“Храбрый новый мир” (Brave New World) – краткий обзор книги

Книги 9

«Храбрый новый мир» представляет футуристическое общество, идеально сконструированное на основе капитализма и научной эффективности, в котором все счастливы, согласны и довольны – но только на первый взгляд.

«Вы не сможете много потреблять, если будете сидеть на месте и читать книги», – говорит контролёр мира Мустафа Монд группе детей во время экскурсии по «Центру инкубации и кондиционирования» в Лондоне в 2540 году нашей эры. Он прав – и если вы прочитаете такие книги, как «Храбрый новый мир», то после этого вам захочется потреблять ещё меньше.

Опубликованный в 1932 году, «Храбрый новый мир» на десятилетия опередил своё время и своего собрата, 1984, – второе из двух определяющих произведений, в которых описывается, как может выглядеть современная антиутопия. Однако, в отличие от 1984 года, люди в «Храбром новом мире» – рабы удовольствия, а не боли.

Живя в крайне шаткое политическое время – период между Первой и Второй мировой войнами, автор Олдос Хаксли был одновременно увлечён идеей стабильности (вплоть до того, что пожертвовал демократией) и напуган тем, что может принести господство любого рода. Он уехал в США в «Ревущие 20-е», и культура потребления, наркотики, распущенность и вечеринки пугали его.

В результате «Храбрый новый мир» – неоднозначная книга, открытая для множества интерпретаций, и после продажи миллионов экземпляров за почти 100 лет существования книги ее продолжают интерпретировать по-новому каждый день. Только в 2020 году было снято новое телешоу, и каждый год молодые люди читают книгу в рамках школьного образования.

Отчасти сатира, отчасти пророчество, недавно я впервые прочитал этот шедевр. Вот три урока из этой литературной классики:

  1. Если бы мир был идеальным и все было бы легко, ничто не имело бы смысла.
  2. Больше всего на свете мы ненавидим не подходить друг другу, и все же нам никогда не стать одинаковыми.
  3. Настоящее счастье и страдание – это две стороны одной медали: мы не можем иметь одно без другого.

Примечание : Эта книга имеет историческое значение. Поэтому мы решили удвоить объем нашего резюме, чтобы вместить более важные идеи. Мы надеемся, что вам понравится сочетание сюжетных моментов и уроки, которые мы можем из них извлечь. Давайте погрузимся в наш «Храбрый новый мир»!

Краткое содержание «Храброго нового мира»

Идеальный мир, в котором можно иметь все, неизбежно будет лишён всякого смысла.

В предисловии к изданию книги 2007 года Маргарет Этвуд написала: «В мире, где все доступно, ничто не имеет смысла». Лондон, описанный в книге, – именно такой мир.

Людей выращивают в бутылках по мере необходимости для выполнения определённых задач, начиная от умных Альф и заканчивая «полуморонскими» Эпсилонами. С самого рождения людей во сне приучают оставаться в своей касте, отдавать предпочтение лёгким удовольствиям, таким как «сома», идеальный наркотик, и сексу, и потреблять как можно больше. В результате все становятся покладистыми, послушными и постоянно находятся под наркотическим или оргазменным кайфом – и никто никогда не бывает одинок.

Два героя книги, психолог Бернард Маркс и писатель Гельмгольц Уотсон, видят сквозь эту пелену дешёвого удовлетворения. Бернард хочет традиционных, моногамных отношений – большое «нет» в его распутном обществе – предпочтительно с красивой, но слишком хорошо воспитанной работницей инкубатора Лениной Кроун. Гельмгольц чувствует высшее призвание в своей писательской деятельности, но он не может воспользоваться своей «скрытой силой», пока пишет ту чушь, которую требует его работа:

«Слова могут быть как рентгеновские лучи, если их правильно использовать – они проходят сквозь все. Вы читаете, и вас пронзает». […] Но что толку от того, что тебя пронзает статья об общинном пении или о последнем усовершенствовании органов обоняния?»

Когда ты можешь получить все по щелчку пальцев, в жизни не к чему стремиться. Нет целей. Некуда идти. И рано или поздно отсутствие цели в жизни сделает нас беспокойными. Люди созданы для того, чтобы двигаться – и не только физически. Нашему мозгу необходимо упражнять свой ум . Наши души жаждут творчества и красоты, и не только видеть, но и создавать их.

