“фирменный” (Brandwashed) – краткий обзор книги
Brandwashed поможет вам принимать более правильные решения о покупке, выявляя психологические инструменты, которые используют маркетологи, чтобы настроить ваш собственный мозг против вас и заставить вас думать, что вы должны купить их продукцию.
Что делает людей особенными, так это наша способность понимать собственный мозг. Мы все обладаем разным уровнем знаний о том, как работает мозг, но большинство из нас не понимают его полностью.
Компании, напротив, обладают глубоким пониманием того, как работает ваш мозг. Если вы не невролог, они знают о слабых местах вашего мозга лучше, чем вы сами.
Было бы здорово, если бы они использовали эту информацию во благо, но печальная правда заключается в том, что они используют ее только для того, чтобы заставить вас купить их продукцию. Как же узнать, что они знают о себе, а что нет? Ответы вы найдёте в книге Мартина Линдстрома ’Brandwashed: Tricks Companies Use to Manipulate Our Minds and Persuade Us to Buy .
Вот 3 самых удивительных урока, которые я получил из этой книги:
- Страх делает вас иррациональными, и магазины используют это, чтобы заставить вас покупать вещи, которые вам на самом деле не нужны.
- Компании разрабатывают свои продукты и маркетинг, чтобы использовать вашу способность к зависимости.
- Фальшивое давление со стороны сверстников – ещё одна из многих вещей, которые создают продавцы, чтобы заставить вас покупать.
Готовы стать умнее и понять, как перестать покупать ненужные вещи? Давайте узнаем грязные секреты продавцов!
Вы покупаете ненужные нам вещи, потому что магазины знают, как использовать наши страхи против вас.
Мы испытываем страхи со времён наших пещерных предков. Если они не умели бояться, их шансы на выживание резко падали. При возникновении угрозы им приходилось быстро действовать, и теперь наш мозг при благоприятных обстоятельствах делает то же самое.
Миндалина – это часть мозга, из которой рождается страх. Этот инстинкт страха, вызванный необходимостью выживания, настолько силён, что даже способен замедлить работу рационально мыслящих частей нашего мозга. Компании знают об этом и часто играют на этом.
Одна охранная компания выпустила в эфир рекламный ролик, в котором прекрасно использовала этот механизм. Пока мать готовит ужин на кухне, ее дети играют на улице. Но мама не замечает мужчину, который жутко наблюдает за детьми.
Пугающего фактора этой рекламы было достаточно, чтобы люди пошли и купили устройства безопасности компании. Продажи систем сигнализации выросли на 10%. Люди не были рациональны, потому что уровень преступности на самом деле снижался!
Ещё один способ использовать наши страхи против нас – преувеличить, как мы боимся стать тем, кем не хотим. Они могут сделать это, заставив проблемы, с которыми нам приходится иметь дело, казаться намного хуже, чем они есть на самом деле.
Например, спрей от аллергии Flonase однажды изобразил женщину с аллергией, вынужденную оставаться дома, пока на улице идёт вечеринка. Но стоит ей купить их продукт, и она сможет наслаждаться пребыванием на улице со своей семьёй и друзьями.
Зависимость может случиться с каждым, и компании хорошо знают этот процесс и используют его, чтобы заставить вас купить товар.
Многие из нас не могут жить без телефона или любимой еды. Вам слишком хорошо знакомо чувство, когда вы выходите из дома без телефона и чувствуете сильную ломку, настолько сильную, что вам приходится возвращаться за ним. Это классический симптом зависимости.
В одном из исследований выяснилось, насколько сильно использование мобильных телефонов влияет на мозг молодых американцев. Когда у 18-25-летних звонят телефоны, в мозгу загорается область, связанная с влюбленностью. Другими словами, вы влюблены в свой телефон, и это не случайно.
Шопинг, с другой стороны, имеет те же эффекты, но немного более зловещие. Кайф, который мы получаем от покупок, высвобождает дофамин, который даёт ощущение благополучия. Но это побуждает нас хотеть большего, поэтому мы тратим больше. Разорвать этот замкнутый круг бывает непросто.
Компании по производству продуктов питания хорошо знают об этом эффекте, даже если вы не знаете. Именно поэтому они напичкали свои продукты вредными жирами и сахаром. Вы получаете тот же дофаминовый прилив, и в следующий раз, когда вы возвращаетесь, вам нужно больше, чтобы получить тот же эффект, поэтому вы покупаете ещё больше.
Исследования на крысах, пристрастившихся к еде и кокаину, дали тревожные результаты. У крыс, подсевших на еду, последствия тяги к ней сохранялись в семь раз дольше, чем у крыс с наркотической зависимостью!
Помните, что компании знают об этом и без колебаний используют способность вашего организма к зависимости против вас!
Вы совершаете некоторые покупки из-за фальшивого давления сверстников, которое создают продавцы.
Человеческая природа такова, что нам нравится следить за тем, что делают другие. Если посмотреть на наших предков, это вполне логично. Люди лучше выживали в сообществах, в которые было легче попасть, если ты хорошо вписывался.
Мы учимся пользоваться определёнными предметами, глядя на то, что делают с ними другие. Нам также трудно не соответствовать, когда все остальные следуют установленному образцу. Кроме того, мы склонны хотеть то, что, как мы видим, есть у большинства людей. Исследования подтверждают все эти три истины о давлении сверстников .
Если вы посмотрите вокруг себя, то, возможно, среди ваших вещей есть такие, которые, по вашему мнению, просто обязаны быть у вас. Даже не подозревая об этом, вы можете думать, что вам нужен этот iPhone или дизайнерская брендовая сумочка, потому что все остальные так делают.
Но эти модные вещи не означают, что вы уникальны или в моде, это вы поддаётесь бизнесу, который использует вашу психологию без вашего ведома.
Отзывы – один из лучших инструментов, который используют компании, чтобы подделать давление со стороны окружающих. Вспомните, например, последнюю вещь, которую вы купили на Amazon. Приобрели ли вы в итоге тот товар, который имел наибольшее количество и самые высокие отзывы? Мало кто знал, что до 25% из них – фальшивые!
Мы также сходим с ума по товарам из списков бестселлеров, потому что думаем, что это означает, что они имеют ценность. Оказывается, то, что попадает в топ-чарты, исходит не от экспертов. Вместо этого тот, кто договаривается заплатить больше, чтобы попасть на вершину.
В последнее время я прочитал много книг, в которых рассказывается о хитрых тактиках, которые можно использовать, чтобы получить больше продаж, но эта книга отличалась от других. Мне очень понравилась позиция, с которой «Brandwashed» смотрит на ситуацию с точки зрения потребителя. Признание того, как маркетологи используют наш собственный мозг против нас, чтобы мы покупали нерационально, очень важно, если мы хотим сэкономить деньги и стать счастливее!
Кому бы я порекомендовал книгу Brandwashed?
57-летнему человеку, у которого есть зависимость от покупок и который боится за свои сокращающиеся сбережения, 22-летнему студенту, который посещает курсы маркетинга, и всем, кто хочет принимать более обоснованные решения о покупке.
“Дыхание” (Breath) – краткий обзор книги
“Мышление черного ящика” (Black Box Thinking) – краткий обзор книги
“Рожденный для этого” (Born For This) – краткий обзор книги
“Горько-сладкий” (Bittersweet) – краткий обзор книги
“Битовая грамотность” (Bit Literacy) – краткий обзор книги