько дешёвым стало обучение. Получите это: За 3,99 доллара вы можете посмотреть 90-минутный фильм, в котором подробно описаны некоторые из лучших экономических исследований XXI века с великолепными анимациями, сценами и объяснениями. Невероятно!
В книге «Фрикономика» Стивена Левитта и Стивена Дабнера есть три основные темы. Одна из них – стимулы, вопрос о том, как мы реагируем на вознаграждение и наказание. Другая тема – информационная асимметрия, какие последствия возникают из-за различных пробелов в знаниях и как мы пытаемся их компенсировать. Последняя большая тема – причинность против корреляции и то, как мы часто пытаемся объяснить вещи неправильным способом.
Я решил выбрать по одному уроку из каждого сектора, чтобы вы получили представление об общей идее книги. Вот 3 урока, которые помогут вам принимать более правильные решения:
- В вашей жизни преобладают три вида стимулов.
- Эксперты часто заинтересованы в том, чтобы использовать тот факт, что они знают больше, чем вы.
- Если две вещи происходят одновременно, это не значит, что одна из них является причиной другой.
Готовы настроить свой барометр выбора? Время для фрикономики !
Резюме «Фрикономики»
Существует три вида стимулов, которые определяют ваш жизненный выбор.
Стимулы всю жизнь болтались у вас перед носом. От «если доешь тарелку, получишь пудинг» в детстве до «если продашь 100 машин в этом квартале, получишь 25% премии» и вплоть до «если не прекратишь приставать к уборщице, мы отдадим тебя в дом престарелых, дедушка!»
Стимул заставляет вас делать больше хорошего или меньше плохого, и люди используют его, чтобы попытаться повлиять на ваше поведение.
Стивен Дабнер и Стивен Левитт говорят, что существует три вида стимулов:
- Экономические – обычно связаны с выигрышем или потерей времени и/или денег.
- Социальные – когда есть шанс, что вы будете хорошо выглядеть перед своими сверстниками или окажетесь в изоляции от них.
- Моральные – взывающие к вашей совести и внутреннему побуждению поступать правильно.
Чем больше видов стимулов вы сочетаете, тем мощнее становится стимул.
Например, антистимул (отрицательный стимул, кнут из подхода «кнут и пряник») для совершения преступления довольно силён. Вы можете потерять работу, дом и личную свободу (экономический), это один из самых предосудительных поступков с моральной точки зрения (моральный), и, конечно, вы потеряете друзей, а ваша репутация пойдёт коту под хвост (социальный).
Эксперты часто заинтересованы в том, чтобы злоупотреблять тем, что они знают больше, чем вы.
В любой сделке между людьми движущей силой являются стимулы. Поэтому, как только вы поймёте, что заставляет человека, сидящего за столом, действовать так, как он действует (и узнаете то же самое для себя), вы сможете принимать лучшие решения.
К сожалению, многие системы побуждают нас к обману. Информационная асимметрия – одна из них. Всем нам иногда нужна помощь эксперта. Когда у вас болит колено, вы идёте к врачу-специалисту, профессионал стрижёт вас, а когда вы хотите продать свой дом, вы обращаетесь к агенту по недвижимости.
В последнем примере действующая система является сильным экономическим стимулом – агент получает комиссионные от конечной цены продажи и поэтому должен стараться максимизировать цену продажи так же, как и вы, верно?
Что ж, простая математика показывает, что агенту зачастую выгоднее злоупотребить тем, что он знает больше вас, и заставить вас продать быстрее . Если ваш агент может получить предложение за $100 000 в течение двух недель, а она получает комиссионные в размере 10%, то это $10 000 за две недели. Если знать, что ей потребуется ещё две недели, чтобы получить предложение за $120 000, то в результате она получит всего на $2 000 больше, или на 20% больше дохода при 100%-ном увеличении затраченного времени, в результате чего ее общий доход составит всего $6 000 за две недели.
Используя информацию, которая есть у неё, но которой нет у вас, она может заставить вас продавать быстрее и дешевле, чтобы заработать больше денег. Исследования показали, что когда агенты продают свои собственные дома, они обычно оставляют их на продажу гораздо дольше, а также получают более высокие цены.
Если две вещи происходят одновременно, это не значит, что одна из них является причиной другой.
Когда случается что-то вроде приведённого выше примера, мы обычно думаем, что мы умны и можем быстро сложить два и два. Но чаще всего из двух и двух получается пять, потому что мы путаем причинность с корреляцией .
Например, если 31 числа месяца продавец автомобилей предложит вам выгодное предложение, вы, вероятно, заподозрите, что он делает это только для того, чтобы продать ещё одну машину, выполнить свою квоту и получить жирный бонус, какой бы дрянной ни была машина, верно?
Но вы не можете знать, что заставило его предложить вам эту сделку, только потому, что она соотносится с последним днём месяца.
Может быть, он намерен улучшить свои навыки продаж и удвоить продажи в этом месяце, и это последняя машина, которая ему нужна. Может, он пообещал жене продать столько машин, чтобы хватило на детский сад для новорождённого сына. Или по одной из миллиона других причин.
Аналогично, возьмём влияние денег на результаты выборов. Мы все думаем, что тот, кто больше тратит, получает больше голосов. Но на самом деле успешные кандидаты могут сократить свой бюджет вдвое и потерять всего 1% избирателей (и наоборот). В действительности избиратели просто хотят повлиять на близкий матч или поддержать явного фаворита. Даже если деньги коррелируют с результатами выборов, они не являются их причиной.
Обзор Freakonomics
«Фрикономика» – одна из лучших книг по психологии человека, которые я когда-либо читал. Я также посмотрел фильм и прочитал его краткое содержание на Blinkist. Здесь можно узнать много нового о принятии правильных решений. Эта книга обладает той же способностью менять жизнь, что и «Парадокс выбора».
Кому бы я порекомендовал книгу «Фрикономики»?
26-летнему выпускнику, который собирается устроиться на самую высокооплачиваемую работу, 52-летнему отцу семейства, который не может решить, продавать ли свой дом и за сколько, и всем, кто считает, что делает неправильные выводы чаще, чем ему хотелось бы.
“Отсюда к финансовому счастью” (From Here To Financial Happiness) – краткий обзор книги
“Свободно фокусироваться” (Free To Focus) – краткий обзор книги
“Свобода: будущее радикальной цены” (Free: The Future Of A Radical Price) – краткий обзор книги
“Четыре тысячи недель” (Four Thousand Weeks) – краткий обзор книги
“Четыреста душ” (Four Hundred Souls) – краткий обзор книги