Постоянное состояние удовлетворённости – это своего рода тюрьма, и именно из неё надеются выбраться Бернард и Гельмгольц: один – взяв женщину своей мечты в авантюрное путешествие, другой – написав несколько смелых строк и прочитав их своим студентам. Конечно, оба они попадают в неприятности из-за того, что нарушают установленные правила, что приводит нас ко второму уроку…

Нет ничего, что мы ненавидим больше, чем не соответствовать, и все же даже в самых однородных группах всегда будут различия между людьми.

В отличие от Гельмгольца, который слишком умён для своего блага, но в остальном является идеальным примером альфы, Бернард немного ниже ростом, чем предполагалось – какой-то казус во время его «вылупления» – и, как следствие, часто подвергается насмешкам со стороны женщин, коллег и даже подчинённых. Добавьте к этому его моногамные наклонности, и вы получите человека, которого другие хотели бы видеть «не таким странным», включая Ленину.

Однако, как бы он ни старался исправить положение, Бернарду не удаётся найти соответствия . Его «сома-каникулы», вызванные наркотиками, никогда не продолжаются, и даже посещение «Службы солидарности», по сути, сексуальной оргии с синтетической музыкой, не приносит долговременного облегчения.

К счастью, Ленина соглашается сопровождать Бернарда в романтическом путешествии в природную резервацию в Нью-Мексико. Там они не только видят, как люди живут традиционно – рожают, пьют алкоголь, совершают религиозные обряды, добывают пищу, стареют, оплакивают своих умерших, – но и встречают Джона, «Дикаря».

Как выясняется, Джон – незаконнорождённый сын директора инкубатория и Линды, женщины, которую он привёз в резервацию много лет назад и которая до сих пор живёт там, ненавидя каждую минуту. Как и Бернард, Джон подвергся остракизму в племени коренных американцев за свою непохожую внешность (а позже – за умение читать, которое он использует для поглощения произведений Шекспира). Естественно, Бернард в восторге от встречи с человеком, который, как и он, не вписывается в общество.

«Видите ли, – говорит он Джону, – я довольно сильно отличаюсь от большинства людей». «Да, именно так», – подтверждает Джон. «Если человек отличается от других, он обязательно будет одинок». Хотя Джон и Бернард – самые яркие примеры, чем дальше вы будете читать книгу, тем больше будете понимать: Каждый из главных героев так или иначе отличается от той группы, в которую он должен влиться, и это – самый страшный источник их страданий.

Гельмгольц хочет писать настоящие стихи, но ему не разрешают. Ленина тоже втайне жаждет моногамии, к ужасу своей подруги Фанни. Директор инкубатория теряет свой пост, когда все узнают, что он стал отцом ребёнка. Даже Мустафа Монд, Всемирный контролёр, изначально был учёным человеком, задававшим слишком много вопросов, и именно так он и стал Контролёром, предпочтя страдания изгнанию.

Немногие страдания глубже, чем страдания от того, что мы не вписываемся в общество и чувствуем себя отвергнутыми нашими собратьями, и все же, как бы мы ни старались быть похожими, люди всегда будут отличаться друг от друга. На самом деле наши различия являются нашей величайшей силой как вида – но только если мы принимаем, ценим и используем их.

В следующий раз, когда вы почувствуете себя изолированным или одиноким, вспомните, что единообразие – это миф . Мы не можем и никогда не должны быть одинаковыми. Важно иметь друзей, семью и профессиональных коллег, с которыми можно общаться, но наше равенство заключается в том, что все мы люди, а не в каком-то определённом наборе черт, моделей поведения или способностей.

Для того чтобы существовало истинное счастье, мы должны столкнуться с возможностью страдания.

Поскольку директор инкубатория пригрозил отправить его в ссылку в Исландию из-за его странного поведения, Бернарду приходит в голову блестящий план: Он заберёт Дикаря и Линду обратно в Лондон и с их помощью заставит директора отказаться от своей угрозы. План срабатывает и даже делает Бернарда знаменитым, ведь теперь он – хранитель таинственного Дикаря, которого все хотят увидеть.

Поначалу Джон тоже взволнован, не в последнюю очередь потому, что ему нравится Ленина, и именно перед отъездом из резервации он произносит шекспировскую фразу, которая даёт название книге: «О храбрый новый мир, в котором есть такие люди. Давайте начнём прямо сейчас». Однако веселье и удивление быстро проходят, и когда разочарование Джона заставляет его запереться в своей комнате, Бернард теряет расположение гостей.

«Здесь ничего не стоит», – заключает Джон, желая быть скорее драматическим героем шекспировской пьесы, чем безжизненным человеком. «Мне не нужен комфорт. Я хочу Бога, я хочу поэзии, я хочу настоящей опасности, я хочу свободы, я хочу добра. Я хочу греха», – скажет он позже Мустафе Монду в ключевом разговоре романа. Однако перед этим он нападает на Ленину, которая, почувствовав взаимное влечение, кажется, готова заняться с ним сексом.

