“Превосходная овца” (Excellent Sheep) – краткий обзор книги
«Превосходная овца» рассказывает о том, насколько фундаментально сломано элитное образование, почему оно заставляет студентов чувствовать себя подавленными и потерянными, как образовательные учреждения отстранились от своего истинного предназначения, чему на самом деле должны научиться студенты в колледже и как мы можем вернуться к тому, чтобы сделать колледж местом для самопознания и критического мышления.
Если вы учитесь в колледже, прочтите книгу Билла Дересевича «Превосходная овца» далее. С точки зрения помощи умным молодым людям, получающим высшее образование, которые втайне чувствуют себя потерянными и не знают, чего они действительно хотят от жизни, это лучший пробуждающий призыв, который я нашёл за весь год.
В начале этой недели я начал обучение в магистратуре Мюнхенского технического университета, после двух лет самостоятельной работы. Со стороны многим покажется, что я не смог заставить фриланс работать, а некоторые даже могут подумать, что я «одумался». О чем я ещё мало говорил, так это о том, что после получения диплома я по-прежнему не намерен работать ни на кого, кроме себя.
Мой выбор был обусловлен чисто экономическими соображениями (к тому же мне нравится Мюнхен, признаю это): Быть студентом ещё два года – это самый дешёвый способ продолжать работать над моим бизнесом, связанным с образом жизни, с точки зрения налогов, медицинской страховки и т. д.
Я надеюсь не только справиться с этой задачей, но и вдохновить моих сокурсников на собственные свершения, поэтому я начал документировать путешествие на моем Instagram* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) [in German] . Посмотрим, что ещё я могу сделать, чтобы попытаться исправить систему изнутри, чтобы люди выходили львами, а не просто отличными овцами.
А пока вот 3 урока из книги:
- Студенты элитных колледжей чувствуют себя потерянными и подавленными, многие из них заканчивают карьеру, которая им не нравится.
- Престижные университеты управляются как предприятия, а не как школы.
- Колледж должен быть временем критического мышления и самопознания, а не просто приобретения навыков.
Скорее всего, ваше представление о высшем образовании искажено. Я знаю, что у меня был такой. Давайте уберём фильтр, хорошо?
Превосходное резюме овец
Большинство выпускников элитных колледжей заканчивают обучение в сфере финансирования или консалтинга, потому что не знают, чего хотят на самом деле, и чувствуют себя потерянными.
Прежде всего, проблемы нашей системы образования не ограничиваются такими элитными школами, как Гарвард, Йель (где автор является профессором) и Колумбия. Система в целом фундаментально сломана, и это видно. Согласно исследованию Американской психологической ассоциации , проведённому в 2010 году, почти 50% студентов испытывают чувство безнадёжности, а более 30% признаются, что находятся в такой депрессии, что им трудно нормально функционировать в течение года.
Конечно, и без того тяжёлая нагрузка на студентов в наши дни доведена до крайности в таких школах, как Стэнфорд, где студенты обычно страдают от так называемого синдрома утки : на поверхности кажется, что они плывут по течению, но под водой они испытывают трудности.
Тяжёлая работа не так уж и тяжела, когда она приносит удовольствие . Но когда ты не знаешь , какой жизни хочешь, найти такую работу невозможно.
Поскольку у большинства студентов и недавних выпускников нет времени на самостоятельный поиск, для которого, собственно, и предназначен колледж, они оказываются на работе, которая им не по душе. Например, почти половина всех выпускников Гарварда попадает в сферу финансов или консалтинга, хотя очень немногие из них проявляли интерес к этим отраслям, когда начинали учёбу на первом курсе.
Самые престижные колледжи управляются как предприятия, а не как школы, поэтому в них нет смысла в образовании.
Причина, по которой студенты чувствуют себя потерянными, кроется, по крайней мере частично, в том, как управляются колледжи, в которых они учатся. Особенно престижные школы страдают от монетизации, потому что чем больше денег у колледжа и чем больше он зарабатывает, тем больше он управляется как бизнес, а не как школа. Например, бюджет TU Munich составляет почти 800 миллионов евро, а в случае с Гарвардом и т. д. речь идёт о миллиардах.
С деньгами приходит давление, чтобы сохранить и приумножить эти деньги, поэтому элитные колледжи стараются быть эффективными, тратя большую часть своего бюджета на исследования, которые, в свою очередь, приносят больше финансирования и доходов.
Это означает, что экономически выгодным специальностям отдаётся предпочтение перед гуманитарными, профессора должны быть великими исследователями, но не обязательно великими преподавателями, а к студентам относятся как к клиентам. Несмотря на то, что поступить в Гарвард искусственно трудно (в него принимают около 5% всех абитуриентов), как только студенты поступают и платят тысячи долларов, их средний средний балл взлетает (до 3,43 в 2007 году).
Если по шкале 0,0-4,0 средний балл равен 3,43, значит, шкала либо неверна, либо цифры завышены. Это оказывает ещё большее давление на успеваемость, и поэтому большинство студентов не используют своё время в колледже для того, для чего оно, собственно, и предназначено, а именно…
Изначально колледж был временем самопознания и обучения критическому мышлению, и нам нужно вернуться к этому.
…научиться думать самостоятельно. Когда вы заканчиваете среднюю школу в 18 лет, у вас есть целая куча идей и убеждений о мире – большинство из них не ваши собственные. Ваши родители, ваши учителя, ваши друзья – все они в значительной степени сформировали ваши взгляды и ценности.
Если все сделано правильно, колледж – лучшее место, чтобы отпустить эти приобретённые убеждения, которые древние греки называли докса, и считали, что наш долг – освободиться от них.
Колледж в своей первоначальной форме сделал это возможным в основном благодаря двум факторам:
- Отрыв от «реального мира», отсутствие давления со стороны семьи и карьеры, что давало время критически подумать и понять, чего вы действительно хотите.
- Квалифицированные преподаватели оспаривают ваши мнения и убеждения и начинают диалог о них.
Выяснение того, чего вы действительно хотите, требует времени, но время – это последнее, что у вас есть на полосе препятствий, в которую превратилось большинство колледжей.
Поэтому, куда бы вы ни пошли учиться, помните: не спешите. Не торопитесь, задавайте вопросы и думайте о том, чего вы действительно хотите.
Отличный обзор овец
Я не уверен, что решение Уильяма Дересевича – поощрять больше людей получать гуманитарные дипломы – достаточно для решения этой проблемы, особенно если учесть, как много я узнал за последние два года о том, как зарабатывать деньги способами, которые вообще не требуют высшего образования, но он, безусловно, прав, проливая свет на эту проблему. Я бы рекомендовал книгу «Отличная овца» любому студенту колледжа или недавнему выпускнику.
Кому бы я порекомендовал книгу «Отличных овец»?
17-летней выпускнице школы, которая размышляет, каким должен быть ее следующий шаг, 22-летнему студенту колледжа, который недоволен большинством своих предметов и не уверен, какую карьеру выбрать, а также всем, кто работает в сфере финансов или консалтинга, но не очень этим увлечен.
“Уроки истории” (The Lessons of History) – краткий обзор книги
“Пролеченная Америка” (Crippled America) – краткий обзор книги
“Секреты экспертов” (Expert Secrets) – краткий обзор книги
“Отличные советы для жизни” (Excellent Advice for Living) – краткий обзор книги
“Все объяснимо” (Everything Is Figureoutable) – краткий обзор книги