“Храбрый новый мир” (Brave New World) – краткий обзор книги
«Храбрый новый мир» представляет футуристическое общество, идеально сконструированное на основе капитализма и научной эффективности, в котором все счастливы, согласны и довольны – но только на первый взгляд.
«Вы не сможете много потреблять, если будете сидеть на месте и читать книги», – говорит контролёр мира Мустафа Монд группе детей во время экскурсии по «Центру инкубации и кондиционирования» в Лондоне в 2540 году нашей эры. Он прав – и если вы прочитаете такие книги, как «Храбрый новый мир», то после этого вам захочется потреблять ещё меньше.
Опубликованный в 1932 году, «Храбрый новый мир» на десятилетия опередил своё время и своего собрата, 1984, – второе из двух определяющих произведений, в которых описывается, как может выглядеть современная антиутопия. Однако, в отличие от 1984 года, люди в «Храбром новом мире» – рабы удовольствия, а не боли.
Живя в крайне шаткое политическое время – период между Первой и Второй мировой войнами, автор Олдос Хаксли был одновременно увлечён идеей стабильности (вплоть до того, что пожертвовал демократией) и напуган тем, что может принести господство любого рода. Он уехал в США в «Ревущие 20-е», и культура потребления, наркотики, распущенность и вечеринки пугали его.
В результате «Храбрый новый мир» – неоднозначная книга, открытая для множества интерпретаций, и после продажи миллионов экземпляров за почти 100 лет существования книги ее продолжают интерпретировать по-новому каждый день. Только в 2020 году было снято новое телешоу, и каждый год молодые люди читают книгу в рамках школьного образования.
Отчасти сатира, отчасти пророчество, недавно я впервые прочитал этот шедевр. Вот три урока из этой литературной классики:
- Если бы мир был идеальным и все было бы легко, ничто не имело бы смысла.
- Больше всего на свете мы ненавидим не подходить друг другу, и все же нам никогда не стать одинаковыми.
- Настоящее счастье и страдание – это две стороны одной медали: мы не можем иметь одно без другого.
Примечание : Эта книга имеет историческое значение. Поэтому мы решили удвоить объем нашего резюме, чтобы вместить более важные идеи. Мы надеемся, что вам понравится сочетание сюжетных моментов и уроки, которые мы можем из них извлечь. Давайте погрузимся в наш «Храбрый новый мир»!
Краткое содержание «Храброго нового мира»
Идеальный мир, в котором можно иметь все, неизбежно будет лишён всякого смысла.
В предисловии к изданию книги 2007 года Маргарет Этвуд написала: «В мире, где все доступно, ничто не имеет смысла». Лондон, описанный в книге, – именно такой мир.
Людей выращивают в бутылках по мере необходимости для выполнения определённых задач, начиная от умных Альф и заканчивая «полуморонскими» Эпсилонами. С самого рождения людей во сне приучают оставаться в своей касте, отдавать предпочтение лёгким удовольствиям, таким как «сома», идеальный наркотик, и сексу, и потреблять как можно больше. В результате все становятся покладистыми, послушными и постоянно находятся под наркотическим или оргазменным кайфом – и никто никогда не бывает одинок.
Два героя книги, психолог Бернард Маркс и писатель Гельмгольц Уотсон, видят сквозь эту пелену дешёвого удовлетворения. Бернард хочет традиционных, моногамных отношений – большое «нет» в его распутном обществе – предпочтительно с красивой, но слишком хорошо воспитанной работницей инкубатора Лениной Кроун. Гельмгольц чувствует высшее призвание в своей писательской деятельности, но он не может воспользоваться своей «скрытой силой», пока пишет ту чушь, которую требует его работа:
«Слова могут быть как рентгеновские лучи, если их правильно использовать – они проходят сквозь все. Вы читаете, и вас пронзает». […] Но что толку от того, что тебя пронзает статья об общинном пении или о последнем усовершенствовании органов обоняния?»
Когда ты можешь получить все по щелчку пальцев, в жизни не к чему стремиться. Нет целей. Некуда идти. И рано или поздно отсутствие цели в жизни сделает нас беспокойными. Люди созданы для того, чтобы двигаться – и не только физически. Нашему мозгу необходимо упражнять свой ум . Наши души жаждут творчества и красоты, и не только видеть, но и создавать их.
Постоянное состояние удовлетворённости – это своего рода тюрьма, и именно из неё надеются выбраться Бернард и Гельмгольц: один – взяв женщину своей мечты в авантюрное путешествие, другой – написав несколько смелых строк и прочитав их своим студентам. Конечно, оба они попадают в неприятности из-за того, что нарушают установленные правила, что приводит нас ко второму уроку…
Нет ничего, что мы ненавидим больше, чем не соответствовать, и все же даже в самых однородных группах всегда будут различия между людьми.