Узнав, что его мать Линда умирает от постоянного приёма сомы с момента приезда, Джон спешит в больницу, устраивая скандал (ведь прощаться с умирающими – не то, что обычно делают люди). В конце концов, он и Гельмгольц вступают в бой с ордой эпсилонов, пытающихся отобрать у них пайки сомы и тем самым «освободить» их. Бернард пытается разнять драку, но в итоге все трое оказываются перед Мустафой Мондом.

Бернарда и Гельмгольца приговаривают к изгнанию, которое Бернарду не нравится, а Гельмгольц ждёт с нетерпением. Даже Монд называет это наградой, ведь на островах собираются все умные, индивидуалистичные люди, вдали от обусловленного общества. «Вам должно быть больно и обидно, иначе вы не сможете придумать по-настоящему хорошие, пронзительные, рентгеновские фразы», – объясняет Гельмгольц, выбирая Фолклендские острова для своей ссылки, считая, что плохая погода вдохновит его на сочинение.

Тем временем Дикаря заставляют остаться, хотя в ходе долгих споров Контролёр мира признает, что в его словах есть смысл: «Я отстаиваю право быть несчастным». Правительство решило пожертвовать искусством, наукой и религией в пользу неглубокого, но стабильного счастья, которое он теперь видит вокруг себя, признает Монд:

«Фактическое счастье всегда выглядит довольно убого по сравнению с чрезмерными компенсациями за несчастье. И, конечно, стабильность не так эффектна, как нестабильность. В довольстве нет ни шика борьбы с несчастьем, ни живописности борьбы с искушением, ни фатального ниспровержения страстью или сомнением. Счастье никогда не бывает величественным».

Счастье в «Храбром новом мире» ненастоящее, поскольку оно не является ни побочным эффектом истинной жизни, ни наградой за страдания. Это просто базовый уровень искусственного довольства, и поэтому для нас, как и для главных героев, оно не приносит истинного удовлетворения.

Гельмгольц хочет грустить, чтобы лучше писать. Джон хочет бороться за любовь Ленины. Даже Всемирный контролёр хочет изучать науку, а не упразднять ее: «Как было бы весело, – думает он в один прекрасный момент, – если бы не нужно было думать о счастье!»

В конце концов Джон получает то, о чем просит. Некоторое время он спокойно живёт в одиночестве на маяке, даже искупает свои грехи, наказывая себя кнутом. Однако когда жители Лондона пронюхали об этом, они застигли его в доме, и последовавшее за этим возмущение вылилось в оргию. Осознав, во что он позволил себе превратиться, на следующий день он вешается, не в силах дальше справляться с тем, что все вокруг постоянно справляются с ним.

Счастье – это не то, что мы можем создать, как бы мы ни старались. Часто оно является побочным эффектом, иногда – с трудом завоёванной наградой, но настоящее счастье никогда не может быть тем, что мы получаем из-под крана или глотая таблетки. Если мы отвергаем возможность страдания, мы также отвергаем возможность истинного, глубоко наполняющего счастья – и это, возможно, самый мощный урок, который может преподать нам эта книга.

Храбрый новый мир Рецензия

Хотя история не так прямолинейна, а персонажи не так глубоки, как в 1984, именно это делает Brave New World захватывающей – и, возможно, лучшей книгой из двух. Персонажи плоские, потому что все в книге плоские, а история сложная, потому что антиутопия заключается не в одном явном враге, как угнетение.

Именно запутанная смесь вмешательства в биологию, усыпления людей различными способами и приучения их любить своё порабощение является бесчисленным поводом для обсуждения этой книги спустя почти 100 лет после ее публикации.

Если вы иногда сомневаетесь в нашем блестящем, счастливом от Instagram* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) мире, вы получите много пользы от этой книги. Подробнее о контексте книги и вдохновении автора читайте в Википедии . Книга также является одной из любимых у Джордана Петерсона и снабжена множеством замечательных цитат .

Кому бы я порекомендовал наше краткое содержание «Храброго нового мира»?

23-летней студентке колледжа, которая знает, что слишком много пользуется смартфоном, но не может остановиться, 43-летнему рабочему, который уже много лет не менял работу, и всем, кто иногда качает головой над нашей неумолимой культурой потребления.


Живопись Словарь художника Хендмейд Современное искусство Фото Интерьер Детские рисунки Графика Диджитал Бодиарт
Этот сайт существует
на доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock