“Творческие школы” (Creative Schools) – краткий обзор книги
«Креативные школы» показывает, насколько фундаментально сломана наша система формального образования и как мы можем изменить нашу точку зрения, чтобы научить детей компетенциям и вещам, которые им действительно необходимы для того, чтобы ориентироваться в современном мире.
Я помню, где впервые увидел лицо сэра Кена Робинсона ‘на сайте TED. На сайте TED. «Убивают ли школы креативность? «- самая популярная речь TED всех времён, набравшая более 40 миллионов просмотров. Почётный профессор Уорикского университета, удостоенный рыцарского звания, посвятил большую часть своей жизни преобразованию образования, особенно в области искусства.
Если вы считаете школу скучной и думаете, что она не слишком хорошо подготовила вас к реальной жизни, то вы и Кен Робинсон прекрасно поладите. Он уже много лет критикует машину стандартизированного тестирования, которую мы называем школой. В книге «Творческие школы» он рассказывает о том, как мы можем кардинально изменить свою точку зрения, чтобы помочь сформировать школы, которые действительно учат детей тому, что им нужно знать.
И не думайте, что эти усилия напрасны, даже если вы уже давно закончили все виды школьного образования. Все мы в какой-то момент жизни становимся учителями, и только от нас зависит, насколько лучшими они будут.
Вот 3 урока, которые покажут вам, где находятся школы, куда им нужно двигаться и как мы можем это сделать:
- Школа не предназначена для того, чтобы сделать вас хорошо образованным; она предназначена для того, чтобы сделать вас полезным, послушным работником.
- Когда вы учите кого-то, думайте о себе как о садовнике.
- Самые важные вещи, которым мы можем научить наших детей, – это любопытство, креативность и критичность.
Готовы сделать школу лучше для будущих учеников? Вот как, по мнению настоящего учителя, мы можем это сделать!
Школы не предназначены для того, чтобы сделать вас лучше, они предназначены для того, чтобы сделать из вас послушного, продуктивного работника.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему школы такие, какие они есть? Для чего они были созданы?
Если копнуть поглубже в книги по истории образования, можно обнаружить не слишком приятные факты. До появления нашей западной формальной школьной системы лишь немногие люди получали образование. Обычно у сыновей и дочерей богатых людей были частные учителя, которые преподавали им различные предметы, такие как история, искусство, математика, язык, биология и музыка.
Почему такая резкая перемена? Почему все должны изучать эти предметы? Потому что после промышленной революции они понадобятся людям для работы .
Всё просто. Чтобы выполнять высокостандартную фабричную работу, людям потребуются высокостандартные фабричные знания. Поэтому на рубеже XIX-XX веков западные правительства ввели массовое образование, построенное на конформизме и послушании, используя те же линейные процессы, которые сделали фабрики такими эффективными.
100 лет спустя наши дети все ещё проходят через ту же стандартизированную, напичканную тестами машину, чтобы стать винтиками в системе, когда эти винтики уже давно перестали быть ценными.
Не зря западные школы показывают низкие результаты в исследованиях PISA (не в последнюю очередь потому, что PISA сама по себе стандартизирована), а финские школы, в которых уроки длятся всего 2 часа в день, находятся в верхней части табло.
Школы не предназначены для того, чтобы делать вас умнее . Сейчас они предназначены для того, чтобы сделать из вас продуктивного работника, который не задаёт слишком много вопросов.
Старайтесь думать о себе как о садовнике, когда хотите кого-то чему-то научить.
Можете ли вы вспомнить время, когда все было интересно? Когда вам хотелось трогать, чувствовать, смотреть и исследовать весь мир?
Возможно, вы этого не помните, но такое время было. Это было, когда вам было четыре года. А потом ты начал ходить в школу. Внезапно вам пришлось что-то делать. Не потому, что это было весело. А потому что это было необходимо. И тебе стали не нравиться книги, не нравиться предметы, и ты перестал исследовать.
Если же вы не любили школу, то за это отвечал только один человек: ваш учитель. Великие учителя взращивают творческий потенциал и любопытство детей. Они развивают его, а не пресекают в зародыше, делая уроки скучными.
Все мы иногда преподаём, будь то друзьям, семье, детям или в реальных классах. Кен Робинсон предлагает думать о себе как о садовниках: мы не можем заставить наши «растения» расти, но мы можем подпитать их естественное желание делать это .
Он говорит, что хороший учитель будет делать четыре вещи:
- Взаимодействовать с детьми на их уровне, чтобы разжечь их любопытство – например, связать математические упражнения с бейсболом, историю с местным городом, а музыку с жанрами, которые слушают дети.
- Показывать, что он или она ожидают от наставника, к которому можно стремиться.
- Использовать разные средства обучения для разных учеников – нет двух одинаковых людей.
- Наделять детей уверенностью в себе, чтобы справиться с любыми сложными задачами, которые подкинет им мир.
Мы все учителя. Убедитесь, что то, чему вы учите, приносит пользу.
Что действительно нужно развивать в наших детях, так это любопытство, креативность и критичность.
В современном мире детям не нужно запоминать факты или сложные навыки. Большинству из них они научатся в процессе своей карьеры. Все, что выходит за рамки базовой математики и понимания языка, редко требуется в реальной жизни.
Вместо навыков, утверждает Кен Робинсон, мы должны учить наших детей компетенциям . Чему бы вы хотели научить своего ребёнка? Несколько бесполезных предметов или взгляды, которые помогут ему ориентироваться в жизни?
Мир быстро меняется, и невозможно предсказать, какие предметы будут полезны завтра. Однако некоторые вещи неподвластны времени. Например, эти три:
- Любопытство – постоянное стремление обращать внимание на мир и задавать о нем вопросы.
- Креативность – способность придумывать новые идеи для решения сложных, интересных задач и реализовывать их.
- Критичность – смелость подвергать сомнению даже ответы на свои собственные вопросы, отсеивать факты от мнений и отличать сигнал от шума .
Если мы не будем делать ничего, чтобы быть хорошими родителями, но привьём нашим детям эти черты, я бы сказал, что мы проделали достойную работу. Уверен, Кен Робинсон согласится с этим. А как насчёт вас?
Да, Кен Робинсон поднял палец в этой книге, и он направлен прямо на правительства и политиков. Но дело не только в этом. Признавая, что мы стоим перед большой кучей сломанных процессов, он также показывает нам, как мы можем начать собирать их в кучу и собирать обратно. Давайте объединимся для создания большего количества творческих школ .
Кому я могу порекомендовать книгу «Креативных школ»?
18-летней девушке, которая только что сдала последний школьный экзамен и собирается покинуть систему формального образования, 61-летнему учителю, который не менял свой распорядок дня за последние пять лет, и всем, кто хочет иметь детей.
“О происхождении видов” (On the Origin of Species) – краткий обзор книги
“Нет себя – нет проблем” (No Self No Problem) – краткий обзор книги
“Лунная прогулка с Эйнштейном” (Moonwalking With Einstein) – краткий обзор книги
“Деньги” (Money) – краткий обзор книги
“Ум над беспорядком” (Mind Over Clutter) – краткий обзор книги