“Построено на века” (Built To Last) – краткий обзор книги
Built To Last исследует, что стоит за экстраординарным успехом 18 компаний-провидцев и какие принципы и идеи они использовали, чтобы процветать на протяжении столетия.
Эта книга – результат шестилетнего исследования. Опубликованная в 1994 году Джеймсом К. Коллинзом (более известным как Джим Коллинз) и Джерри Поррасом, она давно стала современной классикой и была переведена более чем на 25 языков.
Коллинз и Поррас провели опрос среди сотен руководителей ведущих мировых корпораций того времени и составили список 18 провидческих компаний, которые они затем тщательно проанализировали, исследовали и сравнили с их не провидческими коллегами.
Они хотели выяснить, что помогло им оставаться успешными на протяжении десятилетий, а в некоторых случаях даже столетия. Вот 3 лакомых кусочка, которые поразили меня больше всего:
- Чтобы создать великую компанию, не нужна великая идея.
- Без основной идеологии компания никогда не будет дальновидной.
- Провидческие компании похожи на культ.
Давайте покопаемся!
Чтобы создать великую компанию, не нужна великая идея. Да и вообще любая идея, если уж на то пошло.
Джеймсу Алтучеру это понравится. Это как раз соответствует его теме стать машиной идей .
Вам не нужна великая идея, чтобы создать великую компанию. На самом деле, вам вообще не нужна никакая идея.
Почему?
Потому что по-настоящему великие и дальновидные компании постоянно генерируют великие идеи, просто потому, что они генерируют их так много в первую очередь.
Например, угадайте, что сделали Акио Морита и Масару Ибука, сразу после основания Sony Они провели собрание, чтобы обмозговать бизнес-идеи. Среди прочего они обсуждали подслащённую бобовую пасту и оборудование для мини-гольфа.
American Express начинала с почтового бизнеса, Motorola – с чего-то очень интересного (и вскоре устаревшего) под названием уничтожители батареек и, хотя компьютеры Apple имели большой успех, в конечном итоге они создадут самый прибыльный продукт в истории – телефон .
Причина успеха этих компаний в том, что вместо того, чтобы сосредоточиться на одной идее или одном великом лидере, они сосредоточились на процессе придумывания идей, и производстве лидеров, хороших или плохих.
Быть неугомонным и настойчивым гораздо важнее, чем иметь одну идею на миллион.
Без основной идеологии ваша компания не может быть дальновидной.
Основная идеология состоит из двух вещей: высшей цели и набора основных ценностей .
Например, основная идеология Walmart заключается в том, чтобы предлагать людям розничные товары по самым низким ценам, с самым высоким уровнем обслуживания клиентов .
Цель Apple: Думать по-другому. Они здесь чтобы нарушать, менять, улучшать . Индустрия не имеет значения. Они сделали это с компьютерами, потом с музыкой, потом с телефонами.
Одна из их ценностей – удобный и красивый дизайн. Обратите внимание, как эти не стоят на пути прогресса . Apple никогда не прекращала экспериментировать. Иначе они никогда бы не перешли от компьютеров к музыкальным плеерам.
Однако делать что-то другое и делать все свои продукты красивыми – это универсальные принципы, которые всегда можно применить.
Ваша основная идеология должна жить во всех продуктах, сотрудниках и временах. Неважно, что она содержит, важно, что она существует.
Если у вас нет цели и принципов, которые вы могли бы высоко держать, вы никогда не создадите видение, достаточно великое, чтобы привлечь великих умов, которые помогут вам его построить.
Гораздо больше, чем идея, вам нужны цель и набор ценностей.
Компании-сновидцы подобны секте – ты в ней или ты вне ее!
Это было интересно для меня, я никогда не задумывался об этом.
Поскольку их основная идеология не оставляет места для компромиссов, дальновидные компании будут довольствоваться только лучшими сотрудниками с таким же мышлением.
Основная идеология – это то, что вы либо разделяете, либо нет. Между ними нет ничего промежуточного, поэтому новые сотрудники либо процветают, либо очень быстро уходят .
Например, вы не могли произносить слова на букву «ф», «черт» или «дерьмо» рядом с Уолтом Диснеем . Если он слышал, как вы произносите слово из четырёх букв, кроме «любовь», вас увольняли. Никаких исключений.
То же самое с Apple. Вы либо понимали, почему засечки на шрифте так важны, либо нет . Причина, по которой это важно, заключается в том, что компания ощущается как большая семья, почти как культ .
Только убедившись, что сотрудники следуют вашей основной идеологии, вы можете доверять им настолько, чтобы дать им возможность экспериментировать и генерировать те идеи, на которые опирается ваша компания.
Я и не подозревал, что Built To Last настолько популярна и является классикой. В эту книгу были вложены невероятные усилия, и вы можете увидеть это в бесчисленных примерах, многие из которых вошли в резюме на Blinkist, что, на мой взгляд, замечательно.
Урок 1 стал для меня переломным: я не думал, что для этого нужно иметь великую идею, но я был уверен, что она должна быть у вас. Представив, что можно просто сесть вместе с двумя хорошими друзьями, основать компанию, а потом придумать что-то, предпринимательство предстало передо мной в новом свете. Я всегда знал, что это прыжок в холодный бассейн, но здесь это звучит весело.
Я также никогда не видел, чтобы идея основной идеологии была сформулирована так чётко. В кратком изложении это очень легко понять, и мне кажется, что я могу придумать свою собственную прямо сейчас. Последующие книги Джима Good To Great и Great By Choice, кстати, не менее интересны!
Кому бы я порекомендовал книгу «Built To Last»?
27-летним, которые сидят над своей единственной бизнес-идеей, никому о ней не рассказывая, но и не действуя, потому что боятся, что она может провалиться, 47-летним, у которых руки чешутся начать что-то новое, и всем, кто неоднократно ставит под сомнение ценности своего работодателя.
“Секреты доткомов” (Dotcom Secrets) – краткий обзор книги
“Эйнштейн: его жизнь и вселенная” (Einstein: His Life and Universe) – краткий обзор книги
“Съешьте эту лягушку” (Eat That Frog) – краткий обзор книги
“Построение социального бизнеса” (Building Social Business) – краткий обзор книги
“Спрашивать не больно” (Doesn’t Hurt To Ask) – краткий обзор книги