В отличие от Гельмгольца, который слишком умён для своего блага, но в остальном является идеальным примером альфы, Бернард немного ниже ростом, чем предполагалось – какой-то казус во время его «вылупления» – и, как следствие, часто подвергается насмешкам со стороны женщин, коллег и даже подчинённых. Добавьте к этому его моногамные наклонности, и вы получите человека, которого другие хотели бы видеть «не таким странным», включая Ленину.
Однако, как бы он ни старался исправить положение, Бернарду не удаётся найти соответствия . Его «сома-каникулы», вызванные наркотиками, никогда не продолжаются, и даже посещение «Службы солидарности», по сути, сексуальной оргии с синтетической музыкой, не приносит долговременного облегчения.
К счастью, Ленина соглашается сопровождать Бернарда в романтическом путешествии в природную резервацию в Нью-Мексико. Там они не только видят, как люди живут традиционно – рожают, пьют алкоголь, совершают религиозные обряды, добывают пищу, стареют, оплакивают своих умерших, – но и встречают Джона, «Дикаря».
Как выясняется, Джон – незаконнорождённый сын директора инкубатория и Линды, женщины, которую он привёз в резервацию много лет назад и которая до сих пор живёт там, ненавидя каждую минуту. Как и Бернард, Джон подвергся остракизму в племени коренных американцев за свою непохожую внешность (а позже – за умение читать, которое он использует для поглощения произведений Шекспира). Естественно, Бернард в восторге от встречи с человеком, который, как и он, не вписывается в общество.
«Видите ли, – говорит он Джону, – я довольно сильно отличаюсь от большинства людей». «Да, именно так», – подтверждает Джон. «Если человек отличается от других, он обязательно будет одинок». Хотя Джон и Бернард – самые яркие примеры, чем дальше вы будете читать книгу, тем больше будете понимать: Каждый из главных героев так или иначе отличается от той группы, в которую он должен влиться, и это – самый страшный источник их страданий.
Гельмгольц хочет писать настоящие стихи, но ему не разрешают. Ленина тоже втайне жаждет моногамии, к ужасу своей подруги Фанни. Директор инкубатория теряет свой пост, когда все узнают, что он стал отцом ребёнка. Даже Мустафа Монд, Всемирный контролёр, изначально был учёным человеком, задававшим слишком много вопросов, и именно так он и стал Контролёром, предпочтя страдания изгнанию.
Немногие страдания глубже, чем страдания от того, что мы не вписываемся в общество и чувствуем себя отвергнутыми нашими собратьями, и все же, как бы мы ни старались быть похожими, люди всегда будут отличаться друг от друга. На самом деле наши различия являются нашей величайшей силой как вида – но только если мы принимаем, ценим и используем их.
В следующий раз, когда вы почувствуете себя изолированным или одиноким, вспомните, что единообразие – это миф . Мы не можем и никогда не должны быть одинаковыми. Важно иметь друзей, семью и профессиональных коллег, с которыми можно общаться, но наше равенство заключается в том, что все мы люди, а не в каком-то определённом наборе черт, моделей поведения или способностей.
Для того чтобы существовало истинное счастье, мы должны столкнуться с возможностью страдания.
Поскольку директор инкубатория пригрозил отправить его в ссылку в Исландию из-за его странного поведения, Бернарду приходит в голову блестящий план: Он заберёт Дикаря и Линду обратно в Лондон и с их помощью заставит директора отказаться от своей угрозы. План срабатывает и даже делает Бернарда знаменитым, ведь теперь он – хранитель таинственного Дикаря, которого все хотят увидеть.
Поначалу Джон тоже взволнован, не в последнюю очередь потому, что ему нравится Ленина, и именно перед отъездом из резервации он произносит шекспировскую фразу, которая даёт название книге: «О храбрый новый мир, в котором есть такие люди. Давайте начнём прямо сейчас». Однако веселье и удивление быстро проходят, и когда разочарование Джона заставляет его запереться в своей комнате, Бернард теряет расположение гостей.
«Здесь ничего не стоит», – заключает Джон, желая быть скорее драматическим героем шекспировской пьесы, чем безжизненным человеком. «Мне не нужен комфорт. Я хочу Бога, я хочу поэзии, я хочу настоящей опасности, я хочу свободы, я хочу добра. Я хочу греха», – скажет он позже Мустафе Монду в ключевом разговоре романа. Однако перед этим он нападает на Ленину, которая, почувствовав взаимное влечение, кажется, готова заняться с ним сексом.
