“Развлекаемся до смерти” (Amusing Ourselves To Death) – краткий обзор книги
Amusing Ourselves To Death проведёт вас через историю средств массовой информации, чтобы показать, как роль развлечений в обществе возросла до такой степени, что наша зависимость от них подрывает наше независимое мышление.
Мой родной язык – немецкий. На уроках английского языка меня всегда восхищала одна вещь: как переводятся наши идиомы и наоборот. Например, если вы хотите помочь кому-то справиться с отказом, вы можете сказать: «Жизнь – это не всегда чаша с вишнями». Популярным немецким эквивалентом у нас является: «Жизнь – это не ферма пони». Смысл в том, что на ферме пони все всегда прекрасно.
Идеальный мир, в котором все всегда счастливы, называется утопией . Некоторые из самых популярных в мире научно-фантастических произведений исследуют, что произойдёт, если мы не только попытаемся построить такое место, но и если все пойдёт не так. Это называется дистопия – несчастное общество. Видеоигры, такие как Bioshock, фильмы, такие как The Matrix, и множество классических книг относятся к антиутопическому жанру.
Две из них, с которыми вы, возможно, знакомы со школьных времён, – это «1984» Джорджа Оруэлла и «Храбрый новый мир» Олдоса Хаксли . Один утверждает, что тоталитарный режим будет следить за каждым нашим шагом, другой предполагает, что мы будем оцепеневшими от потребительства и наркотиков. Особенно после Второй мировой войны предсказание Оруэлла казалось гораздо более вероятным. Поэтому, когда в тот самый год, когда оно «сбылось», Нил Постман появился на крупнейшей в мире книжной ярмарке и заявил, что Хаксли был гораздо ближе к реальности, он вызвал немалый переполох.
Amusing Ourselves To Death стала результатом его появления. Ещё в 1985 году он утверждал, что подъем телевидения станет нашим падением. Вот его аргументация в 3 уроках:
- XIX век был веком чтения.
- Телеграфия и фотография вырвали информацию из контекста.
- Всё, что вы видите по телевизору, было извращено, чтобы развлечь, поэтому трудно чему-то научиться.
Если вы задаётесь вопросом, почему мы стали такими плохими читателями, то это правильное место для обучения. Поехали!
Менее 2 лет назад все были начитанными.
Несколько дней назад 52-й Суперкубок приклеил более 100 миллионов американцев к своим телевизорам. Это примерно треть всего населения. Можете ли вы представить себе книгу, пользующуюся такой популярностью? В новейшей истории только «Голодные игры» приблизились к этому показателю, продав около 65 миллионов экземпляров. Однако даже если ваша книга продастся ‘всего лишь» одним миллионом экземпляров, она уже войдёт в топ-0,001%.
Но не так давно все было иначе. «Здравый смысл», 49-страничный памфлет Томаса Пейна, призывавший США к независимости от Великобритании, был напечатан 500 000 раз – в 1776 году. Это означает, что его прочитал каждый пятый американец. Это потому, что в то время чтение было и способом развлечения, и ареной для публичных дискуссий .
Конечно, политики тоже произносили часовые речи, но они в основном дополнялись текстом и были похожи по структуре и языку. Не забывайте также, что не было фотографий. Большинство людей не узнали бы президента, если бы он проходил мимо, но его речь была бы им знакома.
Учитывая, что текст был единственным доступным средством распространения и сбора информации, эта тенденция чтения ‘- сохранится на протяжении большей части XIX века, особенно с подпиской и разовыми моделями газет, сделав их доступными для масс .
Но потом…
Телеграф и фотоаппарат положили начало периоду малого контекста.
Примерно в середине XIX века телеграф по-настоящему взлетел . Эта блестящая технология позволила людям передавать короткие сообщения на огромные расстояния за считанные минуты. Отправка писем туда и обратно занимала недели, но с помощью телеграммы важные сообщения могли дойти до адресата немедленно.
Однако, как и подобает людям, они стали пользоваться телеграфом не только тогда, когда это было необходимо, а постоянно, просто потому что могли. Бессмысленные сообщения о гонорарах, простуде и политических слухах стали обычным делом. Точно так же плёночная фотография позволила делать масштабные снимки в конце 1800-х годов, поэтому рекламные агентства и газеты с успехом использовали тот факт, что «фотография стоит тысячи слов .»
Общим для обоих этих средств массовой информации является то, что они передают информацию таким образом, что полностью лишены контекста . Считайте их Twitter и Instagram* (продукт Meta Platforms Inc., компания признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена) того времени. Поэтому, когда они захватили общественную коммуникацию, количество и частота информации значительно увеличились, но качество пострадало.
Люди теперь знали больше лакомых кусочков обо всем, но гораздо меньше о тех немногих вещах, которые было важно понимать во всей их полноте. Это проблема, и она сохраняется по сей день.
На телевидении все должно быть развлекательным, поэтому носитель диктует сообщение.
Большинство инноваций развивают старые технологии, и когда кажется, что они не развивают, мы часто обнаруживаем, что они подхватили нить, которую мы оставили нетронутой на десятки, а иногда и сотни лет. В случае с телевидением, поскольку первоначальные программы охватывали только новости, большинство людей думали, что это следующая итерация печатного станка, новый способ распространения информации по всему миру.
Однако здесь Постман выдвигает один из своих главных, опровергающих аргументов: это не так. Телевизор пришёл на смену телеграфу и фотографии и, таким образом, продолжает прокладывать обществу путь к бесконтекстным развлечениям. Видео – заманчивый медиум, он задействует множество органов чувств, но чтобы мы продолжали смотреть, мы должны постоянно чувствовать себя вовлечёнными. В результате все, что вы видите по телевизору, либо сконструировано так, чтобы быть в развлекательном формате, либо переделано под него.
Подумайте об этом. Новости идут с музыкой, множеством анимации, а репортёры со странным энтузиазмом рассказывают о катастрофах и погоде. Политические дебаты похожи на словесный боксёрский поединок, где побеждает тот, кто лучше себя преподнесёт. Рекламные ролики стараются произвести фурор, чтобы заставить вас купить товар. Даже церковные проповеди и документальные фильмы вынуждены рассказывать истории, чтобы вы не переключили канал.
Сегодня американцы тратят более 12 часов в день на медиа, большая часть которых приходится на телевидение и потоковое вещание. Если все это действительно лает и не кусает, то, возможно, к 100-летнему юбилею Brave New World ‘в 2032 году мы будем ближе, чем нам хотелось бы.
У меня нет телевизора с 2010 года. Иногда я смотрю передачи и фильмы на ноутбуке, но отказаться от новостей или вообще от стандартного доступа к телевизору – это шаг, который я бы рекомендовал сделать любому человеку в любой день недели. Как и Amusing Ourselves To Death .
Кому бы я порекомендовал книгу Amusing Ourselves To Death?
17-летней девушке, которая проводит большую часть своего свободного времени за просмотром телевизора, 68-летнему старику, который не понимает одержимости молодых людей социальными сетями, и всем, кто любит смотреть 8-часовые новости.
“Плохая феминистка” (Bad Feminist) – краткий обзор книги
“Алхимия” (Alchemy) – краткий обзор книги
“Краткая история почти всего на свете” (A Short History Of Nearly Everything) – краткий обзор книги
“Amazon” – краткий обзор книги
“Измененные черты” (Altered Traits) – краткий обзор книги