“Стратегия голубого океана” (Blue Ocean Strategy) – краткий обзор книги
Стратегия голубого океана рассказывает о новом типе бизнес-стратегии, которая не обязательно основывается на получении конкурентного преимущества над соперниками, но и на инновационном выходе с текущего рынка, чтобы создать свой собственный океан возможностей.
Если бы мы могли описать современный деловой мир одним словом, то этим словом была бы конкурентоспособность. Предприятий стало больше, чем когда-либо прежде, и мир стартапов не подаёт признаков замедления. Технологии позволили людям открывать бизнес практически без затрат, как и социальные сети.
Таким образом, что остаётся делать любому предпринимателю, желающему открыть собственную компанию, увеличить масштабы бизнеса или выжить на рынке? Ответ может показаться клише, но он станет понятным, когда мы погрузимся в его суть: внедрять инновации.
Создание новых и улучшенных продуктов – это единственное лучшее решение, которое можно реализовать на перенасыщенном рынке. Вместо того чтобы концентрироваться на победе над конкурентами, почему бы не сосредоточиться на создании новых возможностей для себя? «Стратегия голубого океана» В. Чан Кима может оказаться именно тем, что вы ищете, если хотите понять, как это сделать.
Вот три самых важных урока из этой книги:
- Компания должна переключить своё внимание с «красного» океана на «голубой».
- Стратегия business canvas позволяет определить компанию и сосредоточиться на ее основных сильных сторонах.
- Сделать так, чтобы конкуренты казались несущественными по сравнению с вашими инновациями, – вот в чем суть стратегии «голубого океана».
Знания приходят в результате повторения, поэтому нам придётся подробно разбирать каждый урок и использовать каждый из них, чтобы извлечь из них максимальную пользу.
Вместо того чтобы соревноваться в Красном океане, научитесь нырять в глубины Голубого океана .
В книге представлены два типа рынков – Красный и Голубой океаны . Первый тип рынка – это поле битвы предприятий, место, где они практикуют свою операционную деятельность, ищут новые источники для получения конкурентных преимуществ и вырывают ковёр друг у друга из-под ног.
Этот рынок немного нервный, так как предполагает выделение многих ресурсов на борьбу с конкурентами, поиск новых мест для завоевания и постоянное наблюдение через плечо за тем, не делают ли другие то же самое. Здесь сражаются малые, средние и крупные предприятия, пытаясь завоевать потребителей.
Голубой океан – это совершенно новая, неосвоенная территория, на которой в итоге работает не так уж много компаний. Почему? Потому что попадание в «голубой океан» подразумевает, что руководители данной компании тратят время на инновации и создание новых продуктов или услуг, которые не могут конкурировать с теми, что уже есть на рынке.
В «красном океане» трудно искать новые источники дохода и внедрять инновации. В «голубом океане» это ваш основной фокус. Вы отвлекаетесь от конкурентной борьбы и сосредотачиваетесь исключительно на инновациях. Если вы преуспеете, то, скорее всего, выиграете, даже не вступая в борьбу, а потребители перейдут на новую тенденцию, заданную вами.
Приход к «голубому океану» подразумевает разработку стратегии, которая позволит вам победить в конкурентной борьбе.
Каждому бизнесу придётся сражаться в Красном океане, независимо от его отрасли. Конкуренция – естественная часть среды и роста каждой компании, но именно ее руководители должны придумать, как ее укротить, сосредоточившись на инновациях . Другими словами, вам придётся плавать в красном океане, пока вы не доберётесь до синего.
Один из способов сделать это – применить канву, предложенную авторами. Эта канва состоит из четырёх основных вопросов, которые нужно задать себе, прежде чем прыгать в Голубой океан:
- Какие из факторов, которые индустрия считает само собой разумеющимися, должны быть устранены?
- Какие факторы должны быть снижены до уровня ниже отраслевого стандарта?
- Какие факторы следует поднять выше отраслевого стандарта?
- Какие факторы следует создать, которые никогда не предлагались?
Первый вопрос пытается открыть для компаний пространство для оценки предлагаемых ими услуг или продуктов, которые не интересуют потребителей и которые они должны исключить, чтобы увеличить маржу и сосредоточиться на инновациях.
Например, бюджетные авиакомпании отказались от залов ожидания в аэропортах и предложили больше рейсов, что, в свою очередь, увеличило их показатели и повысило поддержку со стороны потребителей, которые хотели чаще летать, а не пользоваться лучшими залами ожидания.
Второй вопрос похож, но в нем спрашивается, на чем вы можете сосредоточиться, чтобы стать лучшим, и при этом уменьшить внимание к другому аспекту настолько, чтобы поддерживать его на минимальном уровне. Будьте лучшим в своей области, а не во всех областях. Это подводит нас к третьему вопросу: что это будет за область? Где вы с большей вероятностью добьётесь успеха? Сосредоточьтесь на этой области. Наконец, четвёртый вопрос касается инноваций, или голубого океана.
Прыгните в Голубой океан и сделайте так, чтобы ваши конкуренты казались несущественными.
Выход в Голубой океан – важный шаг для каждой компании, потому что он не только обеспечит ваше выживание на рынке, но и позволит успешно развивать предприятие, по крайней мере, в течение короткого времени. Инновации являются краеугольным камнем любого бизнеса, индустрии и прогресса в какой-либо области.
Инновации необходимы для улучшения нашего мира. Более того, потребители всегда ищут лучшие товары и услуги, поэтому тот, кто первым предложит более новое, более блестящее, более эффектное изобретение, скорее всего, завладеет вниманием масс.
Чтобы начать это делать, вам придётся вложить много ресурсов в R&D и переключить внимание с конкурентов сейчас на свои предложения в будущем. Сделайте это с помощью ценностных инноваций – концепции, которая подразумевает создание скачка в ценности для ваших потребителей. Когда вы это делаете, вы открываете для своих покупателей новую территорию для исследования.
Вы можете создать добавленную стоимость, улучшив то, что у вас уже есть, – это замечательно, но это не выделит вашу компанию. Второй способ улучшить жизнь ваших покупателей – предложить новые, усовершенствованные продукты. Сильная компания использует оба подхода, чтобы завоевать своих потребителей.
Стратегия голубого океана – это революционное произведение, основанное на идее о том, что вокруг традиционных рынков промышленности и бизнеса всегда существует голубой океан. Основная концепция заключается в том, что вам не нужно соответствовать или побеждать своих конкурентов, поскольку всегда есть другие отрасли, которые ждут, чтобы их завоевали.
Эта книга – отличная отправная точка для любого малого бизнеса, стремящегося понять, как по-другому подойти к рынку, чтобы победить и создать свой собственный Голубой океан.
Кому бы я порекомендовал книгу «Стратегии голубого океана»?
55-летнему генеральному директору, который хочет узнать больше о бизнес-стратегии и о том, как создать новый рынок в своей устоявшейся компании, 35-летнему основателю стартапа, который хочет научиться ориентироваться в конкурентной среде бизнеса, или 24-летнему студенту MBA, который хочет получить практические знания о мире бизнеса.
“Границы” (Boundaries) – краткий обзор книги
“Подмигни” (Blink) – краткий обзор книги
“Плетение сладкой травы” (Braiding Sweetgrass) – краткий обзор книги
“Чертеж” (Blueprint) – краткий обзор книги
“Тело по науке” (Body By Science) – краткий обзор книги