Узнав, что его мать Линда умирает от постоянного приёма сомы с момента приезда, Джон спешит в больницу, устраивая скандал (ведь прощаться с умирающими – не то, что обычно делают люди). В конце концов, он и Гельмгольц вступают в бой с ордой эпсилонов, пытающихся отобрать у них пайки сомы и тем самым «освободить» их. Бернард пытается разнять драку, но в итоге все трое оказываются перед Мустафой Мондом.
Бернарда и Гельмгольца приговаривают к изгнанию, которое Бернарду не нравится, а Гельмгольц ждёт с нетерпением. Даже Монд называет это наградой, ведь на островах собираются все умные, индивидуалистичные люди, вдали от обусловленного общества. «Вам должно быть больно и обидно, иначе вы не сможете придумать по-настоящему хорошие, пронзительные, рентгеновские фразы», – объясняет Гельмгольц, выбирая Фолклендские острова для своей ссылки, считая, что плохая погода вдохновит его на сочинение.
Тем временем Дикаря заставляют остаться, хотя в ходе долгих споров Контролёр мира признает, что в его словах есть смысл: «Я отстаиваю право быть несчастным». Правительство решило пожертвовать искусством, наукой и религией в пользу неглубокого, но стабильного счастья, которое он теперь видит вокруг себя, признает Монд:
«Фактическое счастье всегда выглядит довольно убого по сравнению с чрезмерными компенсациями за несчастье. И, конечно, стабильность не так эффектна, как нестабильность. В довольстве нет ни шика борьбы с несчастьем, ни живописности борьбы с искушением, ни фатального ниспровержения страстью или сомнением. Счастье никогда не бывает величественным».
Счастье в «Храбром новом мире» ненастоящее, поскольку оно не является ни побочным эффектом истинной жизни, ни наградой за страдания. Это просто базовый уровень искусственного довольства, и поэтому для нас, как и для главных героев, оно не приносит истинного удовлетворения.
Гельмгольц хочет грустить, чтобы лучше писать. Джон хочет бороться за любовь Ленины. Даже Всемирный контролёр хочет изучать науку, а не упразднять ее: «Как было бы весело, – думает он в один прекрасный момент, – если бы не нужно было думать о счастье!»
В конце концов Джон получает то, о чем просит. Некоторое время он спокойно живёт в одиночестве на маяке, даже искупает свои грехи, наказывая себя кнутом. Однако когда жители Лондона пронюхали об этом, они застигли его в доме, и последовавшее за этим возмущение вылилось в оргию. Осознав, во что он позволил себе превратиться, на следующий день он вешается, не в силах дальше справляться с тем, что все вокруг постоянно справляются с ним.
Счастье – это не то, что мы можем создать, как бы мы ни старались. Часто оно является побочным эффектом, иногда – с трудом завоёванной наградой, но настоящее счастье никогда не может быть тем, что мы получаем из-под крана или глотая таблетки. Если мы отвергаем возможность страдания, мы также отвергаем возможность истинного, глубоко наполняющего счастья – и это, возможно, самый мощный урок, который может преподать нам эта книга.
Храбрый новый мир Рецензия
Хотя история не так прямолинейна, а персонажи не так глубоки, как в 1984, именно это делает Brave New World захватывающей – и, возможно, лучшей книгой из двух. Персонажи плоские, потому что все в книге плоские, а история сложная, потому что антиутопия заключается не в одном явном враге, как угнетение.
Именно запутанная смесь вмешательства в биологию, усыпления людей различными способами и приучения их любить своё порабощение является бесчисленным поводом для обсуждения этой книги спустя почти 100 лет после ее публикации.
Если вы иногда сомневаетесь в нашем блестящем, счастливом от Instagram* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) мире, вы получите много пользы от этой книги. Подробнее о контексте книги и вдохновении автора читайте в Википедии . Книга также является одной из любимых у Джордана Петерсона и снабжена множеством замечательных цитат .
Кому бы я порекомендовал наше краткое содержание «Храброго нового мира»?
23-летней студентке колледжа, которая знает, что слишком много пользуется смартфоном, но не может остановиться, 43-летнему рабочему, который уже много лет не менял работу, и всем, кто иногда качает головой над нашей неумолимой культурой потребления.
“Завтрак с Сократом” (Breakfast With Socrates) – краткий обзор книги
“Вызов дикой местности” (Braving The Wilderness) – краткий обзор книги
“Храбрый” (Brave) – краткий обзор книги
“Революция блокчейна” (Blockchain Revolution) – краткий обзор книги
“Мозговой штурм” (Brainstorm) – краткий обзор книги